Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Дистрибуция лекарственных препаратов в России: чего ожидают участники рынка в ближайшие пять лет?
Компания EY провела опрос крупных игроков российского фармацевтического рынка, дистрибьюторов и представителей аптечного сектора с целью выяснить их мнение относительно тенденций и потенциальных изменений в дистрибьюторском секторе в среднесрочной перспективе.
Все участники опроса отметили, что в ближайшем будущем сохранится одна из
ключевых тенденций последних лет – консолидация в дистрибьюторском секторе. Анна
Гусева, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг по
сделкам предприятиям медико-биологической отрасли, говорит: «Консолидация
является следствием постоянных инвестиций крупнейших дистрибьюторов в повышение
операционной эффективности, в развитие логистической инфраструктуры и
предоставляемых услуг, а также ухода с рынка некоторых игроков и
перераспределения их доли между другими дистрибьюторами». По мнению опрошенных,
в коммерческом сегменте фармацевтического рынка это может привести к
преобладанию нескольких многопрофильных дистрибьюторов, уходу мелких игроков с
рынка и специализации ряда дистрибьюторов на поставках препаратов по отдельным
нозологиям, а в государственном – к появлению уполномоченных поставщиков в
наиболее значимых категориях закупок.
Более 70% респондентов ожидают дальнейшей диверсификации бизнеса среди
дистрибьюторов, что позволит им увеличить маржу и контролировать риски на этапах
от производства до реализации лекарственных препаратов. При этом большинство
опрошенных (57%) считают, что наиболее вероятно укрепление позиций игроков в
аптечном секторе, а 43% опрошенных отмечают перспективы развития дистрибьюторами
производственных мощностей.
По мнению 71% участников опроса, в случае успешного выхода российских
розничных сетей на фармацевтический рынок и в зависимости от выбранной ими
модели – развитие только розничных продаж или также собственная дистрибуция
лекарственных препаратов, они могут составить значительную конкуренцию
существующим игрокам рынка. В то же время респонденты отмечали, что ретейлерам
потребуются значительные инвестиции для приведения инфраструктуры в соответствие
требованиям фармацевтической отрасли, а их влияние на рынок может быть
ограничено сегментом безрецептурных препаратов и биологически активных добавок.
Одним из наиболее важных факторов, способных повлиять на дистрибуцию и
продажи в коммерческом сегменте, 57% опрошенных назвали снятие запрета на
дистанционную торговлю фармацевтической продукцией. Все игроки рынка –
производители, дистрибьюторы и аптеки – могут развивать онлайн-канал продаж
лекарственных препаратов, однако респонденты видят наибольшие перспективы для
лидеров дистрибьюторского сектора, которые обладают готовой логистической
инфраструктурой и имеют опыт продаж по системе предварительных заказов через
онлайн-площадки принадлежащих им аптек.
В настоящее время некоторые аптечные сети уже работают по прямым контрактам с
производителями, и 42% участников опроса ожидают развития данной тенденции в
ближайшие пять лет. Однако у игроков рынка нет однозначного мнения о
перспективах широкого распространения модели прямых поставок, поскольку она
связана с определенными операционными рисками как для аптечных сетей, так и для
производителей. По мнению дистрибьюторов, их специфические компетенции и
предлагаемые сервисы для участников рынка будут обеспечивать дальнейшую
потребность в традиционных услугах по дистрибуции лекарственных препаратов. В
свою очередь, это будет препятствовать активному развитию в России модели
логистических операторов.
Анна Гусева отмечает: «В последнее время вопросы о будущем фармацевтической
дистрибуции России и изменении ролей игроков рынка стали предметом дискуссий и
обсуждений среди представителей профессионального сообщества. Результаты нашего
опроса подтверждают, что под влиянием рыночных реалий будут появляться новые
модели взаимодействия между фармпроизводителями, дистрибьюторами и розничным
бизнесом, направленные на повышение эффективности процесса дистрибуции
лекарственных препаратов, минимизацию рисков и сохранение маржи для участников
фармацевтического рынка».