MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 30-11-1999
Раздел: Неврология и нейрохирургия

Чем занят мозг пока мы спим


Как гласит житейская мудрость, чтобы хорошо сдать экзамен, не следует всю ночь перед ним сидеть над учебниками. Достаточно просто хорошо выспаться - все равно ничего из прочитанного ночью утром вспомнить не удастся. Что интересно, наука соглашается с приметой.

Психологи, изучающие особенности поведения человека в различных ситуациях, уже неоднократно подтверждали положительное влияние сна на способность запоминать информацию. Однако исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, за счет чего достигается этот положительный эффект. По мнению одной группы ученых, именно во время сна формируется долгосрочная память. Однако другие полагают, что запоминание и формирование долгосрочной памяти происходит в течении дня, а во время сна идет своего рода "редактирование", отсеивание лишней информации.

После длительных исследований группе бельгийских ученых во главе с доктором Пьером Маке удалось зафиксировать изменения мозговой деятельности во время сна. Для этого принимавшим участие в опыте людям приходилось засыпать в огромной и довольно шумной машине для сканирования мозга - идеальный вариант для сбора учеными нужной информации. Результаты исследования были обнародованы на конференции Организации по Исследованию Мозговой Деятельности в Японии.

Акцент в исследовании бельгийских ученых был сделан на изучении той стадии сна, которую принято называть "быстрым сном". Именно на этой стадии человек видит сновидения, в это время его мозг и тело активны, сердечный ритм и показатели кровяного давления несколько повышены. Зрачки во время быстрого сна двигаются за закрытыми веками, как при просмотре кино, а волны, отражающие мозговую активность, практически идентичны тем, что наблюдаются во время бодрствования. Это период сна обычно длится от 10 до 25 минут, и сны, которые видят люди в это время, - воспроизведение событий прошедшего дня, однако (особенно, в случаях, когда задействовано подсознание), после пробуждения спавшему редко удается вспомнить сам сон.

Доктор Маке и его коллеги использовали в своем исследовании электронный томограф - с помощью этого прибора они изучали мозговую деятельность человека в период бодрствования, при выполнении специального несложного теста, и затем во время сна. Задание состояло в том, что тестируемому нужно было как можно быстрее среагировать (нажать на кнопку), когда загорался свет в однм из шести источников. По мере привыкания к заданию время реакции сокращалось. Людям, принимавшим участие в опыте, не было сказано заранее, что в нескольких случаях свет загорается в определенной последовательности, с определенными промежутками, - согласно своего рода "искусственной грамматике", по словам доктора Маке. И тем не менее, люди демонстрировали лучшую реакцию (по сути, учились быстрее) в том случае, когда в загораниях света присутствовала схематичность, "грамматика". Другими словами, опыт показал возможность несознательного обучения, запоминания информации.

Сканирование при помощи томографа показало, небольшой участок мозга, cuneus (так называемый клин), находящийся в затылочной части мозга, был активен как во время четырехчасовых дневных тестов, так и в течение быстрого сна, однако во время всех остальных стадий сна активности этого участка мозга замечено не было. Кроме того, сканирование выявило, что активность клина у людей, в тестовых заданиях которых присутствовала "искуственная грамматика", существенно превышала аналогичные показатели у тех, кто видел световые сигналы, появляющиеся случайным образом.

В процессе исследований выяснилось также, что помимо клина активность проявляли и другие участки мозга, отвечающие за запоминание грамматических структур и последовательностей. Таким образом, оказалось, что теория о "редактировании" во сне информации, полученной за день, не вполне состоятельна, так как она не могла бы объяснить связи между активностью участков мозга и степенью хаотичности полученной во время теста информации. Более того, у первой группы тестируемых (с искусственной грамматикой) после сна значительно улучшались показатели реакции - несознательно отложившаяся в памяти последовательность, освеженная сном, помогала реагировать на вспышки еще быстрее.

В результате ученые пришли к выводу о том, что нервные окончания, задействованные при процесе запоминания, "тренируются" во время быстрого сна, особенно в тех случаях, когда мозгу удается вычислить и запомнить структуру, внутреннюю логику предлагаемого к изучению материала. Если иллюстрировать этот вывод примером, можно сказать: студентам, готовящимся к сдаче экзамена по математике, можно накануне спокойно ложиться спать, не опасаясь, что вместо заученных формул и определений на следующее утро они вспомнят содержание радиопередачи соседа-полуночника.


Источник: MIGnews.com

Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=3677
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru