Отчего малыш беспричинно гневается
Виктор Бирюков,
Александр Черницкий
Сейчас мы попытаемся объяснить то, с чем знакомы все родители. Время от времени
спокойный малыш внезапно, безо всякого повода приходит в ярость и принимается
крушить все, до чего дотягивается. Это происходит часто, иногда ежедневно, и
родители из поколения в поколение теряются в догадках: откуда берется
беспричинный гнев? Однако постепенно, год за годом подобные вспышки сходят на
нет.
Назовем данное явление детским вандализмом (просто для удобства назовем, надо
же его как-то обозначить) и начнем искать истину ab ovo – с самого начала: с
момента появления человека на свет. У новорожденного сознание девственно чисто.
Затем этот «белый лист» заполняется по мере воспитания, и возникает личность.
Личность – индивид как обладатель общественно важных черт, благодаря которым
возможна идентификация, отличение психики одного человека от психики другого.
У животных нет ничего подобного. Они живут, подчиняясь имеющейся от рождения
инструкции – инстинктам. Поэтому человек, выросший без человеческой речи и
воспитания, не станет личностью (обладателем сознания). Маугли – сказочный
герой: в реальности среди волков вырастет полный идиот – человеческое существо
без личности. У него не будет ни либидо, ни желаний, ни интересов – только
инстинктивные стремления есть, пить, испражняться, спать, тупо и неизбирательно
совокупляться. Личностью обладают лишь люди со здоровой психикой.
Вывод: новорожденный ребенок, принадлежа биологическому виду Homo Sapiens –
формально являясь человеком, не имеет никаких личностных черт (еще лишен
человеческой психики) и, следовательно, содержит в себе только животное начало.
Личность складывается в последующие 3–4 года – по мере формирования сознания в
ходе жизни среди людей. Обратите внимание: именно к этому возрасту детский
вандализм у нормального малыша практически прекращается. Поэтому мы полагаем,
что за детский вандализм несет ответственность «зверь», который к 3–4 годам
постепенно вытесняется сознанием.
Неизбежен вопрос: почему животное начало проявляет себя разрушительным
образом? Для ответа придется вспомнить один из фундаментальных законов природы –
закон о необратимом росте хаотичности Вселенной. Идут годы, а хаоса в мире все
прибавляется и прибавляется. Мерой хаотичности является энтропия, количество
которой в мире непрерывно накапливается. Единственной силой, противостоящей
хаотичности и, соответственно, снижающей количество энтропии, выступает
человечество. Ведомые стремлением к гармонии (совершенству, идеалу), люди
упорядочивают мир: хаос преодолевается культурой. Вот вам и смысл формулы
Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».
К примеру, что есть всякая практика? Это преобразовательная и созидательная
деятельность человека, творчески осваивающего мир в направлении минимизации
энтропии. Так, на любой стройке происходит упорядочивание материалов и
логическое соединение их между собой в дом (забор, баню, коровник, дорогу и
т.д.), но если дом разрушается от землетрясения, энтропия резко подрастает. А
что такое информация? Сие суть количественная мера устранения неопределенности
(энтропии), мера организации системы (такие интерпретации практики и информации
приводятся в «Настоящем психологическом словаре», который сейчас готовит к
печати Институт психологического здоровья). Иными словами, информационное
общество уничтожает энтропию с невиданной доселе эффективностью.
Животные же, напротив, «работают» на повышение энтропии, хотя некоторую
структурирующую работу выполняют и они, поедая слабых, больных, павших. Но в
целом человеческий мир настолько разительно контрастирует с природным хаосом,
что звери восстают и стремятся этот мир разрушить. В Индии слон врывается на
улицу и сметает все со своего пути: городской порядок слишком чужд слону.
Достается автомобилям и строениям, людям и коровам (которые неприкосновенно
прогуливаются в качестве священных животных индуизма). Корова, как и прочие
домашние животные, враждебна дикому слону: она приручена и подчинена человеком,
«заражена» его стремлением к порядку, является частью его мира. Скажем, в
природе дикие кошки особо не выбирают место для туалета (повышают энтропию), но
в квартире кошка ходит по нужде в строго отведенный для этого ящик (снижает
энтропию).
