Только 12% производителей электронных сигарет в России соблюдают закон о защите прав потребителей
Только 12% продаваемых в России электронных устройств доставки никотина соответствуют требованиям закона о защите прав потребителей. К такому выводу пришли специалисты «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) в ходе исследования доступных в российской рознице электронных сигарет.
Эксперты ОПИ изучили более 80 устройств разных производителей и типов:
закрытые картриджные вейп-системы, открытые вейп-системы, заправляемые
жидкостью, стики и устройства для нагревания табака. Электронные устройства
оценивались на соблюдение таких требований как: предоставление потребителю
предусмотренной законом информации на русском языке, информации об изготовителе,
стране производства, инструкции пользователя, сроке службы товара и гарантийном
сроке, наличие декларации о соответствии, знака ЕАС, информации о сервисном
обслуживании. Также ОПИ проанализировала жидкости и стики для электронных
сигарет на предмет добровольной ответственности производителей: предупреждение о
возрастных ограничениях, содержании и уровне никотина.
В результате исследования было установлено, что обязательным требованиям
соответствует только 12% продаваемой в рознице продукции. Самый высокий уровень
соответствия требованиям, защищающим интересы потребителей, оказался у
вейп-систем закрытого типа и систем нагревания табака крупных производителей:
устройства Glo, IQOS, Jouz, JUUL, Logic Compact, MYBLU имеют декларации о
соответствии и сертификаты электробезопасности, срок гарантии, предупреждения о
возрастных ограничениях. Информацию о сервисном обслуживании и ремонте устройств
предоставляют только три бренда - Glo, IQOS и JUUL.
Наиболее низкий уровень соблюдения действующего законодательства оказался у
вейп-систем открытого типа: 86% устройств не имеют декларации соответствия
(подтверждает соблюдение обязательных требований безопасности к продукции), у
80% изделий отсутствует обязательная информация об изготовителе и стране
производства, столько же не устанавливают гарантийный срок или срок службы,
более 60% не раскрывают правила безопасной эксплуатации девайсов и условия их
хранения. Около 90% производителей не обеспечивают условия для сервисного
обслуживания и ремонта устройств.
Уровень добровольной ответственности, связанной с предупреждением о содержании
никотина и привыкании к нему, возрастных ограничениях, у всех производителей
разный. 67% маркируют упаковку знаком «18+», но только 24% более развернуто
информируют об ограничениях на продажу устройств несовершеннолетним и всего 3
производителя – IQOS, JUUL и марка VandyVape – предупреждают о вызываемом
никотином привыкании. Почти половина производителей жидкостей для открытых
систем доставки никотина (49%) не считают нужным указывать информацию о составе
продукции или содержании в ней никотина.
«В России пока нет единого понимания правил и требований к добросовестной
продаже электронных никотиносодержащих продуктов. Есть ответственные
производители, они соблюдают все требования закона о защите прав потребителей,
но более 80% устройств в продаже ему не соответствует. Большинство
вейп-устройств открытого типа без деклараций соответствия и подробной информации
на русском языке не могло попасть на российский рынок легально и поэтому не
должно продаваться в рознице», - комментирует председатель ОПИ Олег Павлов.
ОПИ отмечает недостаточные усилия производителей вейп-систем открытого типа в
части информирования потребителей о содержании никотина, а также в части
предупреждения (пресечения) приобретения продукции несовершеннолетними.
«ОПИ готовит рекомендации для производителей и розницы по соблюдению
законодательства, обеспечению на упаковке всей необходимой информации и
предупреждений. Запланирован регулярный мониторинг реализуемых устройств и
расходных материалов, включающий просветительскую работу с продавцами,
проведение контрольных закупок и информирование потребителей о выявляемых
нарушениях», - отметил Олег Павлов.
Электронные системы доставки никотина – самый динамично растущий сегмент рынка
никотиновых продуктов в России. По прогнозу Euromonitor International, в
следующие пять лет его оборот увеличится в пять раз - к 2023 году он достигнет
$3,7 млрд.