Взрослый мозг сможет работать, как детский
В экспериментах на грызунах американские исследователи нашли способ вернуть взрослому мозгу способности воспринимать информацию на слух так, как это делают дети. В будущем это позволит людям изучать иностранные языки или учиться музыке с эффективностью шестилеток — то есть очень быстро.
Известно,
что обучение всему новому детям дается намного легче, чем взрослым. Детям легче
учить иностранные языки, осваивать новые виды спорта, музыкальную грамоту и
многое другое. С возрастом такие способности теряются.
Ученые из Детского исследовательского госпиталя Сейнт Джуд (St. Jude Children's
Research Hospital) в Мемфисе, штат Теннеси, поставили задачу выяснить, почему
способности к обучению падают с возрастом, и как этот процесс можно замедлить, а
то и повернуть вспять.
Во время экспериментов на мышах ученые работали с аденозином — веществом,
которое вырабатывается в мозге, причем с возрастом все больше. Предположительно,
высокие концентрации аденозина снижали способность к обучению и запоминанию. В
серии экспериментов ученые искусственно снижали у мышей уровни аденозина в
слуховом центре таламуса.
Таламус — ретрансляционная станция мозга, где сигналы от органов чувств
собираются и отправляется в кору для обработки. Взаимодействие слухового центра
таламуса и слуховой коры зависит от нейротрансмиттера глутамата, который
облегчает прохождение сигнала. Аденозин снижает уровень глутамата.
Считается, что выработка аденозина усиливается с возрастом. Рабочая теория
выглядела так: если ингибировать выработку аденозина, количество глутомата не
будет уменьшаться, сигналы будут проходить быстрее и обучаемость с возрастом не
будет падать. Теория эта пока подтверждается: исследователи обнаружили, что
после снижения концентрации аденозина взрослые грызуны могли обучаться звуковым
сигналам точно так же хорошо, как детеныши. Ученые снижали уровень аденозина
разными способами, в том числе использовали экспериментальное соединение
FR194921, блокирующее аденозиновый рецептор A1.
Подопытные животные слушали музыкальные тона. Мыши с низкими уровнями аденозина
реагировали на эти тона сильнее. Кроме того, эти грызуны могли различать очень
близкие тона. Обычно у мышей эта с возрастом эта способность начинает
угнетаться. В проделанном эксперименте эффект отличного восприятия звуковых
сигналов сохранялся у мышей несколько недель.
«Нарушая аденозиновую сигнализацию в слуховом таламусе, мы расширили временное
окно для слухового обучения у мышей на самый длительный период из известных
ранее, с раннего детского возраста во взрослую жизнь. Причем это временное окно
простиралось далеко за пределы обычного периода восприятия и обучения у мышей»,
— рассказал соавтор исследования доктор Станислав Захаренко, член Департамента
развития нейробиологии Сейнт Джуд (St Jude Department of Developmental
Neurobiology).
«Эти результаты предлагают многообещающую стратегию по расширению того же самого
временного окна у людей для приобретения языковых знаний или музыкальных
способностей путем восстановления пластичности в критических областях мозга,
возможно, путем разработки препаратов, которые избирательно блокируют активность
аденозина» — пояснил Станислав Захаренко.
Так что, возможно, что не за горами время, когда для быстрого изучения
иностранного языка будет достаточно принять всего пару таблеток и прослушать
соответствующий сжатый обучающий курс вместо многочасовых изнурительных занятий
и зубрежки. Правда, следует помнить о том, что до клинических испытаний на людях
доходит не более 10% новейших средств, прошедших удачные доклинические испытания
на животных.
Юлия Бондарь
Источник: Medportal.ru