MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 02-10-2013
Раздел: Педиатрия и неонатология

Ребенок пошёл в школу: чего ждать, что делать, как помочь. От 7 до 10


Предисловие, или Попытка рецензии

У этой книжки необычные авторы. Советы по воспитанию и образованию школьника дают не мамы с учительницами, а весьма видные мужчины: член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, кандидат философских наук Виктор Бирюков и политолог, руководитель Института психологического здоровья Александр Черницкий.

У обоих – множество публикаций, в т.ч. написанных совместно, в соавторстве...В основном это публицистические статьи, исследующие родовые дефекты общества потребления и профилактику экономических кризисов, российский «креативный класс» и любовь к Родине, «арабскую весну» и ментальные проблемы россиян, сходства и различия между солидарными и гражданскими обществами планеты...

В общем, еще недавно совместных текстов о воспитании детей у наших соавторов почти не имелось, хотя, к примеру, статью по детской психологии «Отчего малыш беспричинно гневается» рекомендую родителям как юным, так и вполне зрелым. Но в союзе с ЭКСМО – самым крупным в мире издательством литературы на русском языке – Бирюков и Черницкий вышли за рамки периодической печати, взявшись за целую серию книжек, посвященных воспитанию. Название серии с подкупающей прямотой говорит само за себя: «Психология. Воспитание. Краткий курс».

Две книги соавторов уже вышли из печати и поступили в продажу: «Как воспитать ребенка до детского сада. От 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе. От 3 до 6». Теперь на прилавках 3-я книжка серии – «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, как помочь. От 7 до 10». Все три тома объединены общим героем – ребенком независимо от пола, достатка семьи, местом ее проживания. И сюжет общий: в мир пришел новый человек: его необходимо правильно воспитать, времени не тратя даром.

От книжки к книжке малыш взрослеет (что очевидно из названий), набираются опыта родители. А соавторы демонстрируют вариативность советов, призывая мам и пап быть гибкими. К примеру, если в вашем населенном пункте имеется ледовый дворец (а таковых много появилось даже в российских райцентрах, не говоря уж о крупных городах), – отлично, ставьте малыша на коньки! Поблизости нет искусственного льда? Не беда, возможно, есть бассейн: учите ребенка плавать, нырять. Если рядом озеро или море, прекрасно, пускай чадо освоит греблю, водные лыжи! И т.д.

Как и в прочих своих текстах, в новой книжке В.С. Бирюков и А.М. Черницкий старательно избегают пустых, не несущих смысловой нагрузки слов – «воды». Оно и неудивительно, ведь оба прагматики. Обходясь без нудного теоретизирования, они опираются на богатый жизненный опыт, незаурядный здравый смысл. Отдельно обращает внимание обильное цитирование в тексте ведущих умов человечества: их афоризмами авторы умело подкрепляют точки зрения.

И вот что еще не могло не броситься в глаза: от книжке к книжке соавторы избегают повторов, полагая, очевидно, что ранее опубликованные тексты стали фундаментом, который вполне усвоен читателем. Поэтому на правах рецензента советую читать все три книжки в «комплекте», одну за другой. В конце концов, мы имеем дело не с академической литературой, к каковой привык в силу профессиональной деятельности автор этих строк, а с научно-популярной, где не принято приводить полных ссылок на источники (монографии, периодику и пр.).

К примеру, отупляющие компьютерные игры типа «стрелялок-догонялок» наши соавторы безжалостно раскритиковали еще в 1-й своей книжице «Как воспитать ребенка до детского сада». Очевидно, подобная позиция в дальнейшем не претерпела изменений, потому в книжке «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, как помочь» данная тема даже на упоминается.

В любом случае собранные под этой обложкой рекомендации доходчивы и предельно лаконичны: главки-советы невелики и компактны. К тому же отсутствуют сюсюканье и менторство, характерные для «воспитательного» жанра, – разговор с читателем ведется «глаза в глаза». Наверняка авторы учитывали также нынешние информационные возможности: если кому-то «пунктирность» советов покажется недостаточной, то можно повысить родительскую квалификацию с помощью всемирной паутины. Направления-то поиска обозначены – целеполагание выполнено. Да и сами соавторы порой отсылают читателя к океану общедоступных знаний: «Посетите-ка русскоязычные сайты, где наши земляки со всего мира рассказывают о прелестях "бесплатного" образования».

В общем, книжка удалась. После ее прочтения и у юных родителей, и у бабушек с дедушками поменяется оптика: они увидят школьные годы ребенка по-новому. Хорошо, если это произойдет раньше, на пороге 1-го или 2-го класса. Тогда с самого старта школьная жизнь потечет наивернейшим образом.

