Международное исследование подтвердило, что участие людей с диабетом в специальных образовательных программах ведет к улучшению самоконтроля и повышению качества их жизни. в России 62,8% людей с диабетом ни разу не проходили соответствующего обучения.
Результаты международного исследования DAWN2™ (Diabetes Attitudes, Wishes and
Needs 2 — англ. «Диабет: отношение, желания, потребности»), представленные
сегодня на 49-й Ежегодной конференции Европейской ассоциации по изучению
диабета, показали, что участие пациентов в образовательных программах напрямую
связано с улучшением самоконтроля и психологического самочувствия.1
В то же время, исследование DAWN2™ показало, что 62,8% людей с диабетом в России
никогда не принимали участия в образовательных программах.2 Исследование также
наглядно продемонстрировало, что в России, как и в других странах мира, менее
всего склонны к обучению в «школах диабета» мужчины, люди с диабетом 2 типа,
люди старшей возрастной категории и люди, проживающие в больших городах.1 75,5%
пациентов, участвовавших в образовательных программах, признали их очень
полезными.2 В целом, люди, прошедшие обучение, реже жалуются на психологические
проблемы и демонстрируют более высокий уровень самоконтроля.
В исследовании DAWN2™ приняли участие более 15000 людей с диабетом и членов их
семей в 17 странах на четырех континентах. Обучение - это только один из
широкого круга вопросов, затронутых в исследовании. По словам Ингрид Уиллеинг,
главного научного консультанта DAWN2™ в Дании и руководителя отдела обучения
пациентов диабетологической клиники Стено, исследование продемонстрировало
важнейшую роль обучения в улучшении клинических результатов лечения и повышении
качества жизни людей с диабетом. Однако, в разных странах обучение проходят от
22% до 84% людей с диабетом. «Мы надеемся, что результаты DAWN2™ позволят
повысить доступность образовательных программ и помогут людям с диабетом
достигать наилучших результатов лечения», - подчеркнула она.
Исследование DAWN2™ также подчеркнуло серьезную роль членов семей людей с
диабетом: более 80% российских специалистов здравоохранения признают, что
вовлеченность членов семьи в уход за пациентом является неотъемлемой частью
успешного лечения.3 Тем не менее в России более 90% членов семей никогда не
участвовали ни в каких специализированных обучающих программах.4 Но из тех, кто
проходил подобное обучение, 63% признали его полезным. 4
Значимость обучения в сфере диабета особо подчеркивают сами работники
здравоохранения. 77% российских медицинских работников согласны с тем, что
повышение доступности программ обучения для пациентов позволит снизить общее
бремя заболевания.3 66% хотели бы получить более глубокие знания в области
управления психологическими аспектами диабета, хотя лишь около 10% медработников
прошли подобное обучение.3
«Внедрение в повседневную практику в нашей стране терапии диабета комплексных
обучающих программ как для самих пациентов, так и для членов их семей – это
жизненная необходимость» – считает А.Ю. Майоров, д.м.н., заведующий отделением
программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ ЭНЦ МЗ РФ.- «Огромный
разрыв российских показателей в области терапевтического обучения пациентов с
другими странами подтверждает, что для уменьшения и социального, и
экономического бремени диабета в долгосрочной перспективе нашей первоочередной
задачей должно стать создание современной и удобной для пациента инфраструктуры
терапевтического обучения. Персональная ответственность за свое здоровье
начинается с получения необходимых знаний. Эти знания должны быть для пациента
легко доступны, понятны и применимы в его повседневной жизни».