Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Ключевая роль диспансеризации в раннем выявлении неинфекционных заболеваний и своевременном их лечении
28 января 2016 года в Москве было проведено заседание круглого стола «Мониторинг охвата и качества проводимой диспансеризации определенных групп взрослого населения Российской Федерации». В заседании приняли участие представители Министерства здравоохранения, Федерального фонда ОМС, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, медицинских экспертных сообществ, общественных организаций, руководители региональных органов и учреждений здравоохранения. Был представлен региональный опыт диспансеризации субъектов РФ, среди них – Республики Чувашия, Республики Татарстан, Ленинградской области.
Одним из основных направлений проекта Всероссийской политической партии
«Единая Россия» «Качество жизни (Здоровье)» является содействие обеспечению
качества и доступности медицинской помощи в целях сохранения здоровья россиян,
продления их активной жизни, предотвращения смертности и инвалидности. В связи c
этим соруководителем федерального проекта Салией Мурзабаевой и было инициировано
проведение Круглого стола по проблемам диспансеризации взрослого населения РФ.
Целью состоявшегося мероприятия являлось обсуждение наиболее актуальных
проблем диспансеризации в РФ. Участники Круглого стола уделили особое внимание
следующим вопросам: результаты и перспективы проведенной диспансеризации
взрослого населения в 2013-2015 годах; основные методические и организационные
направления по обеспечению доступности и качества диспансеризации, повышению ее
эффективности по раннему выявлению основных неинфекционных заболеваний;
дальнейшее развитие нормативно-правовой базы; роль ОМС в деятельности по
эффективной реализации задач диспансеризации; организация работы с населением по
информированию о возможностях диспансеризации, мотивации к ее прохождению;
ответственность работодателей за создание условий и возможность прохождения
диспансеризации работниками, участие работодателя в организации их оздоровления
по результатам диспансеризации, в мотивации к здоровому образу жизни; обмен
положительным опытом проведения диспансеризации в субъектах РФ с учетом
региональных особенностей.
Сохранение здоровья нации, увеличение продолжительности активной жизни,
снижение смертности является бесспорным приоритетом государственной социальной
политики. Одна из стратегических задач - борьба с неинфекционными заболеваниями,
которые являются лидирующими причинами смерти и инвалидности в большинстве стран
мира. В нашей стране этими причинами (болезни кровообращения, злокачественные
новообразования, болезни эндокринной системы, органов дыхания) обусловлено около
76% смертности, до 40% всех смертей приходится на лиц, не достигших 60 лет. Как
показывает мировой опыт, обязательным и наименее затратным механизмом их
предотвращения являются профилактические мероприятия: формирование здорового
образа жизни, раннее выявление факторов риска, своевременная диагностика
болезни. Вклад профилактики в достижение успеха - 55%.
С целью усиления профилактической направленности российского здравоохранения
с 2013 года с принятием закона «Об основах охраны здоровья граждан» в нашей
стране была возрождена масштабная система диспансеризации. Ее особенности:
массовый охват населения на добровольной основе по территориальному принципу
(осмотрам не реже 1 раза в 3 года подлежит до 25 миллионов граждан страны старше
21 года); комплексность обследования и дифференцированный подход с применением
оптимального научно обоснованного набора методов обследования с учетом возраста
и пола; двухэтапность (первый этап – скрининг на выявление признаков болезни и
факторов риска ее развития, второй этап - уточнения диагноза на основе
дополнительного углубленного обследования). По результатам обследования
определяются группы состояния здоровья, необходимые профилактические, лечебные,
реабилитационные и оздоровительные мероприятия, формируются группы диспансерного
наблюдения. Объемы и порядки диспансеризации утверждены приказами Минздрава
России (с 01.04.2015 года действует приказ МЗ РФ от 03.02.15№ 36ан «Об
утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого
населения»).