Страницы раскрывают тайны не только «правильной» учебы школьника, но также его спорта и досуга, дружбы и любви, азы полового воспитания и конфликтологии. О чем бы ни шла речь, Бирюков с Черницким не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: прямо и точно раскрывают заголовок каждой главки. Такого умения вдруг не наработаешь; остается предполагать, что оба автора были столь же искренни со своими детьми. Кстати! У Бирюкова их трое, вдобавок еще две внучки. У Черницкого – внучка пока одна, а детей четверо. Так что с «предметом» соавторы знакомы не понаслышке.

Если пытаться формулировать основной мессидж книги «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, как помочь», сказал бы так: окончание детского сада – не повод для вздоха облегчения. С каждым годом взросления вашего чада простенькие проблемы отступают в прошлое (сменить подгузник, научить пользоваться ложкой, вилкой, вовремя проситься на горшок и т.д.). Природа не терпит пустоты: место прежних, решенных проблем занимают проблемы более сложные: где, как, чему, у кого учиться. Связав профессиональную жизнь не только с наукой, но и с университетским преподаванием, включая издание вузовских учебников, ваш покорный слуга убежден, что «правильная» школа и без репетиторов служит лучшим трамплином в высшее образование. Обоснование тому – многолетнее общение не только со студентами, но и с сотней «собственноручно» выпестованных мною кандидатов и докторов наук.

Почти исключительно от родителей зависит, насколько дальним окажется прыжок в большую жизнь со школьного трамплина, и чем дальше, – лучше вуз и перспективы трудоустройства. Как недавно высчитали социологи Джорджтаунского университета (Вашингтон), в США человек без высшего образования в среднем зарабатывает на 40% меньше вузовского выпускника и вдвое чаще становится безработным. К счастью, книги Бирюкова с Черницким послужат родителям неоценимым подспорьем, ибо намечают «реперные точки» средней школы, задавая оптимальные параметры дальнейшего жизненного пути. Не нами ведь промолвлено: все мы родом из детства.

Чтобы данное предисловие не выглядело комплиментарным, скажем о минусах. Во-первых, некоторые актуальные вопросы остались за рамкой издания «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, как помочь». Тут пригодились бы ясные и конкретные советы по домашнему «подтягиванию» отдельных наук –математики, истории, литературы и т.д. Во-вторых, иные темы освещены скупо, штрихами, едва-едва; в результате родителям самим надо додумывать, как «разрулить», к примеру, ситуацию со школьной любовью. В-третьих, соавторами практически замолчана тема защиты детей от «нехороших» взрослых. В-четвертых, соавторы практически не указывают, с какого возраста следует применять тот или иной совет. В-пятых, нам ничего не сказано о том, как вовлечь отпрыска в рутинный домашний труд.
Подобные несовершенства, впрочем, имеют существенные оправдания.

По-видимому, раздувать объем новой книжки до бесконечности не входило в задачу издателя: нельзя объять необъятное. Проблем у родителей школьников больше, чем у родителей малышей: как говорится, малые дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. Что ж касается выработки у детей опаски в отношении подозрительных взрослых на улице, offline, то, вероятно, соавторы сочли, что эта тема достаточно изучается на школьных уроках ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). По возрасту пригодности ребенка к восприятию конкретного совета: одно дитя вполне усвоит условное деление человечества на интровертов и экстравертов уже лет в 10, тогда как в другой семье ребенок будет готов к этому лишь лет в 14–15 (заодно вот вам и убойный аргумент против ставших в последнее время сверхмодными и столь же бессмысленными указателями в телепередачах «8+», «10+», «14+» и т.п.).

Впрочем, нет худа без добра, и минусы, как правило, оборачиваются плюсами. По крайней мере, в рамках данной рецензии повод для оптимизма просматривается – быть может, соавторы порадуют продолжениями. Скажу по секрету: детской конфликтологии, детской безопасности и детскому домашнему труду издательство ЭКСМО решило посвятить еще несколько книг авторской серии Бирюкова и Черницкого: «Отношения со сверстниками: помогите жить в мире», «Как сделать учебу ребенка комфортной от и до», «Пубертатный возраст. Как совместить гормональную бурю с жизнью», «Как сделать его самостоятельным: учим готовить, помогать по дому и т.п.».
Одним словом: ждем-с.

В.В. Ильин,
доктор философских наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Источник: Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-66300-2



Источник:

Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=56031
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru