Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
АРФП: для ускорения запуска единого рынка лекарств необходима согласованность регуляторов
В Астане прошел XIII Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. Мероприятие, ставшее уже традиционным, играет существенную роль в развитии многопланового стратегического партнёрства между двумя странами, в укреплении существующих экономических, политических и культурных связей.
В рамках официальной части форума состоялась двусторонняя встреча Глав
государств – Президента РФ Владимира Путина и Президента Республики Казахстан
Нурсултана Назарбаева. Главы государств также выступили на закрытии
бизнес-форума. Владимир Путин подчеркнул, что встреча российских и казахстанских
партнеров востребована и может стать доброй традицией. Для России Казахстан –
стратегический партнер и союзник, сотрудничество между странами постоянно
расширяется и носит многоплановый характер, заявил он, - Российская сторона
настроена и далее тесно взаимодействовать с Казахстаном и казахскими партнерами.
Президент РФ отметил, что в России ведется работа по локализации иностранных
предприятий в рамках выполнения программы импортозамещения, и Казахстан активно
пользуется этой возможностью.
В деловой программе Форума приняли участие Президенты РСПП и ТПП РФ Александр
Шохин и Сергей Катырин, представители государственных органов, институтов
развития, администраций регионов и деловых кругов России и Казахстана.
Российскую фармотрасль на форуме представлял Генеральный директор АРФП Виктор
Дмитриев.
Экономика Казахстана — крупнейшая экономика в Центральной Азии, самая
быстрорастущая экономика среди стран ЕврАзЭС: в 2015 году ВВП страны вырос на
137% по отношению к 2008 году, значительно возросла производительность труда и
другие экономические показатели.
Темпы роста фармрынка Казахстана в тренде общего развития экономики. В 2015
году его объем составил 1 787 млн. долларов, что позволило ему стать вторым
крупнейшим фармрынком ЕврАзЭС после российского.
Участники Форума обсудили перспективы функционирования и развития единого
фармацевтического рынка ЕврАзЭс, с учетом национальных программ развития
фармацевтической промышленности.
Сейчас совместными усилиями стран-союзниц проводится работа по унификации и
гармонизации нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных
средств на едином рынке: Евразийской экономической комиссией уже разработаны и
готовы к утверждению 19 документов, ведется работа по разработке документов
третьего уровня.
Участники дискуссии обратили внимание на необходимость при разработке единой
нормативно-правовой базы уделять большее внимание унификации систем госзакупок и
мер поддержки локальных фармпроизводителей. В этом отношении интересен опыт
Казахстана, где согласно законодательству, с компанией, локализовавшей
производство на территории страны, заключается 7-летний контракт.
Важно единое понимание статуса локального продукта на общем рынке ЕврАзЭС.
Согласно законодательству РФ, упакованный на территории страны продукт с 1
января 2017 года локальным считаться не будет, а произведенные на территории
стран Союза лекарства будут иметь преимущество при участии в торгах. Российская
сторона представила планы по преференциальной поддержке локальным
производителям: Минпромторгом РФ разрабатывает трехступенчатую систему
преференций при госзакупках в зависимости от глубины локализации.
Предполагается, что она будет применима ко всем участникам стран-членов Союза. В
этом случае, наибольшие преференции при госзакупках будут предоставляться
продуктам, произведенным на территории Союза по полному циклу. Если таковых не
окажется среди участников торгов, приоритет будет отдаваться производителю
готовых лекарственных форм, и затем уже к торгам будут допущены все желающие,
включая иностранные компании.
«Казахстан наш давний и надежный партнер. Сегодня и казахстанский, и
российский бизнес волнуют сроки и перспективы запуска единого рынка
лекарственных препаратов. На наш экспертный взгляд, сегодня представители
бизнеса показывают большую готовность к поиску компромиссов и консенсуса, чем
коллеги из регуляторных органов. Это приводит к необоснованному затягиванию
процесса принятия нормативных документов, и соответственно «запуску» единого
фармрынка со свободным обращением лекарств. О своих опасениях мы
проинформировали руководителей стран и надеемся, что они простимулируют
национальных регуляторов к скорейшему завершению процесса создания единой
нормативно-правовой базы, регулирующей обращение лекарственных средств», -
отметил Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
Возможной причиной затягивания процесса участники назвали предстоящую
«открытую конкуренцию регуляторов» ЕврАзЭС, когда повысится транспарентность
принятия решений, а о своем экспертном мнении надо будет не просто информировать
заявителя, а обосновывать его на «реопаге» коллег-регуляторов из других стран.
Это также должно повысить качество документов, подаваемых в регуляторные органы
со стороны бизнеса, и ответственность за них.
Большое внимание, отметили представители фармбизнеса России и Казахстана, стоит
уделять вопросам развития совместных производств, обмена опытом между передовыми
компаниями двух стран. Директор ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс»
Сергей Барон рассказал об успешном совместном проекте с компанией «Фармстандарт».
Также на форуме состоялось подписание соглашения между ТОО «Карагандинский
фармацевтический комплекс» и компанией «Биокад», которую представил Директор по
развитию бизнеса Дмитрий Мордвинцев.