Специалисты рассказали, как архитектурные формы влияют на человека с точки зрения нейробиологии
Возможность сотрудничества архитекторов с учеными-когнитивистами и нейробиологами — тема, в последнее время захватившая многих связанных с архитектурным проектированием людей. О том, как форма, цвет и свет могут влиять на восприятие пространства, рассказали на сессии компании «Практика» в рамках Форума 100+ Сергей Кавтарадзе, академический руководитель магистерского направления «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ и Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Практически
все профессиональные и творческие инструменты в архитектуре основаны в том числе
на эксплуатации особенностей человеческой психологии. Например, обращаясь к
диапазону предполагаемых соотношений человеческого тела и потребных ему оконных
и дверных приемов, архитектор управляет восприятием масштаба здания.
Применительно к современной архитектуре в дело также может вступить такая
вездесущая категория художественного формообразования, как ритм. Любое
воздействие ритма основано на самых простых принципах: предсказуемости,
«экономии мыслительной энергии» и, следовательно, комфортности или, напротив,
ощущении дискомфорта.
Другой важный для современной архитектуры аспект — цвет, который влияет на
ощущения человека. Так, «персиковый» цвет благотворно влияет на состояние людей
с расстройствами аутического спектра, поэтому его рекомендуется использовать,
например, в интерьере детского сада для детей с ОВЗ.
Организация пространства также оказывает значительное влияние на человека.
Например, тема дизайна образовательной среды уже многие годы широко исследуется
в мире: педагоги, психологи, социологи, архитекторы, специалисты в области
дизайна разных стран ищут решения, помогающие установить корреляцию между
архитектурными и интерьерными решениями, дизайном образовательной среды и
образовательными результатами. Результаты изысканий существенны — от 16 до 20%
улучшения образовательных результатов наблюдается при соблюдении определенных
условий дизайна образовательного пространства.
В настоящее время закономерности влияния архитектурных форм на человека получают
возможность инструментального изучения, в том числе путем визуализации
возбуждения у воспринимающего архитектуру человека соответствующих участков коры
головного мозга. Такие исследования уже проходят как за рубежом, так и в нашей
стране, в том числе в стенах НИУ ВШЭ.
У архитекторов, когнитивистов и нейробиологов есть широкие перспективы
сотрудничества. Одна из главных и глобальных функций архитектуры как
изобразительного или «изящного» искусства — создание потребной обществу картины
мира и формирование чувства внутреннего комфорта. На стыке разных дисциплин и
доказательными методами возможно будет проектировать пространства, отвечающие
потребностям современного человека.
Источник: remedium.ru