Объявления

Новости медицины / Реаниматология и анестезиология | Опубликовано 05-10-2007

Реаниматология и анестезиология

Жгучий перец поможет усовершенствовать анестезию

Комбинация производного лидокаина с веществом, обеспечивающим острый вкус стручкового перца, способна снимать болевые ощущения, сохраняя тактильную чувствительность и моторные функции. К таким выводам пришли ученые и Медицинской школы Гарвардского университета, опубликовавшие отчет о своей работе в журнале Nature.

Исследователей интересовали свойства капсаицина, в большом количестве содержащегося в красном перце, а также вещества под названием QX-314, близкого по химической структуре к лидокаину – лекарству, которое широко используется при местной анестезии. В отличие от самого лидокаина, QX-314 в обычных условиях не способен проникать через мембраны нервных клеток, и поэтому не может применяться в качестве лекарства.

Ученые установили, что капсаицин оказывает специфическое действие на ионные каналы TRPV1, которые преимущественно встречаются на мембранах клеток, отвечающих за болевую чувствительность (ноцицепторов). Под действием капсаицина ионные каналы становятся проницаемыми для молекул QX-314, и этот препарат получает возможность блокировать электрическую активность нервной клетки.

В то же время, поскольку каналы TRPV1 отсутствуют у других видов нейронов, введение новой комбинации препаратов никак не отражается на их работе. Большинство современных обезболивающих парализуют активность всех видов нервных клеток, что приводит к потере тактильной чувствительности, онемению и нарушению подвижности в районе введения препарата.

Выводы ученых подтверждены экспериментами на колониях нейронов, а также на лабораторных животных. В частности, крысы, получившие инъекции капсаицина и QX-314 в задние лапы, были нечувствительны к боли, однако не теряли способности нормально передвигаться и реагировали на неболевые раздражители. Действие новой комбинации препаратов продолжалось несколько часов. Инъекция главного ингредиента красного перца в ткани сама по себе достаточно болезненна, однако ученые решили эту проблему, вводя QX-314 на несколько минут раньше капсаицина.

По словам ведущих авторов исследования доктора Клиффорда Вулфа и Брюса Бина, возможность избирательного воздействия на болевые рецепторы может существенно снизить риск нежелательных эффектов обезболивания во время родов, хирургических операций, а также при лечении пациентов с хроническим болевым синдромом.