Психология конфликтов
Вы, конечно, замечали, что в трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Можно даже сказать, что конфликт той или иной степени накала это явление повседневное и повсеместное. Это не хорошо и не плохо, это просто кусочки нашей с вами жизни. Но было бы интересно понять, почему разные люди используют разные стили поведения в конфликтах, чем это вызвано, и нужно ли вообще мудрить по этому поводу.
Конечно, спор – он и есть спор, и вести себя надо так, как подсказывает нам
накал собственных эмоций и возникшая ситуация? Английские психологи предложили
все способы поведения людей в конфликтных ситуациях свести к пяти основным,
которые мы и рассмотрим подробнее, с точки зрения их «практического» применения.
Способ конкуренции. Обычно к нему прибегают люди, играющие только по своим
правилам, учитывающие только собственные интересы в возникшем споре, в ущерб
интересам других людей. Другой человек при этом вынужден принять чужие правила
игры или отступить. Стратегию конкуренции в споре используют люди, обладающие
сильными волевыми качествами, для которых важно достигнуть поставленной цели.
Стратегия эта не так уж плоха и может быть вполне эффективна, необходимо только
четко знать, когда ее можно использовать, а когда лучше поискать другую линию
поведения. Например, ее не рекомендуется использовать при выяснении личных
отношений с близкими людьми. Конкурировать в споре есть прямой смысл, если вы
обладаете определенной властью: вы знаете, что ваше решение или подход в данной
ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Конечно, ваша
настойчивость и бескомпромиссность может вызвать недовольство, но, зато, если вы
получите положительный результат, то приобретете новых сторонников. Еще
несколько ситуаций, когда стратегия конкуренции в споре может быть полезна:
исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение возникшей
проблемы; вы обладаете достаточным авторитетом и очевидно, что ваше решение –
наилучшее; необходимо быстро принять решение; вы чувствуете, что у вас нет иного
выбора и вам нечего терять.
Способ уклонения. Вы не отстаиваете свои права и точку зрения, не пытаетесь
найти с собеседником общей точки зрения для решения проблемы, то есть просто
уходите от конфликта. Это вовсе не означает, что вы безвольный человек, может
быть, вы просто верно просчитали ситуацию и решили, что вам совсем ни к чему
«ломать копья». В каких же случаях способ уклонения наиболее эффективен? Вот
некоторые из них, наиболее типичные: напряженность в споре слишком велика, и вы
чувствуете, что сейчас важнее просто снизить накал страстей; вам, в общем-то, и
не важно, чем закончится конфликт или вы считаете, что решение «лежит на
поверхности» и не стоит тратить силы на то, чтобы найти его; у вас был трудный
день, а решение проблемы может принести вам дополнительные неприятности; по
каким-то причинам вы уверены, что не можете или даже не хотите, чтобы конфликт
разрешился в вашу пользу; вам необходимо выиграть время для того, чтобы получить
новую информацию, понять скрытые мотивы вашего визави, заручиться чьей-нибудь
поддержкой, – иначе говоря, вам нужен тайм-аут для выбора оптимальной стратегии
поведения; вы не обладаете достаточной властью для решения конфликта желательным
для вас способом; пытаться решить проблему именно сейчас – опасно, это может
только усугубить ситуацию.
Способ приспособления. Вы пытаетесь действовать совместно с другим человеком, не
отстаивая собственную точку зрения. Стратегию эту лучше использовать, когда
исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для
вас. Но лучше его не применять, если вы чувствуете, что другой человек и не
собирается, в свою очередь, поступиться чем-то или не оценит сделанного вами.
Короче говоря, способ хорош своей жертвенностью и альтруизмом, но применять его
можно не со всеми. Еще несколько наиболее характерных ситуаций, где стиль
приспособления наиболее оптимален: вас не особенно волнует случившееся; мир и
добрые отношения для вас важнее; вы полагаете, что другой человек может извлечь
из этой ситуации полезный урок, хотя вы заранее знаете, что он ошибается.
Способ сотрудничества. В конфликте вы активно отстаиваете свои интересы, но при
этом готовы понять и другого человека. При таком поведении вам потребуется
некоторое время для того, чтобы осознать скрытые интересы вашего оппонента и
найти решение, которое удовлетворило бы всех. При этом обе стороны должны хотеть
выслушать друг друга, уметь это делать и в конце концов объяснить собственные
желания. Путь непростой, но из всех стратегий поведения в конфликте, наиболее
эффективный и характеризующий вас как умных и дальновидных людей. Способ
сотрудничества целесообразен, если люди, участвующие в споре, прекрасно
понимают, в чем состоит истинная причина конфликта и заинтересованы в том, чтобы
он в дальнейшем по этому поводу не возникал. Ситуации, когда сотрудничество
просто необходимо: решение проблемы одинаково важно для обеих сторон; вас
связывают тесные, длительные и взаимозависимые отношения; спор не требует
немедленного разрешения и у вас есть время на поиск решения; все участники
способны связно изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; обе
стороны, вовлеченные в конфликт, обладают равной властью.
Способ компромисса. Этот стиль на первый взгляд мало чем отличается от
предыдущего, но отличие все же есть. Если в первом случае вы стараетесь
докопаться до самых глубин конфликта и решить его кардинальным образом, то
компромисс подразумевает сиюминутное, по принципу «здесь и сейчас» погашение
нежелательной ситуации. При этом вы готовы чем-то поскупиться в собственных
интересах, справедливо ожидая того же от противной стороны. Все, что для этого
нужно, это обозначить область совпадения интересов, а она в любом споре
обязательно существует. Ситуации, где компромисс наиболее продуктивен: обе
стороны обладают одинаковой властью и не имеют взаимоисключающих интересов; вы
хотите прийти к согласию быстро и без глобальных потерь для себя; вас обоих
вполне устраивает временное «затишье»; вы считаете, что сможете воспользоваться
кратковременной выгодой в своих интересах; все другие подходы к решению проблемы
оказались неэффективными.
Как вы уже поняли, каждый из пяти перечисленных способов эффективен только в
определенных условиях и ни один из них не может быть выделен, как самый лучший.
Выбор определяется каждой конкретной ситуацией и свойствами вашего характера.
Человек, более или менее опытный в коммуникациях, как правило, с одинаковым
успехом пользуется всеми стратегиями поведения в конфликте, меняя их, как костюм
или галстук. Но и в этом случае, существует один, самый привычный способ,
который применяется чаще, особенно в те моменты, когда жизнь не дает времени
задуматься и оценить ситуацию. Далеко не все из перечисленных стилей дают
одинаковое качество разрешения конфликта. Большинство из них снимает остроту
проблемы лишь на время и не гарантирует, что эта тема спора не поднимется в
будущем. Кардинальное же решение проблемы обеспечивает лишь один стиль – стиль
сотрудничества.
Автор: Елена Егорова, психолог
Источник: Beautytime.ru