Природа «восстаний» младенца та же: человеческий мир слишком «правильный»,
«геометрически выверенный», ненатурально «стройный». Этот мир не находит отклика
в животном начале ребенка, не «резонирует» с ним. Время от времени малыш
«устает» соответствовать человеческой нацеленности на сокращение энтропии и
взрывается – рвет книги, с «садистическим» наслаждением расшвыривает игрушки и
вообще все, что попадает под руку. Даже угроза неотвратимого наказания не
помогает малышу вернуть контроль над собой. «Ты что, взбесился?» – возмущаются
родители. Точно так вандализм дикого слона часто объясняют бешенством, и
заголовки в СМИ вопиют: «Взбесившийся слон затоптал троих человек и убил бивнями
корову».
На самом деле и крошечный ребенок, и исполин с хоботом ведут себя схожим
образом, поскольку инстинктивно повышают энтропию. Как правило, слон совершенно
здоров (не болен бешенством), но некстати учуял в джунглях вкусные запахи и
забрел в мир людей: «бешенство» буквально ветром надуло. (Кстати, нельзя
согласиться с расхожим мнением, будто причиной детского вандализма является
неосознанное стремление стать выше окружающих предметов: сплошь и рядом ребенок
разбрасывает стоящие на полу автомобильчики, рушит низкую башенку из кубиков и
т.д.)
По мере заполнения «чистого листа» сознанием малыш все более «очеловечивается» и
все реже обрушивается на мир с тотальной злобой, подобно ворвавшемуся в город
слону. Это происходит step by step, дюйм за дюймом по мере того, как сам малыш
включается в общечеловеческую работу по упорядочиванию Вселенной: начинает
относить мусор в кухонное ведро, приносит маме из комода свои колготки,
составляет поезд из машинок или вагончиков и т.п. В итоге на протяжении первых
лет жизни ребенок перековывается в противника энтропии – становится личностью.
Конечно, некоторые взрослые порой тоже громят все вокруг, но у них всегда
находятся побудительные мотивы: ревность, обида, месть, горечь поражения и пр.
(о психических больных – сумасшедших – мы здесь не говорим). Видимо, в детстве
эти взрослые имели подходящие примеры: родители колотили во время скандала
посуду, и пьяный папа гонялся за визжащей мамой. Или, к примеру, чем объяснить
поведение подростка, который ночью выбирается из дому, чтобы поджечь дорогую
иномарку? Завистью к более состоятельным семьям, ощущением собственной
ущербности, невозможностью далее мириться с «обделенностью» судьбой. Из тех же
соображений озлобленные крестьяне некогда поджигали барские усадьбы: у нас таких
хором нету, пускай же и у вас, гады, их не будет (как гласит поговорка, горе –
не то, что своя корова сдохла, а то, что у соседа еще жива).
Детский вандализм отличается от вандализма взрослого своей немотивированностью,
отсутствием очевидных стимулов. В контексте сказанного, читатель, остается
поаплодировать мудрости русских идиом «скотское поведение», «потерять
человеческий облик», «звериный оскал»...
Как реагировать на детский вандализм? Наказывать ребенка бессмысленно, ведь
«приступы» вызываются дефицитом человеческого начала – объективной
недозаполненностью сознания. Ни ругань, ни шлепки не помогут достучаться до
животной составляющей психики: малыш не поймет, в чем он провинился. Нет в мире
силы, которая растолкует гневающемуся слону, что он ведет себя нехорошо. Лучше
переждать вспышку и призвать малыша вместе собрать разбросанные предметы,
проявив чисто человеческое, антиэнтропийное стремление к созиданию. Терпение,
дамы и господа, – надежный союзник.
Разумеется, после 3–4 лет некоторые дети продолжают ломать игрушки и домашнюю
электронику, но занимаются этим уже осознанно: им хочется выяснить, что «там»
внутри, как «это» работает. Путем разрушения они хотят научиться созиданию, т.е.
намерены вести себя как раз-таки по-человечески. При обнаружении у отпрыска
устойчивого стремления к подобному «анализу» следует приобщать его к «синтезу» в
каком-нибудь кружке: радиотехническом, автомодельном, авиамодельном,
компьютерном и др.