«Индекс здоровья будущего-2019»: у россиян есть доступ к медицинским услугам, но нет желания идти к врачу
Новые результаты исследования компании Philips показывают, что в России люди испытывают сложности или вообще не могут записаться на прием к врачу. Вместе с тем телемедицинские услуги, цифровые решения и доступ к электронным медицинским картам (ЭМК) могут стимулировать граждан регулярно посещать специалиста.
По данным исследования Philips «Индекс здоровья будущего» 2019 года, 66%
россиян считают, что российское здравоохранение обеспечивает им доступ к
медицинской помощи, и 50% опрошенных полагает, что им будут оказаны услуги
специалистов, когда это необходимо. 42% граждан также отметили, что доступность
современного оборудования в клиниках играет роль в их выборе лечебного
учреждения. При этом у подавляющего большинства нет желания идти к врачу (многие
россияне испытывают сложности или вообще не могут записаться на прием к врачу),
даже если для этого есть веская причина. Так ответили 89% респондентов (средний
показатель по 15 странам – 71%). Результаты опроса показали, что современные
решения – телемедицина, ЭМК и цифровые технологии – могут повысить доступ к
качественной медицинской помощи в России, а также стимулировать граждан более
ответственно относиться к своему здоровью.
«Чтобы мотивировать россиян регулярно посещать врача, необходимо не только
повышать качество диагностики с помощью инноваций, но и расширять доступ
пациентов к их личной медицинской информации. Исследование «Индекс здоровья
будущего» позволяет оценить развитие мировой системы здравоохранения и
предложить рекомендации по улучшению услуг лечебных учреждений, – отметил
Дмитрий Лисогор, директор направления цифровой медицины, медицинского
мониторинга и аналитики Philips в России и СНГ. – В этом году специалисты
Philips продолжили изучать влияние цифровых интегрированных технологий на
медицину и выяснили, какие решения могут помочь следить за здоровьем и вовремя
проходить профилактические обследования. Мы надеемся, что выводы исследования
позволят по-новому взглянуть на развитие цифрового здравоохранения в России».
Телемедицина может стимулировать людей чаще обращаться к врачу
Существует несколько причин, по которым у россиян нет желания посещать
врачей. 33% респондентов отметили, что испытывают сложности или вообще не могут
записаться на прием к доктору (средний показатель по 15 странам – 22%). 29%
респондентов ответили, что для посещения определенного специалиста им нужно
получить направление от терапевта (19% в среднем по 15 странам). 25% россиян не
ходят к врачам, поскольку у них нет на это времени (19% в среднем по 15
странам).
Телемедицина может помочь решить актуальные проблемы, из-за которых люди не
желают посещать доктора, когда это нужно. Дистанционные консультации расширят
доступ к врачам, что будет положительно влиять на впечатление пациента от
медицинской услуги. По данным «Индекса здоровья будущего», Россия входит в число
стран-участниц исследования, кто наиболее открыт для коммуникации с врачом
онлайн в случае несрочных ситуаций – об этом заявили 55% граждан (44% в среднем
по 15 странам).
Цифровые медицинские технологии помогут людям более ответственно относиться к
здоровью
По данным исследования «Индекс здоровья будущего», только пятая часть
опрошенных россиян часто или всегда используют цифровые медицинские технологии
или мобильные приложения для мониторинга основных показателей состояния
здоровья. Например, 20% россиян с их помощью измеряют пульс, еще 20% – давление,
а 18% граждан применяют их для оценки физических нагрузок. Кроме того, 16%
респондентов пользуются цифровыми технологиями или мобильными приложениями,
чтобы следить за весом, и 13% опрошенных – для своевременного приема лекарств.
Большинство россиян никогда не делились данными о здоровье с медицинскими
работниками
52% россиян, которые применяют такие устройства, никогда не передавали данные
о здоровье медицинским работникам. 31% передают данные, только когда возникает
серьезная проблема. 11% респондентов почти всегда или всегда делятся данными,
когда посещают лечащего врача, и только 5% делают это на постоянной основе, в
том числе и между визитами к специалисту.
Современные решения действительно могут помочь людям следить за своим
здоровьем. Согласно исследованию, респонденты из Китая (80%), Саудовской Аравии
(74%) и Индии (70%), которые используют цифровые медицинские технологии или
мобильные приложения, часто отмечали, что информация, которую они получали,
побудила их связаться с врачом. В России так ответили только 37% респондентов.
При этом по количеству людей, которые следят за состоянием своего здоровья с
помощью технологий, Россия превосходит средний показатель по 15 странам.
Россияне используют цифровые медицинские технологии в первую очередь потому,
что это удобно и позволяет им больше узнать о себе. Однако существует ряд
проблем, которые все еще препятствуют их дальнейшему внедрению. Так, около трети
респондентов (34%), которые не используют цифровые медицинские технологии и
мобильные приложения, чтобы следить за показателями здоровья, отметили, что
начнут применять эти решения в случае, если будут уверены в конфиденциальности
личных данных, 26% респондентов – если их научат ими пользоваться, и 24% – если
это порекомендует их лечащий врач. В данном случае работники сферы
здравоохранения могут сыграть свою роль в ускорении внедрения и популяризации
цифровых медицинских технологий среди россиян.
Россияне не против получить доступ к своим ЭМК
В 2018 году более 15 тыс. российских медицинских организаций внедрили
электронные медицинские карты, к концу 2019 года планируется, что ЭМК появится у
каждого жителя России3. Исследование «Индекс здоровья будущего» показало, что
респонденты из разных стран, которым доступны их цифровые медицинские карты,
более довольны услугами врача и отмечают более высокое качество медицинской
помощи, чем те, у которых этого доступа нет, или которые не уверены в его
наличии.
Две трети россиян (68%), у которых на данный момент нет доступа к своим
цифровым медицинским картам или же они не знают точно, есть ли он, хотели бы
просматривать и использовать эту информацию. При этом 13% не знают точно, хотят
ли они иметь такой доступ, и 19% не хотели бы иметь доступ к ЭМК. Это говорит о
том, что в России можно расширить доступ пациентам к ЭМК в целях улучшения
системы здравоохранения в целом.
Специалисты Philips на протяжении четырех лет изучают влияние цифровых
интегрированных технологий на работу врачей и удовлетворенность пациентов
качеством медицинских услуг. В 2019 году в исследовании приняли участие 3 194
медицинских работника и 15 114 граждан из 15 стран.
В России опрос прошли 1 013 граждан, представляющие 7 федеральных округов, в
возрасте от 18 лет и старше, с образованием не ниже среднего, в основном из
городской местности. На момент опроса, около 47% респондентов обращались за
медицинской помощью не более 3-х месяцев назад.
Также в российском опросе приняли участие 211 медицинских работников 26
специализаций, со средним опытом работы от 10 лет, из 7 федеральных округов, в
основном проживающие в городах и работающие в государственных медицинских
учреждениях.