Полезные советы / Генетика | Опубликовано 22-11-2018

Генетика

Тайны материнских генов

День Матери - ежегодный праздник, введенный в России в 1998 году Указом президента. Это всегда последнее воскресенье ноября, в этом году выпавшее на 25 число. Занятно, что праздник уже довольно давно отмечается во многих странах мира. Например, в США его ввели еще в 1914 году. Да что там говорить, праздник отмечали еще древние римляне, выделяя для этого целых три дня в марте!

Тайны материнских геновМы не будем сейчас много говорить о том, какой это важный праздник для каждого человека (хотя это так!), а поговорим про любопытные факты о материнских генах!

Чудеса природы, которые мы так и не разгадали

Рассуждая логически, выходит, потомок получает по 23 хромосомы от матери и 23 от отца, следовательно, и генетическое влияние на формирование ребенка должно быть равным. Прочитав это предложение, природа сильно смеялась!

«Каждый из нас есть абсолютно уникальный духовный и генетический эксперимент, который никогда больше не повторится» - любил говорить американский генетик Роберт Пломин. На самом деле, генетика наследования ребенком родительских генов – невероятный феномен, предсказать который с 100%-ной вероятностью невозможно.

В поисках истины ученые из Университета Серверной Каролины провели интересный эксперимент: они скрестили три группы мышей, в результате чего родилось девять разных типов мышат.

И все же, основываясь на сотне экспериментов и многовековом опыте, современная генетика с большой долей вероятности может предсказать, что, и в каких пропорциях, ребенок унаследует от своих родителей…

Какие гены ребенок наследует по материнской линии

Ум и интеллект

Исследования показали, что уровень IQ в большей степени определяется материнскими генами. Интеллект не передается от отца к сыну! То есть, сын нобелевского лауреата, 100% не унаследует его умственные гены. У матерей выше шанс передать по наследству гены, отвечающие за интеллектуальные способности, так как эти гены сцеплены с Х-хромосомой, которая у женщин есть в двух копиях, а у мужчин – в одной.

Более того, последние научные исследования показали, что «гены ума», полученные от отца, могут у ребенка автоматически деактивироваться. Причина в том, что гены, отвечающие за интеллект, входят в категорию генов, контролируемых полом, которые ведут себя по-разному в зависимости от своего происхождения. Некоторые проявляют активность только если они унаследованы от отца, а некоторые – только если они унаследованы от матери.
Интеллект отца может передаваться только дочери, и то наполовину.

Ученые из Университета Глазго в Великобритании начиная с 1994 г. тестировали умственные данные 13 тысяч людей в возрасте от 14 до 22 лет. Анализ показал, что даже с учетом многих факторов, от уровня образования до социально-экономического статуса участников исследования, точнее всего предсказать их умственные способности можно по уровню IQ их матерей.

Интересный факт! Наиболее высоки шансы родить ребенка с высокими умственными данными у матерей, которые во время беременности активно занимаются физкультурой.

А что же внешность?

Внешность может быть унаследована от матери и отца в одинаковой степени. Здесь действует простая логика. Есть два вида генов – доминантные и рецессивные. Первый подавляет второй. То есть если у отца глаза карие, а у матери голубые, то, вероятнее всего, ребенок будет кареглазым! К доминантным признакам также относится смуглая кожа, веснушки, ямочки на подбородке и щеках, густые брови, длинные ресницы, круглое лицо, нос с горбинкой, пухлые губы и так далее. Если родители – носители рецессивного признака, например, голубого и серого цвета глаз, то «лидер» определится в ходе честной «борьбы».

Шутки генетики. У генетики хорошее чувство юмора. В редких случаях, у родителей с темными волосами рождается, например, рыжий малыш. В таких случаях не стоит уповать на соседа, а стоит помнить о том, что гены неожиданно могут «всплыть» через несколько поколений. То есть, рыжие волосы вполне могут достаться ребенку от прадеда.

Патологии и особенности организма

Интересное исследование было опубликовано в «Sleep medicine». Оказывается, предрасположенность к бессоннице и качество сна в целом передаются на генетическом уровне от матери ребенку. Еще один интересный факт: по женской линии от матери к дочери наследуется возраст менопаузы. Если в роду имеется склонность к ранней менопаузе, то она будет проявляться в той или иной мере у всех женщин семьи по прямой линии.

Есть ряд патологий, которые с наибольшей вероятностью унаследует ребенок от матери:

• остеопороз
• гипертония
• гипотиреоз
• варикозное расширение вен
• психические заболевания, в частности, болезнь Альцгеймера
• астма и аллергия
• онкологические заболевания
• миомы матки или эндометриоз (у женщин)
Склонность к перееданию и полноте тоже в большей степени передаётся от матери, особенно, к дочери.

Установлено, что ген дальтонизма достается сыновьям от матерей. В результате получается, что дальтоники – это в основном мужчины. Связано это с тем, что у них, в отличии от женщин, дефект единственной материнской Х-хромосомы не компенсируется.

Выводы. Генетика – «фундамент дома», который строит сам человек

Есть еще множество генов, которые ребенок может наследовать как от матери, так и от отца, например, это таланты, способности и характер! Еще в 1869 г. Фрэнсис Гальтон (который, к слову о наследственных талантах, приходился двоюродным братом Чарльзу Дарвину) в своей книге "Наследственный гений" описал о результаты исследования многих поколений музыкантов, судей, государственных деятелей, ученых, полководцев, писателей и художников как представителей класса "выдающихся личностей". Пытаясь понять принцип наследования исключительных качеств в роду, он установил, что талантливость родственников знаменитой личности уменьшается со снижением степени родства с ним. Эту закономерность он представил как неоспоримое доказательство генетической передачи незаурядных способностей от предка к потомку.

Но, не стоит забывать, что на личность ребенка, его здоровье, мышление и достижения оказывают влияние многие факторы, помимо генов. Ученые-генетики любят приводить такой пример: в семье Иоганна Себастьяна Баха все были очень музыкальными и играли на различных инструментах. Все это продолжалось без малого три века! Однако, великий Иоганн Себастьян Бах – один! Почему? Потому, что именно он приложил максимум усилий к развитию своего дара.
При расшифровке генома человека в начале 21 века был открыт редкий ген абсолютного слуха - EPHA7. Однако, после многочисленных исследований, был сделан вывод, что музыка-понятие больше культурологическое, чем биологическое. Можно стать успешным музыкантом и в отсутствие редкого гена, обладая минимальным набором способностей.

В России и очень популярна присказка «гены пальцем не сотрешь». В буквальном смысле это так. Однако, на самом деле, генетика – это только основа и фундамент будущего «дома», который строит сам человек! И этом дом может получиться очень разным…