К концу первого года обучения в школах уже нет абсолютно здоровых детей
В течении 15 лет в России проводится мониторинг здоровья российских школьников. По словам директора НИИ педиатрии Минздрава России Лейлы Намазовой-Барановой, количество детей с функциональными отклонениями и с хроническими заболеваниями растет с каждым годом.
О состоянии здоровья российских школьников Лейла Намазова-Баранова рассказала в
ходе пресс-конференции, посвященной, актуальным вопросам здоровья школьников. «К
концу первого года обучения даже тот небольшой процент детей, которые пришли в
школу абсолютно здоровыми (1 группа здоровья), в результате нагрузок и сидячего
образа жизни сокращается до 0%. К старшим классам около 20% школьников имеют в
анамнезе пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний», —
озвучила она результаты мониторинга.
Истоки болезней, которые расцветают в школьные годы, лежат еще в младенчестве –
абсолютно здоровыми приходят в первый класс, не более 5% детей. Лейла
Намазова-Баранова привела в пример часто встречающуюся у современных детей
проблему – дистонию, когда наблюдаются различия в тонусе разных мышц. Если этой
проблемой не заниматься с самых ранних лет, расстройство усугубляется, когда
детям приходится проводить многочисленные часы за партой.
В младших классах организм ребенка адаптируется к новым для себя условиям
существования. В числе главных проблем, с которым сталкиваются дети в этот
период — дефицит сна (его испытывают более 60% детей 1-2 классов и уже более 80%
учеников 3-4 классов), недостаточная физическая активность (более 50% детей
младшего школьного возраста). Большинство детей посещают дополнительные занятия,
что также перегружает организм. Доля детей с нормальным физическим развитием к 4
классу снижается с 80% до 67%, а неблагоприятное течение адаптации способствует
повышению числа часто болеющих детей.
Педиатры считают, что в жизни современных школьников отсутствует баланс между
школьными, внешкольными занятиями и отдыхом. По мнению семейного психолога,
действительного члена Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP) Ирины Обуховой,
чтобы адаптация проходила успешно, крайне важна психологическая поддержка
родителей, полноценный семейный отдых и общение с детьми. Ребенок должен не
бояться рассказывать о своих проблемах родителям, говорить о том, что ему тяжело
даются те или иные занятия. Правильное питание, дополненное необходимыми
витаминами и микроэлементами, налаженный режим дня, который способствует
нормальному засыпанию ребенка и его полноценному сну – факторы, которые могут
значительно улучшить состояние здоровья школьников.
«При должных мерах функциональные отклонения можно вернуть к норме. Хронические
заболевания — к норме уже не вернешь, но их можно контролировать и поддерживать
состояние организма, достигая периодов стойкой и длительной ремиссии», —
отметила Лейла Намазова-Баранова.
Источник: riaami.ru