Говоря о важности проведения диспансеризации в стране, Мурзабаева Салия
Шарифьяновна - Член Комитета ГД по охране здоровья, соруководитель Партийного
проекта «Качество жизни (Здоровье)», заслуженный врач РБ и РФ, д.м.н.,
подчеркнула, что нуждается в дальнейшей оптимизации нормативная база,
регламентирующая систему диспансеризации и профилактических осмотров. Она
указала на необходимость хорошей информационной поддержки для максимально
широкого привлечения населения к диспансеризации при участии не только медиков,
но и региональных властей, общественных организаций. Салия Мурзабаева отметила
ответственность работодателей за медицинское обследование работников, их
мотивацию к здоровому образу жизни, сказав, что организация оздоровления требует
особого обсуждения и предложений по внесению законодательных инициатив.
Бойцов Сергей Анатольевич - Главный специалист по профилактической медицине
Минздрава России, директор ФГБУ «Государственный научно-исследовательского центр
профилактической медицины», д.м.н., профессор, перечисляя цели диспансеризации,
остановился на возможности проведения углубленного профилактического
консультирования лиц, имеющих выраженные факторы риска неинфекционных
заболеваний и информирование и мотивирование граждан к ведению здорового образа
жизни, обеспечение функционирования системы регулярного динамического наблюдения
с достижением заданных целевых значений физиологических и биохимических
параметров. Он сказал о том, что необходимо перестроить работу участковых
терапевтов в профилактическом направлении, соединить первичное звено и
онкологическую службу в направлении раннего выявления и лечения злокачественных
новообразований. По его словам, согласно приказу № 683 Минздрава РФ во всех
регионах РФ должны работать центры медицинской практики, как самостоятельные
медицинские организации, которые бы осуществляли всю координацию и методическое
сопровождение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний, но они
есть не во всех регионах страны, также необходимы отделения и кабинеты
медпрофилактики в поликлиниках, сейчас их тоже не достаточно.
Мурашко Михаил Альбертович - Руководитель Федеральной службы по надзору в
сфере здравоохранения, д.м.н. в своем выступлении отметил, что Росздравнадзор
осуществляет проверки медицинских организаций, участвующих в проведении
диспансеризации, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в сфере охраны здоровья граждан. Он подробно остановился на исполнении плана по
диспансеризации субъектами РФ, отметив, что более, чем на 100% его выполнили в
26-ти регионах страны. Глава Росздравнадзора рассказал о работе передвижных
мобильных медицинских комплексов, с их применением прошли диспансеризацию 1 214
458 человек. Михаил Мурашко ознакомил коллег с результатами проводимых проверок
Росздравнадзора, которые направлены в ТФОМС для проведения медико-экономической
экспертизы.
Карчевская Светлана Александровна - Заместитель Председателя Федерального
фонда обязательного медицинского страхования сообщила коллегам о работе, которая
сейчас ведется по усилению смыслового наполнения функционала страховых
медицинских организаций по защите прав застрахованных - прав на качественную и
доступную медицинскую помощь. Эта работа проводится, в том числе, и для
улучшения информирования застрахованных, фиксации медицинского события, т.е.
диспансеризации, помощи застрахованным в лекарственной приверженности. Это очень
большая работа, сейчас в РФ 146 млн застрахованных. Светлана Карчевская
определила задачи для работы контрольных структур фондов медицинского
страхования, среди них - осуществление тематических экспертиз по
диспансеризации.
