Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Юридическая ответственность врачей: почему медикам важно знать собственные права при взаимодействии с пациентом
За последние годы количество жалоб на медицинских работников постоянно растет. Причем согласно независимым исследованиям, чаще всего в уголовных делах против врачей фигурируют терапевты (больше 31%) и хирурги (почти 20%).
В 2021 году каждое третье обращение в Следственный комитет завершилось
возбуждением уголовного дела. Поводом для обращения в правоохранительные органы
является конфликт в системе «врач-пациент-медицинская организация», часто не
связанный с дефектами оказания медицинской помощи. Поэтому медикам важно знать
собственные права и уметь защищать свои интересы.
В последние годы судебные иски в отношении медработников становятся объектами
пристального внимания общественности и вызывают широкий резонанс. Инициаторами
конфликта в большинстве случаев становятся пациент или его родственники, которые
обвиняют медиков в некомпетентности, ходатайствуют о возбуждении гражданского
или уголовного дела.
Наряду с уголовно-правовой оценкой случаев ненадлежащего оказания медицинской
помощи (так называемые «ятрогенные» преступления) медицинские работники все чаще
становятся фигурантами уголовных дел о должностных и коррупционных
преступлениях, о чем свидетельствуют сообщения в средствах массовой информации.
Помимо уголовной врач несет иные виды персональной ответственности:
материальную, дисциплинарную, административную. А медицинские организации
отвечают гражданско-правовой ответственностью. Как показывает судебная практика,
сумма компенсации пациенту (родственникам пациента) за некачественное лечение
может достигать 50 млн. рублей. В последующем, если суд удовлетворил исковые
требования пациента (его родственников), медицинская организация вправе обратить
взыскание на виновного медработника в порядке регресса и потребовать компенсацию
своих расходов.
При этом, зачастую формальным основанием для длительных разбирательств служит
ненадлежащее оформление правоотношений с пациентами (по ОМС, ДМС и платным
услугам), неверно оформленный отказ пациенту в лечении, отказ в предоставлении
информации или предоставление ложной информации пациенту (его родственникам) и
т.д.
Чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций всем медспециалистам и
руководителям клиник стоит актуализировать свои знания в части медицинского
права, основных причин привлечения к ответственности, а также правильного
контроля документооборота, чтобы договор на оказание медицинских услуг и иные
документы, регулирующие правоотношения с пациентами, не содержали никаких
«подводных камней».
«Правовая оценка случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи является
одной из самых сложных категорий в судебной практике. Для врачей существует
множество запретов и обязанностей, которые они должны исполнять. В отличие от
этого, за пациентами закреплено намного больше прав, они являются потребителями
медицинских услуг, - отмечает Анастасия Конаныхина, к.м.н., доцент, заведующая
кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного
образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. – На кафедре инновационного медицинского
менеджмента Академии постдипломного образования разработан специальный курс для
врачей и юристов, практикующих в сфере здравоохранения, который позволяет
слушателям приобрести уникальные знания в части надлежащего оформления
договорных отношений с пациентами в медицинской организации, разобраться в
юридической и медицинской составляющей практики привлечения к ответственности
медицинских работников.. Это междисциплинарный диалог спикеров курса -
следователя, судмедэксперта и адвоката, построенный на основании их многолетнего
практического опыта и базирующийся на анализе конкретных ситуаций и судебной
практики».