Дата публикации: 30-11-1999 Раздел: Генетика
Генетическая диктатура
Слово "биоэтика" ввел в употребление Ван Ренселлер Поттер в своей книге "Биоэтика: мост в будущее" (1974). Появилось оно в атмосфере борьбы за свободу индивида от произвола врачей, которая развернулась в конце 60-х годов.
Наиболее драматический характер эта борьба приобрела в сфере психиатрии.
Представители движения "антипсихиатров" утверждали, что психические болезни -
миф, психиатрический диагноз - это социальный ярлык, психиатрия - лженаука, а
душевнобольных не существует в природе. Их излюбленный афоризм: "Шизофрения - не
болезнь, а способ организации деятельности врача".
Кажется, сегодня история повторяется, но уже на другом проблемном поле - в сфере
генетических исследований. Фирмы, которые занимаются расшифровкой генофонда,
растут как грибы. По прогнозам британского Фонда будущего, через 30 лет 80
процентов людей будут появляться на свет благодаря искусственному
оплодотворению, и это позволит корректировать наследственные признаки
новорожденных.
Однако, несмотря на прекрасное будущее генетики, растет вероятность установления
генетической диктатуры общественных институтов над индивидуумом. Ее симптомы уже
сегодня имеют место в США. Некоторые страховые компании заставляют своих
клиентов проходить генетический тест и отказываются заключать договор с теми, у
кого обнаружены наследственные заболевания. Появились бюро по трудоустройству,
которые ищут для работодателей сотрудников без потенциальных смертельных
болезней, например рака.
Главный американский эксперт по биоэтике Артур Каплан напоминает в связи с этим,
что в 30-е годы в США формально действовал закон, предписывавший стерилизацию
преступников и душевнобольных. Он полагает, что могут возникнуть рецидивы. По
прогнозам Каплана, лет через пятнадцать в США наверняка развернется общественная
дискуссия на тему: имеют ли право люди с плохой наследственностью заводить
детей? А обозреватели журнала "Сайенс" задаются вопросом: не ведут ли новые
данные науки к генетическим чисткам или построению общества, состоящего из
генетических каст? В самом деле, если для исчезновения сословий, освященных
обычаями, потребовались века, что будет, если сословность получит научное
обоснование?
Сегодня многие приверженцы принципов биоэтики высказываются за то, чтобы на
корректирование генофонда, как и на клонирование человека, был наложен запрет.
Дискуссия еще только в самом начале, а участники российской научной программы
"Геном человека" уже вынесли свою резолюцию, согласно которой любая заявка на
исследование генома человека и использование генетических данных, касающихся
индивида, семьи или популяции, должна проходить этическую экспертизу в
компетентном правомочном органе.
Александр Волин
Источник: Журнал "Итоги" |