Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Российские гинекологи: пора пересмотреть принципы взаимодействия с пациентками
Взаимоотношения гинеколога и пациентки в современных реалиях стали одной из основных тем обсуждения во время Х Общероссийского семинара «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии».
Он сегодня завершил свою работу. Специалисты сошлись во мнении, что пришла
пора пересмотреть свои подходы к ведению приема: сегодняшние женщины благодаря
интернету имеют неограниченный доступ к информации о здоровье и готовы обсуждать
ее с врачами. Способность вести с ними конструктивный диалог станет
дополнительным стимулом для пациенток чаще обращаться к докторам не только в
случае расстройств репродуктивного здоровья, но и с целью профилактики
заболеваний или обсуждения методов планирования семьи. Инициатором обсуждения
выступила фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер», организовав специальное
мероприятие в рамках семинара – круглый стол «Пойми меня: когда пациентки
доверяют врачу-гинекологу».
Согласно данным исследования «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» - 2017»,
в числе пяти наиболее значимых критериев, которые важны для женщины при
обращении к гинекологу, - высокий уровень профессиональной квалификации врача,
комфортные гигиенические условия приема, а также доброжелательное и вежливое
отношение. Несмотря на то, что большинство женщин репродуктивного возраста
предпочитает наблюдаться у «своего» доктора, каждая пятая (19% опрошенных)
посещает разных специалистов. Кроме того, при выборе конкретного препарата из
перечня предложенных гормональных средств 24% женщин полагаются на отзывы в
интернете: на форумах и медицинских сайтах .
Виктор Радзинский, вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов,
президент Междисциплинарной ассоциации специалистов репродуктивной медицины
(МАРС), заслуженный деятель науки РФ, профессор, член-корреспондент РАН:
«Сегодня мы имеем дело совсем с другими пациентками, чем 10 лет назад. Они могут
перепроверить любую информацию, которую дает им врач. Они сомневаются, если им
назначают чрезмерное с их точки зрения количество анализов, они активно задают
вопросы и интересуются сутью назначений, стремясь к диалогу. Чтобы
соответствовать их ожиданиям, нам, гинекологам, важно также начать
перестраиваться, идти в ногу со временем и обладать самыми последними знаниями,
а также лучше понимать то, что хотят пациентки. Тогда будет доверие, будет
приверженность назначениям, будет бОльшая эффективность в сохранении женского
здоровья».
Согласно анализу форумов и социальных сетей, который накануне круглого стола
провела компания «Гедеон Рихтер» , россиянок волнует несколько моментов,
связанных с визитом к гинекологу. Среди них так называемый междисциплинарный
конфликт, когда в отношении приема одного препарата гинеколог дает определенную
информацию, а врач другой специальности ее опровергает. Пациентка просто не
понимает, кому ей доверять. Женщины также жалуются на отсутствие единого подхода
в лечении одного и того же заболевания среди самих гинекологов. Пациенток
волнует и вопрос необходимости назначаемого большого числа анализов и процедур
(где «золотая середина»?), иногда встречающееся панибратство и даже хамство со
стороны врачей, а также не готовность некоторых специалистов здравоохранения
объяснять логику и суть своих назначений.
Виктор Радзинский: «Анализируя эти данные, обсуждая отдельные такие случаи с
коллегами, мне кажется, что пришло время задуматься о том, как мы сегодня
взаимодействуем с пациентками. Мы должны вести прием на основании лучшего
мирового опыта, принципах этики. Мы должны слушать наших пациенток, вести с ними
диалог. Нам важно сохранить и повысить их доверие к врачу. Тогда наши женщины
будут более здоровыми, рожать более здоровых детей».
Инициатором обсуждения темы взаимоотношений гинеколога и пациентки в современных
реалиях выступила компания «Гедеон Рихтер». Эта тема стала лейтмотивом
социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер»» в этом году,
который проводится с целью формирования у российских женщин культуры заботы о
своем репродуктивном здоровье. Она также нашла свое продолжение в пресс-конкурсе
«Идеальный гинеколог: какой он?», прием журналистских работ на который
завершится 30 сентября 2017 года.
Анна Похитонова, руководитель отдела по связям с общественностью московского
представительства «Гедеон Рихтер»: «Известно, что компания «Гедеон Рихтер»
является признанным экспертом и лидером в сфере женского здоровья вот уже более
100 лет. Но это не только повод для гордости, это еще и большая ответственность.
Именно это подтолкнуло нас в прошлом году запустить социальный проект «Неделя
женского здоровья «Гедеон Рихтер». Это также мотивирует нас поднимать и
обсуждать наиболее острые и актуальные для российской гинекологии темы, одной из
которых и является то, как создать доверительные отношения между врачом и
пациенткой».