Треть компаний стараются не брать на работу молодых матерей
Лишь 2% российских работодателей готовы организовывать или оплачивать детские сады для детей сотрудников, треть компаний открыто признают, что стараются не брать на работу молодых матерей. К такому выводу пришли специалисты аналитического центра «АльфаСтрахование», которые провели исследование социальных гарантий молодым родителям в рамках проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций».
Аналитический центр «АльфаСтрахование» провел исследование в рамках проекта «HR
Lab. – Лаборатория HR Инноваций», целью которого было определить, как относятся
российские работодатели к молодым семьям и, в частности, к молодым матерям. В
опросе приняли участие HR специалисты 90 компаний с оборотом от 100 млн руб. в
год.
Крупные российские и западные компании, работающие в России, по-разному
относятся к молодым семьям и, в частности, к сотрудницам, которые недавно стали
мамами. Нейтральное, отрицательное и положительное отношение имеют
приблизительно равные доли. Нейтрально к молодым мамам относится 26%
работодателей.
Треть компаний (35%) признают, что относятся к таким сотрудницам негативно и
стараются не брать на работу молодых матерей. Среди основных причин частые
пропуски из-за ухода за ребенком, снижение самоотдачи, систематические нарушения
дедлайнов и прочее. Для половины женщин, которые на момент появления ребенка уже
работали в подобных компаниях и, более того, занимали в них руководящие посты,
декретный отпуск оборачивается потерей управляющей позиции или более ранним
выходом из него. Компании в редких случаях соглашаются на работу матерей в
удаленном режиме и нечасто идут на снижение их нагрузки (в большинстве таких
случаев пропорционально сниженной нагрузке уменьшается и их заработная плата).
Практически 40% опрошенных организаций относятся к сотрудницам с детьми или
молодым семьям в целом положительно. Чаще всего в таких компаниях сотрудники
получают для ребенка подарки к праздникам – на Новый год, ко Дню защиты детей и
иногда даже на их Дни Рождения. Обычно в роли таких презентов выступают
кондитерские наборы. 29% компаний бесплатно распространяют среди сотрудников
перед Новым годом билеты на Елку и в течение остального года билеты в театры на
детские спектакли или на участие в различных развивающих программах
(представления, мастер-классы и прочее).
Часть компаний оказывают сотрудникам материальную поддержку в виде разовых
выплат, беспроцентных потребительских кредитов, помогают на льготных условиях
взять ипотеку. 7% предприятий предлагают для детей путевки в санатории и летние
лагеря, 3% имеют полисы добровольного медицинского страхования для детей (во
всех этих компаниях также сами сотрудники застрахованы по ДМС). Лишь 2%
российских работодателей готовы организовывать или оплачивать детские сады для
детей работников, 1% организаций предлагает детям сотрудников посещать языковые
курсы.
«Поддержка сотрудников с детьми является одним из важных аспектов политики
корпоративной и социальной ответственности компании, - говорит Егор Сафрыгин,
директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование». – Бывают
случаи, когда компании со всей строгостью подходят к молодым родителям, которым
зачастую приходится брать больничные листы из-за болезней ребенка и других
сопутствующих вопросов. Однако нужно четко понимать, что забота о детях улучшает
качество работы их родителей – сотрудники ценят подобное отношение, держатся за
место, а значит, работают эффективнее. В итоге это оказывает положительное
влияние на компанию в целом. Организация бесплатной медицинской помощи по
программам ДМС, выездов в летние лагеря, детского досуга, а также материальная
поддержка благоприятно сказываются на эмоциональном здоровье родителей и их
производительности труда. В этом заинтересован каждый ответственный
работодатель. Вкладывая средства в социальную поддержку, компании выигрывают в
главном – в своем успешном развитии».
Проект «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» в партнерстве с бизнес-журналом
Harvard Business Review Россия, Ассоциацией менеджеров России и порталом
HeadHunter работает с марта 2016 г. Проект ориентирован на HR-директоров,
специалистов в области управления персоналом, собственников и генеральных
директоров компании. Его главная задача - поиск и аккумуляция всех необходимых
инструментов, компетенций и практик для успешной работы с персоналом в условиях
турбулентного рынка.
Отношение компаний к молодым семьям/сотрудницам-матерям:
№ Отношение и социальные гарантии %
I Отрицательное 35%
II Нейтральное 26%
III Положительное: 39%
1 - подарки к праздникам 37%
2 - билеты на елку и в театр 29%
3 - материальная поддержка 16%
4 - снижение нагрузки без потери ЗП 15%
5 - беспроцентные кредиты 8%
6 - летние лагеря и санатории 7%
7 - ДМС для детей 3%
8 - детские сады 2%
9 - языковые курсы 1%