Литература меняет ваш мозг (и ваши отношения с другими людьми)
"Чтение помогает нам понять других людей, поскольку оно активирует области мозга, связанные с пониманием чужого сознания", - пишет журналист Фредерик Бернар на портале Slate.fr.
"Во
многих научных исследованиях изучалось влияние на мозг медитации или музыки в
более или менее долгосрочной перспективе, но о чтении нам мало что известно, -
отмечает автор статьи. - Удивительно, что чтение не становилось предметом
крупных исследований. Большинство существующих работ было сосредоточено на
описании того, что происходит в мозге, когда мы читаем, или на определении
структур мозга, необходимых для чтения".
"Самый поразительный результат был получен Дэвидом Комером Киддом и Эмануэле
Кастано, исследование которых было опубликовано в престижном журнале Science в
2013 году, а затем воспроизведено другой командой исследователей в 2018 году", -
указывает журналист.
"Кидд и Кастано показали, что простой факт прочтения отрывка из художественной
литературы (другими словами, произведения, награжденного премией и/или
написанного признанным автором, таким, как Патрик Модиано или Анни Эрно),
позволяет впоследствии добиться лучших результатов в понимании психического
состояния других людей, чем прочтение отрывка из популярной художественной
литературы (например, хорошо продаваемого бестселлера)", - говорится в статье.
"Понимание чужого сознания определяется как способность приписывать мысли,
намерения, эмоции себе и другим и использовать их для объяснения, предсказания и
управления поведением других людей. Во время своей работы Кидд и Кастано
оценивали эту способность с помощью теста по интерпретации взгляда человека,
который состоял в подборе слова, соответствующего мысли, намерению или эмоции,
выраженной взглядом человека", - поясняет журналист.
Авторы исследования также показали, что существует положительная корреляция
между начитанностью испытуемых и результатами, выявленными благодаря тесту по
интерпретации взгляда, что дает основание предполагать долгосрочное воздействие
практики чтения на способность понимать психическое состояние других людей,
пишет Бернар.
"На сегодняшний день существует только одно исследование, в котором был изучен
аспект воздействия чтения литературных текстов на мозг: это исследование Бернса
и его коллег, опубликованное в 2013 году в журнале Brain connectivity. Авторы
попросили группу здоровых людей, студентов университета Эмори, где работали
исследователи, каждый вечер в течение девяти дней читать по тридцать страниц
романа Роберта Харриса "Помпеи". Затем активность их мозга в состоянии покоя
систематически измерялась на следующее утро. Ведение такого дневника наблюдений
было направлено на то, чтобы определить, продолжалось ли влияние чтения на мозг
с течением времени", - передает журналист.
"Результаты показали, что в течение этого девятидневного периода чтения
функциональная связь между медиальной префронтальной корой и височно-теменной
областью усилилась. Улучшенная связь между этими двумя областями может
объяснить, почему читатели романов обладают большей компетенцией в отношении
рассматриваемой способности", - отмечает автор статьи.
"Таким образом, чтение способно улучшить определенные когнитивные способности,
важные для жизни в обществе", - указывает Бернар.
"Идеальное исследование должно было бы сочетать когнитивные измерения
способности понимать чужое сознание с функциональными и анатомическими
измерениями мозга", - считает журналист.
"Литература, - пишет издание в заключение, - уже включена в программы,
предназначенные для укрепления социальных связей, направленные, например, на
стимулирование эмпатии среди врачей или на развитие способностей заключенных".
Источник: www.inopressa.ru