Лучшие практики медвузов по борьбе с коронавирусом будут внедряться в регионах
На базе медицинских вузов России возможно создание вертикальной сети консультационно-ресурсных центров по борьбе с коронавирусной инфекцией с головным центром в Сеченовском Университете.
Такое предложение вынесено на рассмотрение на заседании Ассоциации «Совет
ректоров медицинских и фармацевтических вузов России», которое состоялось 13
апреля 2020 года в дистанционном формате.
В совещании приняли участие представители Министерства здравоохранения РФ во
главе с министром Михаилом Мурашко, Всероссийского общественного движения
«Волонтеры-медики», ректоры и проректоры российских медицинских вузов. Главной
темой обсуждения стала успешная практика профильных университетов в
образовательной деятельности и реализации задач здравоохранения в условиях
пандемии COVID-2019, а также вопросы дистанционного образования и алгоритм
перепрофилирования коечного фонда клинических центров региональных медицинских
вузов в госпитали для пациентов с коронавирусом.
Открывая конференцию, министр здравоохранения России Михаил Мурашко акцентировал
внимание на масштабной работе, которую уже проделали медицинские организации и
вузы в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. «Для оказания помощи
пациентам с тяжелым течением болезни перепрофилируются федеральные центры, ранее
оказывавшие высокотехнологичную медицинскую помощь, клинические базы медицинских
вузов. Ситуация, связанная с заболеванием характерна тем, что мы не имеем
препарата, который может управлять этим инфекционным процессом. Поэтому
разобщение и эпидемиологические мероприятия являются приоритетными для борьбы с
коронавирусом», – пояснил министр.
Также Михаил Мурашко отметил, что вузы, имеющие клинические базы, будут
привлечены к работе штабов по оказанию помощи в период пандемии, – подготовлено
соответствующее распоряжение Правительства РФ. Их опыт и знания позволят более
качественно организовать медицинскую помощь в регионах. Он призвал привлечь к
работе врачей разных специальностей, средний и младший медицинский персонал. Но
при перепрофилировании, в первую очередь, нужно заботиться об их безопасности,
обеспечивая не только необходимыми средствами защиты, но и проводя
образовательные мероприятия, отметил глава Минздрава РФ.
Председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов
России», академик РАН, ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко поддержал
министра здравоохранения. «Медицинские университеты не могут оставаться в
стороне, имея квалифицированный профессорско-преподавательский состав и
клинические центры. Клиническая база Сеченовского Университета одна из первых
перепрофилирована в крупнейший в стране госпиталь COVID-19 на 2000 коек. На базе
вуза создан профильный Федеральный дистанционный консультативный центр
анестезиологии-реаниматологии для взрослых, более 700 ординаторов, аспирантов и
студентов Сеченовского Университета принимают участие в мероприятиях по борьбе с
коронавирусной инфекцией, работая в городских и университетских клиниках,
участвуя в волонтерском движении», – сообщил он.
Об организации образовательной деятельности в условиях пандемии рассказала
проректор Сеченовского Университета по учебной работе Татьяна Литвинова.
«Главные вызовы дистанционного образования – это, прежде всего, практическая и
пациенториентированная направленность образовательных программ для
студентов-медиков, необходимость быстрого вхождения в режим дистанционного
бесконтактного обучения и адаптации профессоров и преподавателей к реализации
дисциплин исключительно в дистанционном режиме», – отметила она и предложила
использовать платформу открытого медицинского образования Sechenov.оnline для
тиражирования лучших практик, формирования индивидуального плана обучения,
технологических решений и образовательного контента. Единый образовательный
портал вуза включает 1904 лекции и 423 образовательных курса, а цифровая
библиотека содержит 9036 электронных изданий, обеспечивая удаленный доступ
обучающимся на различных специальностей.
Комментируя выступления о дистанционном образовании, Петр Глыбочко напомнил о
необходимости дистанционного обучения врачей и среднего медицинского персонала,
работающего с пациентами в период эпидемии COVID-19: «Сегодня министром
здравоохранения поставлена задача подготовить схемы лечения пациентов с
различными патологиями в рамках стационара. Мы предлагаем в режиме онлайн
создать рабочие группы по различным направлениям с участием ректоров и
проректоров по учебной и лечебной работе. Врачи и медицинский персонал не должны
оставаться один на один с глобальной проблемой – пандемией».
О задачах медицинских университетов в условиях пандемии Совету ректоров
рассказал проректор Сеченовского Университета по клинической работе и
дополнительному профессиональному образованию, руководитель Федерального
дистанционного консультативного центра анестезиологии-реаниматологии Виктор
Фомин. «Непосредственное участие университетов в решении задач здравоохранения
должно стать важнейшим гарантом качества оказания медицинской помощи пациентам с
СOVID-19. Вузы – основной ресурс для того, чтобы анализировать эффективность
лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, разрабатывать и совершенствовать
схемы лечения, организовывать и проводить клинические исследования, формировать
архив больших данных – big data», – сообщил он и внес предложение по созданию
вертикальной сети консультационно-ресурсных вузовских центров коронаврирусной
инфекции с головным центром в Сеченовском Университете.
Подводя итоги заседания, Петр Глыбочко отметил, что вузам предстоит принять
участие в создании региональных коронавирусных центров Минздрава России и
перепрофилировании коечного фонда. «Нельзя недооценивать сложность этой работы.
Наряду с перепрофилированием коек предстоит решить вопросы обеспечения
медработников средствами индивидуальной защиты, приобретения противовирусных и
антибактериальных препаратов, кислорода, аппаратов ИВЛ и организации работы
медперсонала, когда пациентов одновременно привозят 10-20 машин скорой помощи,
грамотно и оперативно организовать работу реаниматологов», – резюмировал он.