Как потушить профессиональное выгорание?
«Профессиональное выгорание» - проблема, не имеющая ничего общего с ленью.
Большой объем профессиональной ответственности, постоянные стрессы на работе и
напряженные отношения в коллективе могут превратить любимую профессию в
ненавистную и отбить у сотрудника любовь к труду. «Выгореть» на работе и
потерять всякую мотивацию к карьерным достижениям могут даже самые рьяные и
преданные работодателю трудоголики. Бешеный темп нашей жизни заставляет
специалистов говорить об этой проблеме все чаще, но однозначного ее решения
человечество еще не придумало. Что же такое «профессиональное выгорание» и как
его избежать? Об этом расскажет Егор Сафрыгин, директор по маркетингу
направления «Медицина» «АльфаСтрахование».
Психологическое выгорание – это комплекс психических проблем, которые возникают
у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Профессиональное
выгорание возникает из-за того, что у сотрудника накапливаются отрицательные
эмоции, но «разрядки» или «освобождения» от них не происходит. Если вы
замечаете, что стали эмоционально равнодушны к собственным профессиональным
обязанностям и достижениям и при этом чувствуете постоянную усталость, то стоит
задуматься о своем здоровье.
Профессиональное выгорание чаще всего «преследует» тех, кто в течение рабочего
дня вынужден много и интенсивно общаться: медицинские и социальные работники,
консультанты, преподаватели, а также те, кто испытывает постоянный стресс, ему
уже давно придумано свое название – «синдром менеджера». Это в первую очередь
менеджеры по продажам, брокеры. Также в группе риска находятся люди,
подверженные стрессу из-за постоянного внутриличностного конфликта – такие
сотрудники страдают из-за низкой заработной платы, плохих условий труда,
необеспеченности жильем, но при этом не решаются на увольнение. Они боятся
быстро не найти работу, не пройти испытательный срок, не прижиться в новом
коллективе. Часто решительность таких людей ограничивают банковские кредиты или
семейное положение – матери-одиночки, дети, ухаживающие за пожилыми родителями.
Любая смена привычной обстановки заставляет нас нервничать. Выход на новую
работу может вызвать сильнейшую нервотрепку - новое место, новые люди, новые
правила, новые обязанности, даже новый маршрут от дома до офиса – все требует
дополнительного внимания и усиленной отдачи. С одной стороны человек должен
зарекомендовать себя – быть активным, инициативным, креативным, с другой – на
новом месте никто не застрахован от неудач и перспектива сесть в лужу перед
новым начальством и коллегами парализует новичка и вызывает дополнительные
опасения. Определенные трудности возникают, если руководитель «давит» на нового
сотрудника: замечает только промахи, а достижения оставляет без внимания или же
организует «боевое крещения», ставя слишком сложные задачи. В стрессовой
ситуации, стремясь угодить начальству, работник может потерять мотивацию к
работе.
Однообразная рутинная работа в течение длительного времени также
является дополнительным всполохом в процессе профессионального выгорания.
Узнали себя в одном из примеров? Не отчаивайтесь, есть несколько рекомендаций,
которые помогут вам быть эффективными и любить свою работу, несмотря ни на что.
Менее выраженное снижение эффективности в стрессовой ситуации наблюдается у
работников, отличающихся хорошим здоровьем и целенаправленно заботящихся о своем
физическом состоянии. Здоровое питание, крепкий сон и занятия спортом помогут
почувствовать себя здоровее, активнее и увереннее в себе. Если в ваш социальный
пакет входит посещение фитнес-центра или полис медицинского страхования, найдите
время для занятий спортом и визит в поликлинику. Предотвращение болезней
сотрудников обходится компании дешевле как болеющих работников, так и тех, кто,
несмотря на плохое самочувствие, выходит на работу и не только заражает других,
но и в состоянии сниженной концентрации нередко принимает неверные
бизнес-решения. Расширенный социальный пакет – признак грамотного управления
здоровьем персонала. Не пренебрегайте предоставленными работодателем
возможностями.
Также профессиональное выгорание в меньшей степени
касается тех, у кого уже был успешный опыт преодоления профессионального
стресса. Поэтому не бойтесь проблем – решайте их, подстраивайтесь под
изменившиеся условия и будьте более гибкими в напряженных ситуациях. Высокая
подвижность, открытость, общительность и самостоятельность также помогут вам в
борьбе с профессиональным выгоранием, а способность создавать и поддерживать в
себе позитивные установки сделают вас практически неуязвимыми.
Еще один
совет: делайте регулярные перерывы. Чем короче дедлайны, тем больше ваш организм
нуждается в передышке, поэтому каждый час делайте небольшие перерывы на три-пять
минут. Разумеется, таким перерывом не должен быть «перекур». Если на работе
доступны социальные сети, ничто не мешает вам обновить ленту новостей, однако
помните, что «пара минут» в социальной сети могут легко превратиться в
получасовой интернет-серфинг, который отнимет силы, отвлечет от рабочих задач и
вызовет недоумение у заметившего его начальства.
Гениальные мысли приходят
только на свежую голову. Но для того, чтобы отдохнуть, не обязательно
бездельничать - смена занятия позволит вам взглянуть на сложную задачу,
требующую большой концентрации, под другим углом, иногда решение приходит
буквально само собой.
Проблема многих работников в том, что они боятся
просить помощи. Но, как показывает практика, две головы лучше, чем одна, поэтому
смело устраивайте мозговые штурмы с коллегами. Взгляд со стороны всегда полезен.
И даже если в сотрудничестве вы не найдете нужный ответ, вы всегда сможете
нащупать другой подход к решению поставленной задачи.
Профессионального
выгорания поможет избежать грамотное планирование. Важно не просто понимать
точный объем работ, но и уметь его распределять, умещая в прописанный в Трудовом
кодексе восьмичасовой рабочий день. Ежедневные переработки, которые к тому же
далеко не всегда оплачиваются работодателем, служат дополнительной причиной
профессионального выгорания. Частенько к ним прибавляются домашние проблемы и
непонимание со стороны семьи. Не стоит взваливать на свои плечи лишние задачи,
от этого ваша эффективность снизится, работа не будет выполнена в срок, а ваш
организм получит дополнительную порцию стресса. Если вы не успеваете выполнять
прямые обязанности, не бойтесь обсуждать их с работодателем. Помните, что
адекватный начальник всегда открыт диалогу.
Все описанные факторы могут
стать финальной искрой, которая и подожжет фитиль профессионального выгорания.
Помните, что испытательный срок – это время проверки не только для работника, в
течение этого времени вы присматриваетесь к новой компании, начальству и, если
они есть, к подчиненным. Не бойтесь менять работу, если существуют очевидные
причины профессионального выгорания.