Фармацевтический рынок России – итоги 2005 годаКомпания RMBC(ГК «Ремедиум») подвела итоги развития розничного сектора фармацевтического рынка РФ за 2005 год. Суммарный объем российского фармацевтического рынка составил 7,4 млрд. долларов США в конечных ценах.
Главным фактором, повлиявшим на развитие фармрынка РФ в 2005 году, стала
программа ДЛО, определившая годовой 33% прирост рынка в ценах конечного
потребления.
Заметно увеличилась покупательская способность населения. Так потребление
лекарств на душу населения в 2005 году составило в денежном выражении 36,7
долларов США(без учета ДЛО), по сравнению с аналогичным показателем 2004 года в
30,5 долл. США.
Объем аптечного сектора фармрынка РФ составил 5,3 млрд. долл. в розничных ценах.
По сравнению с данными за 2004 год, прирост в данном сегменте составил 20%.
В данном сегменте наиболее заметной тенденцией прошлого года стало бурное
развитие аптечных сетей, как в частном, так и в государственном секторе.
Введение программы дополнительного лекарственного обеспечения наиболее заметно
отразилось на рейтинге ведущих торговых наименований, продемонстрировавшем
значительные перестановки: доля многих препаратов уменьшилась за счет
сосредоточения объема в ДЛО и, как следствие, снижения продаж в рознице. Однако,
лидером аптечного рынка в 2005 г. остался препарат Актовегин, несмотря на его
участие в программе дополнительного лекарственного обеспечения. Прошлогодние
лидеры, Боярышника настойка и Но-шпа, снизив доли, потеряли позиции в рейтинге.
Десять ведущих торговых марок аккумулируют свыше 7% аптечного рынка страны.
В то же время, рейтинги лидирующих производителей, МНН и АТС групп не претерпели
особых изменений, что свидетельствует о стабильности российского фармрынка в
целом. Ведущим производителем в розничном сегменте уже несколько лет является
компания Sanofi Aventis. «Тройка» ведущих МНН (поливитамин+мультиминерал,
эналаприл, панкреатин), аккумулирующая 11% аптечных продаж, также не претерпела
изменений.
Объем больничных закупок в РФ в 2005 году увеличился на 20% по сравнению с 2004
годом и составил 1,07 млрд. долл. Рейтинги ведущих торговых наименований и МНН
претерпели существенные изменения за анализируемый период. Подобно аптечному
сектору, структура госпитального сегмента в разрезе производителей и АТС групп
демонстрирует относительную стабильность.
Айдар Ишмухаметов, председатель совета директоров ГК «Ремедиум»:
Влияние государственных программ (и ДЛО, в частности) конечно нельзя
недооценивать. Но многие компании в минувшем году так увлеклись участием в
тендерах, глобализацией и другими процессами, что не усилили свои маркетинговые
позиции. Это можно увидеть и в рейтингах препаратов: когда занимающие стабильно
высокие позиции оказываются на несколько мест ниже.
Будущий год будет во многом решающим. Государство все более активно включается в
бизнес процессы, выполняя свою основную функцию - социальной направленности.
Производителям придется укрепить свои позиции и идти по четко намеченному пути,
не бросаясь из стороны в сторону, и только так они смогут завоевать стабильные
позиции на рынке.
Максим Якушкин, руководитель департамента регионального развития «СИА
Интернейшнл»:
Аптечный рынок в последние годы очень активно развивается. И прошлый год - тому
свидетельство. Крупные игроки активно скупают региональные сети, развивают новые
формы работы по франшизе, расширяют набор сопутствующих услуг. Все это
обусловлено ростом конкуренции среди игроков розницы и борьбой за право стать в
будущем национальной аптечной сетью. Очевидно, что такое развитие требует
колоссальных инвестиций, поэтому сети, обладающие непрофильными активами, будут
от них постепенно избавляться.
Наметившаяся тенденция развития аптечного рынка будет продолжаться и в этом
году. Единственное, ожидать прихода в Россию западного игрока, на мой взгляд, не
придется, речь может вестись лишь о долевом участии в бизнесе российских сетей.
Хотя для этого время пока не пришло.
Настасья Иванова, генеральный директор Национальной Дистрибьюторской Компании:
Заметной тенденцией в этом году стало усиление государственного регулирования
отрасли. Основными инициативами стали: ужесточение законодательства в области
рекламы, обязательный переход на стандарты GMP для отечественных производителей,
сохранение обязательной сертификации. Это вполне обоснованно, так как рынок
бурно развивается, в связи с этим есть необходимость упорядочить его работу.
Скорее всего, следствием этого станет ускорение процесса консолидации, так как
не все небольшие компании смогут работать в изменившихся условиях.
За дополнительной информацией обращаться:
+7 495 101 3523
(Екатерина Винокурова)
Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан редактору
|
|
|