Чазова Ирина Евгеньевна - Главный внештатный специалист кардиолог Минздрава
России, И.о. генерального директора «ФГБУ Российский кардиологический
научно-производственный комплекс» МЗ РФ, директор института клинической
кардиологии им. А. Л. Мясникова, член-корр. РАН, профессор – сделала акцент на
том, что охват диспансерного наблюдения больных сердечнососудистыми
заболеваниями вырос. Она отметила, что смертность от сердечнососудистых
заболеваний в РФ в 2012-2014 гг. снизилась. Ирина Чазова остановилась на
предложениях по повышению эффективности диспансерного наблюдения больных с
сердечнососудистыми заболеваниями, в том числе, на решении вопроса по
обеспеченности квалифицированными в вопросах кардиологии врачами в первичном
звене здравоохранения; на разработке мер по повышению мотивации врачей к
проведению диспансерного наблюдения больных с ССЗ; на повышении приверженности
пациентов диспансерному наблюдению; на необходимости улучшения льготного
лекарственного обеспечения больных, перенесших инфаркт миокарда; на
обязательности кардиодиспансерам более активно оказывать
организационно-методическую помощь врачам первичного звена в проведении
диспансерного наблюдения кардиологических больных; на значимости продолжения
ведения в субъектах РФ Мониторинга Минздрава России и Регистра
сердечнососудистых заболеваний с периодическим обсуждением их результатов на
федеральном и региональном уровнях, что позволит своевременно выявлять
недостатки в оказании медицинской помощи больным и принимать управленческие
решения по их устранению. Также, по мнению спикера, очень важно для эффективного
проведения диспансеризации широкое информирование населения в СМИ о симптомах
инфаркта миокарда и правилах поведения в случае их обнаружения.
Участники Круглого стола были едины во мнении о важности финансовых вопросов
в успешном проведении диспансеризации. Финансирование диспансеризации с 2013
года осуществляются за счет средств ОМС в рамках Программы госгарантий
бесплатного оказания медицинской помощи. При этом норматив объема
профилактических мероприятий, включая диспансеризацию, ежегодно растет (к 2016
году по сравнению с 2013 годом рост на 15,2%), финансовые средства за этот
период увеличились на 33,5%. Так, в 2015 году для проведения диспансеризации
медицинским организациям субъектов направлено более 26 миллиардов рублей.
Внедрение современной системы диспансеризации в 2013-2015 гг. потребовало
значительной работы Минздрава России и субъектов РФ: проведено оснащение
медицинских организаций оборудованием, подготовка и обучение кадров,
организована работа кабинетов и отделений медицинской профилактики, выездных
бригад для жителей села.
Вместе с тем, ряд вопросов дальнейшего развития массовой диспансеризации,
повышения ее эффективности требуют решения.
Положительное отношение населения к реализуемой программе диспансеризации
подтверждают результаты социологических опросов россиян. 71% опрошенных граждан
согласны с необходимостью проходить диспансеризацию или регулярные
профилактические осмотры. При этом 58% отмечают о том, что проходят
диспансеризацию или регулярные профилактические осмотры не реже одного раза в 4
года (34 % из них - ежегодно). Высок и декларируемый уровень готовности
проходить ежегодно диспансеризацию – 69%. О росте доверия к качеству
диспансеризации свидетельствуют данные исследовательского агентства «С-медиа»,
согласно которым, среди прошедших осмотры в последние 1-2 года, планируют вновь
пройти обследование 46% граждан, против 37% среди тех, кто проходил
диспансеризацию 3-4 года назад. Примечательно, что по данным анкетирования,
проведенным с помощью общественных организаций при поддержке «Единой России»
более 80% граждан, пришедших на диспансеризацию, получили эту информацию от
медицинских работников, 9,2% - через СМИ и только 6% - от работодателей.
Всего за 3 года диспансеризацией были охвачены около 60 миллионов человек.
Это позволило на 50-60% увеличить выявляемость тяжелых заболеваний, таких как
онкологические, сердечнососудистые, резко повысить их выявляемость на ранних
стадиях, существенно повлиять на снижение смертности, продолжительность жизни. В
целом, по данным Минздрава, в результате реализации в нашей стране комплексной
профилактической программы Россия заняла 3 место в мире по решению вопросов
лечения и профилактики неинфекционных заболеваний, снижению смертности от
сердечнососудистых заболеваний, болезней легких, онкологии.
Результаты проведенного круглого стола «Единая Россия» планирует обсудить на
очередном всероссийском селекторном совещании с субъектами в рамках федерального
проекта «Качество жизни (Здоровье») 18 февраля, а в последующем осуществлять
мониторинг эффективности диспансеризации в рамках проекта.