Предисловие, или Попытка рецензии
У
этой книжки необычные авторы. Советы по воспитанию и образованию школьника дают
не мамы с учительницами, а весьма видные мужчины: член правления Российского
союза промышленников и предпринимателей, кандидат философских наук Виктор
Бирюков и политолог, руководитель Института психологического здоровья Александр
Черницкий.
У обоих – множество публикаций, в т.ч. написанных совместно, в
соавторстве...В основном это публицистические статьи, исследующие родовые
дефекты общества потребления и профилактику экономических кризисов, российский «креативный
класс» и любовь к Родине, «арабскую весну» и ментальные проблемы россиян,
сходства и различия между солидарными и гражданскими обществами планеты...
В общем, еще недавно совместных текстов о воспитании детей у наших соавторов
почти не имелось, хотя, к примеру, статью по детской психологии «Отчего малыш
беспричинно гневается» рекомендую родителям как юным, так и вполне зрелым. Но в
союзе с ЭКСМО – самым крупным в мире издательством литературы на русском языке –
Бирюков и Черницкий вышли за рамки периодической печати, взявшись за целую серию
книжек, посвященных воспитанию. Название серии с подкупающей прямотой говорит
само за себя: «Психология. Воспитание. Краткий курс».
Две книги соавторов уже вышли из печати и поступили в продажу: «Как воспитать
ребенка до детского сада. От 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе. От 3
до 6». Теперь на прилавках 3-я книжка серии – «Ребенок пошел в школу: чего
ждать, что делать, как помочь. От 7 до 10». Все три тома объединены общим героем
– ребенком независимо от пола, достатка семьи, местом ее проживания. И сюжет
общий: в мир пришел новый человек: его необходимо правильно воспитать, времени
не тратя даром.
От книжки к книжке малыш взрослеет (что очевидно из названий), набираются
опыта родители. А соавторы демонстрируют вариативность советов, призывая мам и
пап быть гибкими. К примеру, если в вашем населенном пункте имеется ледовый
дворец (а таковых много появилось даже в российских райцентрах, не говоря уж о
крупных городах), – отлично, ставьте малыша на коньки! Поблизости нет
искусственного льда? Не беда, возможно, есть бассейн: учите ребенка плавать,
нырять. Если рядом озеро или море, прекрасно, пускай чадо освоит греблю, водные
лыжи! И т.д.
Как и в прочих своих текстах, в новой книжке В.С. Бирюков и А.М. Черницкий
старательно избегают пустых, не несущих смысловой нагрузки слов – «воды». Оно и
неудивительно, ведь оба прагматики. Обходясь без нудного теоретизирования, они
опираются на богатый жизненный опыт, незаурядный здравый смысл. Отдельно
обращает внимание обильное цитирование в тексте ведущих умов человечества: их
афоризмами авторы умело подкрепляют точки зрения.
И вот что еще не могло не броситься в глаза: от книжке к книжке соавторы
избегают повторов, полагая, очевидно, что ранее опубликованные тексты стали
фундаментом, который вполне усвоен читателем. Поэтому на правах рецензента
советую читать все три книжки в «комплекте», одну за другой. В конце концов, мы
имеем дело не с академической литературой, к каковой привык в силу
профессиональной деятельности автор этих строк, а с научно-популярной, где не
принято приводить полных ссылок на источники (монографии, периодику и пр.).
К примеру, отупляющие компьютерные игры типа «стрелялок-догонялок» наши
соавторы безжалостно раскритиковали еще в 1-й своей книжице «Как воспитать
ребенка до детского сада». Очевидно, подобная позиция в дальнейшем не претерпела
изменений, потому в книжке «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, как
помочь» данная тема даже на упоминается.
В любом случае собранные под этой обложкой рекомендации доходчивы и предельно
лаконичны: главки-советы невелики и компактны. К тому же отсутствуют сюсюканье и
менторство, характерные для «воспитательного» жанра, – разговор с читателем
ведется «глаза в глаза». Наверняка авторы учитывали также нынешние
информационные возможности: если кому-то «пунктирность» советов покажется
недостаточной, то можно повысить родительскую квалификацию с помощью всемирной
паутины. Направления-то поиска обозначены – целеполагание выполнено. Да и сами
соавторы порой отсылают читателя к океану общедоступных знаний: «Посетите-ка
русскоязычные сайты, где наши земляки со всего мира рассказывают о прелестях
"бесплатного" образования».
В общем, книжка удалась. После ее прочтения и у юных родителей, и у бабушек с
дедушками поменяется оптика: они увидят школьные годы ребенка по-новому. Хорошо,
если это произойдет раньше, на пороге 1-го или 2-го класса. Тогда с самого
старта школьная жизнь потечет наивернейшим образом.
