Дата публикации: 30-11-1999 Раздел: Неврология и нейрохирургия
Чем занят мозг пока мы спим
Как гласит житейская мудрость, чтобы хорошо сдать экзамен, не следует всю ночь перед ним сидеть над учебниками. Достаточно просто хорошо выспаться - все равно ничего из прочитанного ночью утром вспомнить не удастся. Что интересно, наука соглашается с приметой.
Психологи, изучающие особенности поведения человека в различных ситуациях, уже
неоднократно подтверждали положительное влияние сна на способность запоминать
информацию. Однако исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по
поводу того, за счет чего достигается этот положительный эффект. По мнению одной
группы ученых, именно во время сна формируется долгосрочная память. Однако
другие полагают, что запоминание и формирование долгосрочной памяти происходит в
течении дня, а во время сна идет своего рода "редактирование", отсеивание лишней
информации.
После длительных исследований группе бельгийских ученых во главе с доктором
Пьером Маке удалось зафиксировать изменения мозговой деятельности во время сна.
Для этого принимавшим участие в опыте людям приходилось засыпать в огромной и
довольно шумной машине для сканирования мозга - идеальный вариант для сбора
учеными нужной информации. Результаты исследования были обнародованы на
конференции Организации по Исследованию Мозговой Деятельности в Японии.
Акцент в исследовании бельгийских ученых был сделан на изучении той стадии сна,
которую принято называть "быстрым сном". Именно на этой стадии человек видит
сновидения, в это время его мозг и тело активны, сердечный ритм и показатели
кровяного давления несколько повышены. Зрачки во время быстрого сна двигаются за
закрытыми веками, как при просмотре кино, а волны, отражающие мозговую
активность, практически идентичны тем, что наблюдаются во время бодрствования.
Это период сна обычно длится от 10 до 25 минут, и сны, которые видят люди в это
время, - воспроизведение событий прошедшего дня, однако (особенно, в случаях,
когда задействовано подсознание), после пробуждения спавшему редко удается
вспомнить сам сон.
Доктор Маке и его коллеги использовали в своем исследовании электронный томограф
- с помощью этого прибора они изучали мозговую деятельность человека в период
бодрствования, при выполнении специального несложного теста, и затем во время
сна. Задание состояло в том, что тестируемому нужно было как можно быстрее
среагировать (нажать на кнопку), когда загорался свет в однм из шести источников.
По мере привыкания к заданию время реакции сокращалось. Людям, принимавшим
участие в опыте, не было сказано заранее, что в нескольких случаях свет
загорается в определенной последовательности, с определенными промежутками, -
согласно своего рода "искусственной грамматике", по словам доктора Маке. И тем
не менее, люди демонстрировали лучшую реакцию (по сути, учились быстрее) в том
случае, когда в загораниях света присутствовала схематичность, "грамматика".
Другими словами, опыт показал возможность несознательного обучения, запоминания
информации.
Сканирование при помощи томографа показало, небольшой участок мозга, cuneus (так
называемый клин), находящийся в затылочной части мозга, был активен как во время
четырехчасовых дневных тестов, так и в течение быстрого сна, однако во время
всех остальных стадий сна активности этого участка мозга замечено не было. Кроме
того, сканирование выявило, что активность клина у людей, в тестовых заданиях
которых присутствовала "искуственная грамматика", существенно превышала
аналогичные показатели у тех, кто видел световые сигналы, появляющиеся случайным
образом.
В процессе исследований выяснилось также, что помимо клина активность проявляли
и другие участки мозга, отвечающие за запоминание грамматических структур и
последовательностей. Таким образом, оказалось, что теория о "редактировании" во
сне информации, полученной за день, не вполне состоятельна, так как она не могла
бы объяснить связи между активностью участков мозга и степенью хаотичности
полученной во время теста информации. Более того, у первой группы тестируемых (с
искусственной грамматикой) после сна значительно улучшались показатели реакции -
несознательно отложившаяся в памяти последовательность, освеженная сном,
помогала реагировать на вспышки еще быстрее.
В результате ученые пришли к выводу о том, что нервные окончания,
задействованные при процесе запоминания, "тренируются" во время быстрого сна,
особенно в тех случаях, когда мозгу удается вычислить и запомнить структуру,
внутреннюю логику предлагаемого к изучению материала. Если иллюстрировать этот
вывод примером, можно сказать: студентам, готовящимся к сдаче экзамена по
математике, можно накануне спокойно ложиться спать, не опасаясь, что вместо
заученных формул и определений на следующее утро они вспомнят содержание
радиопередачи соседа-полуночника.
Источник: MIGnews.com |