Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
О роли иностранного языка для формирования познавательных и
профессиональных медицинских мотивов студента
КУНИН Анатолий Абрамович
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической
стоматологии, директор института стоматологии при ВГМА им. Н.Н.Бурденко.
Качественное обучение на стоматологическом и других факультетах предусматривает
изучение иностранного языка.
Актуальность темы обусловлена вступлением мирового сообщества в эру
информационной цивилизации, ускорением и интенсификацией информационных
процессов, что влечёт за собой необходимость преодоления коммуникативных
барьеров, одним из которых является незнание иностранных языков. Например, в
источниках литературы указывают ссылки рекомендуемой литературы, чтобы
правильнее оценить диагностику и лечение, а публикации изданы на
иностранном языке. Поэтому студенты изучают на кафедре иностранных языков
термины, которые употребляются в речи, а также в специальной литературе.
Для участия в международных программах, например, в проекте Европейской комиссии
"Tempus-Tacis" необходимо знание иностранного языка. И тогда возможно участие в
грантах, с непосредственным участием в научных исследованиях и совершенствование
языка от 1 месяца до 1 года, например по программе DAAD. Результаты научных
исследований, выполненных на кафедре терапевтической стоматологии, позволили в
2004 г. выиграть гранд-проект Европейской Комиссии в области управления
качеством в стоматологии в числе 9 зарубежных университетов. Также ежегодно на
кафедре терапевтической стоматологии организуется 2 международные конференции,
осуществляются академические поездки студентов и преподавателей (2 раза в год),
согласно договору, в котором желательным является знание иностранного языка, в
Университет им. Гуттенберга, г. Майнц и ведущие клиники Германии, где студенты
получают сертификаты о стажировке и так называемые кредиты (рекомендованные
Болонской конвенцией).
Современный этап развития общества требует от специалистов – медиков владения
иностранным языком как средством коммуникации для решения проблем
профессионального и социального характера, успешного международного
сотрудничества.
Воронежская Государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко успешно
сотрудничает с университетами многих стран: Германия (Университет им. Гутенберга),
Турция (Университет Чукурова), Испания (Университет г. Гранада), Азербайджан
(Медицинский университет г. Баку), Болгария (Университет г. Варна). На кафедре
терапевтической стоматологии, заключено 10 договоров о двустороннем
сотрудничестве с вышеуказанными иностранными высшими учебными заведениями,
ведущими стоматологическими клиниками и фирмами - производителями расходных
материалов и оборудования для стоматологии.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать в науке и практике, в сфере
межличностных отношений, специалисту медицинского профиля необходимо наличие
коммуникативных качеств, которые представляют собой интегративную связь
ценностных ориентации, нравственных позиций и устремлений, знаний, умений,
профессиональной медицинской этики.
Таким образом, ведущими принципами являются целеформирование, установка на
ценности изучения иностранного языка в области медицины, формирование
познавательной активности личности и формирование познавательных и
профессиональных медицинских мотивов студента.