Страницы раскрывают тайны не только «правильной» учебы школьника, но также
его спорта и досуга, дружбы и любви, азы полового воспитания и конфликтологии. О
чем бы ни шла речь, Бирюков с Черницким не увиливают от «неудобных» тем,
«деликатных» вопросов: прямо и точно раскрывают заголовок каждой главки. Такого
умения вдруг не наработаешь; остается предполагать, что оба автора были столь же
искренни со своими детьми. Кстати! У Бирюкова их трое, вдобавок еще две внучки.
У Черницкого – внучка пока одна, а детей четверо. Так что с «предметом» соавторы
знакомы не понаслышке.
Если пытаться формулировать основной мессидж книги «Ребенок пошел в школу:
чего ждать, что делать, как помочь», сказал бы так: окончание детского сада – не
повод для вздоха облегчения. С каждым годом взросления вашего чада простенькие
проблемы отступают в прошлое (сменить подгузник, научить пользоваться ложкой,
вилкой, вовремя проситься на горшок и т.д.). Природа не терпит пустоты: место
прежних, решенных проблем занимают проблемы более сложные: где, как, чему, у
кого учиться. Связав профессиональную жизнь не только с наукой, но и с
университетским преподаванием, включая издание вузовских учебников, ваш покорный
слуга убежден, что «правильная» школа и без репетиторов служит лучшим трамплином
в высшее образование. Обоснование тому – многолетнее общение не только со
студентами, но и с сотней «собственноручно» выпестованных мною кандидатов и
докторов наук.
Почти исключительно от родителей зависит, насколько дальним окажется прыжок в
большую жизнь со школьного трамплина, и чем дальше, – лучше вуз и перспективы
трудоустройства. Как недавно высчитали социологи Джорджтаунского университета
(Вашингтон), в США человек без высшего образования в среднем зарабатывает на 40%
меньше вузовского выпускника и вдвое чаще становится безработным. К счастью,
книги Бирюкова с Черницким послужат родителям неоценимым подспорьем, ибо
намечают «реперные точки» средней школы, задавая оптимальные параметры
дальнейшего жизненного пути. Не нами ведь промолвлено: все мы родом из детства.
Чтобы данное предисловие не выглядело комплиментарным, скажем о минусах.
Во-первых, некоторые актуальные вопросы остались за рамкой издания «Ребенок
пошел в школу: чего ждать, что делать, как помочь». Тут пригодились бы ясные и
конкретные советы по домашнему «подтягиванию» отдельных наук –математики,
истории, литературы и т.д. Во-вторых, иные темы освещены скупо, штрихами,
едва-едва; в результате родителям самим надо додумывать, как «разрулить», к
примеру, ситуацию со школьной любовью. В-третьих, соавторами практически
замолчана тема защиты детей от «нехороших» взрослых. В-четвертых, соавторы
практически не указывают, с какого возраста следует применять тот или иной
совет. В-пятых, нам ничего не сказано о том, как вовлечь отпрыска в рутинный
домашний труд.
Подобные несовершенства, впрочем, имеют существенные оправдания.
По-видимому, раздувать объем новой книжки до бесконечности не входило в
задачу издателя: нельзя объять необъятное. Проблем у родителей школьников
больше, чем у родителей малышей: как говорится, малые дети спать не дают, а с
большими сам не уснешь. Что ж касается выработки у детей опаски в отношении
подозрительных взрослых на улице, offline, то, вероятно, соавторы сочли, что эта
тема достаточно изучается на школьных уроках ОБЖ («Основы безопасности
жизнедеятельности»). По возрасту пригодности ребенка к восприятию конкретного
совета: одно дитя вполне усвоит условное деление человечества на интровертов и
экстравертов уже лет в 10, тогда как в другой семье ребенок будет готов к этому
лишь лет в 14–15 (заодно вот вам и убойный аргумент против ставших в последнее
время сверхмодными и столь же бессмысленными указателями в телепередачах «8+»,
«10+», «14+» и т.п.).
Впрочем, нет худа без добра, и минусы, как правило, оборачиваются плюсами. По
крайней мере, в рамках данной рецензии повод для оптимизма просматривается –
быть может, соавторы порадуют продолжениями. Скажу по секрету: детской
конфликтологии, детской безопасности и детскому домашнему труду издательство
ЭКСМО решило посвятить еще несколько книг авторской серии Бирюкова и Черницкого:
«Отношения со сверстниками: помогите жить в мире», «Как сделать учебу ребенка
комфортной от и до», «Пубертатный возраст. Как совместить гормональную бурю с
жизнью», «Как сделать его самостоятельным: учим готовить, помогать по дому и
т.п.».
Одним словом: ждем-с.
В.В. Ильин,
доктор философских наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Источник: Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Ребенок пошел в школу: чего
ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО,
2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-66300-2