Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Ужесточение правил госзакупок в области медизделий вызывает обеспокоенность экспертного сообщества
Международное агентство по стратегическим коммуникациям PBN Hill+Knowlton Strategies поделилось результатами независимого исследования, посвященного изменениям в системе государственных закупок медицинских изделий (МИ) в России. Результаты исследования были представлены на круглом столе, проходившем 9 декабря в онлайн-формате на платформе PBN H+K.
В рамках круглого стола консультанты PBN H+K заявили о том, что в целом
эксперты согласны с необходимостью развития отечественной отрасли медизделий,
однако ужесточение правил госзакупок вызывает у них обеспокоенность с точки
зрения возможных эффектов для системы здравоохранения. Основные опасения
респондентов связаны с возможным влиянием изменений на качество медицинской
помощи, потенциальными рисками срывов закупочных процедур и повышением
закупочных цен.
«Практически все согласны, что политика импортозамещения медизделий в целом
оправдана и направлена на важнейшую задачу укрепления национальной безопасности
страны. Это особенно важно в условиях пандемии Covid-19, которая вызвала
беспрецедентную ситуацию на рынке и риски дефицита МИ. Однако наше исследование
показало и то, что выбранный пакет мер вызывает обеспокоенность у экспертов в
части возможности исполнения требований и эффектов для системы здравоохранения»
– рассказал на круглом столе Георгий Халилулин, один из авторов исследования и
директор по связям с органами государственной̆ власти и неправительственными
организациями PBN H+K.
На мероприятии также была дана предыстория принятия законодательных мер:
установления минимальных квот на закупку отечественных МИ, введения правила «второй
лишний» в отношении ряда медизделий и внедрения балльной системы оценки
локализации производства, – целью которых является ускорение локализации
производства иностранных производителей на российском рынке и стимулирование
спроса на отечественные медизделия и технику. В рамках круглого стола выступили
и представители экспертного сообщества.
«Международные производители достаточно активно интересуются вопросами
локализации, в том числе рассматривают возможности сотрудничества с российскими
коллегами по вопросам производства МИ в России. Тем не менее, меры,
разработанные сегодня (механизм подтверждения статуса произведенной в России
продукции, квотирование госзакупок иностранных МИ, правило "второй лишний" при
госзакупках медтехники и др рестриктивные меры) не оказывают позитивного влияния
на ситуацию развития внутреннего рынка медицинских изделий в стране, его
инвестиционной привлекательности. Необходим баланс между интересами развития
локального производства медтехники и задачами системы здравоохранения в
отношении здоровья граждан нашей страны, – сообщил Сергей Ванин, Исполнительный
директор Aссоциации международных производителей медицинских изделий. – В целях
разработки взвешенных решений в области организации закупок медицинских изделий
и развития отечественной медицинской промышленности в целом, мы полагаем, что
необходим диалог с представителями всех заинтересованных участников рынка,
включая госорганы, медицинское сообщество, пациентские организации и
производителей».
Большинство опрошенных опасаются образования дополнительных барьеров для
развития системы здравоохранения в целом. Эксперты отмечают, что сектор МИ
динамичен в плане внедрения инновационных решений, однако, по их мнению,
текущая политика ужесточения правил госзакупок может создать барьеры для
внедрения новейших решений, позволяющих оказывать более качественную
медицинскую помощь и диагностику. В качестве наиболее уязвимых к утвержденным
нововведениям сфер эксперты назвали области онкологии, сердечно-сосудистой
хирургии и нейрохирургии, которые требуют высокотехнологичного оборудования и
расходных материалов.
«Основные опасения пациентского сообщества связаны с тем, что ограничение
конкуренции может негативно сказаться на оснащенности больниц, и,
соответственно, на качестве и сроках оказания медицинской помощи, – поделился
своим мнением Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза общественных
объединений пациентов и руководитель Совета общественных организаций по защите
прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. –
Учитывая, что под ограничения попали многие медизделия, необходимые для лечения
онкологических, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, мы опасаемся
сокращения объемов оказания медпомощи по этим ключевым направлениям, что может
привести к непредсказуемым результатам».
Катализатором принятия данных мер послужила пандемия Covid-19: глобальные
производственные мощности оказались недостаточными для возросшего спроса в
период пандемии, что подтолкнуло государственные органы власти к поиску решения
для обеспечения национальной безопасности в области здравоохранения в будущем.
Однако иностранные и отечественные представители индустрии отмечают крайне
ограниченные сроки исполнения требований, указывая на то, что для проведения
локализации, передачи прав на интеллектуальную собственность и регистрации МИ
требуется больший период времени.
«Безусловно, меры по защите и поддержке российских производителей в
здравоохранении необходимы: только так мы можем защитить себя от рисков
дефицита, подобных тем, с которыми мы столкнулись в период пандемии, и
обеспечить себя необходимым оборудованием» – отметил Валентин Синицын,
Профессор, д.м.н., Президент Российского Общества Рентгенологов и Радиологов. –
«Это прекрасно понимают все эксперты, и медицинское сообщество в том числе. Тем
не менее, мы хотели бы большего вовлечения профессионального медицинского
сообщества в проработку подобных мер с Минпромторгом в качестве экспертов. Когда
речь идет о медицине и здоровье граждан, необходимо быть очень внимательными в
вопросах выбора оборудования, чтобы не нанести вред пациентам и не оставить их
без высокотехнологичных методов диагностики».
Эксперты считают, что для того, чтобы повысить эффективность этого процесса,
необходимо отталкиваться не от запретительных мер с ужесточением правил
госзакупок, а продумать более качественную стратегию, считают эксперты.
В ходе исследования были отмечены следующие направления, способные оказать
положительные эффекты как для отечественного рынка МИ, так и для системы
здравоохранения:
Более глубокий межведомственный диалог при разработке мер по регулированию
Более значительная роль Минздрава России при проработке решений
Внедрение стимулирующих мер, направленных на поддержку локализации, а не
принуждение к ней.
Создание условий, стимулирующих российские предприятия инвестировать в
разработку новых технологий
Создание разумных источников получения инвестиций и госгарантий по реализации
разработанной и изготовленной продукции
Упрощение механизма допуска инновационных технологий на рынок.
Постепенное и поэтапное внедрение четких и прозрачных мер по локализации для
оптимального поиска компонентной базы, валидации местных производственных
мощностей и обмена технологиями.
Участие профессиональных медицинских организаций в качестве экспертов при
разработке мер совершенствования системы.