MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет


Дата публикации: 08-11-2013
Раздел: Педиатрия и неонатология

Родителям о воспитании, или как правильно растить ребёнка


Интервью В. Бирюкова и А. Черницкого

«Смысл жизни в том, чтобы родители гордились своими детьми, а дети – родителями».

«Врожденные способности формируют личность примерно на 10%, а воспитание – на остальные 90%».

В.С. Бирюков (Атяшево), А.М. Черницкий (Москва)

За минувшие полгода в крупнейшем русскоязычном издательстве ЭКСМО одна за другой увидели свет 3 книги о воспитании малышей. Заголовки говорят сами за себя:

– «Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3»;

– «Детский сад и подготовка к школе. От 3 до 6»;

– «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10»*.

Вся серия получила название «Психология. Воспитание: краткий курс. Советы опытных отцов». Как-никак, у соавторов – Виктора Бирюкова и Александра Черницкого – немалый воспитательный опыт: у обоих 7 детей и 3 внучки. Проживают соавторы на расстоянии 650 км друг от друга, и провести совместное интервью с ними было задачей непростой. Тем не менее, ее удалось решить журналисту Наталье Крыленко.

Наталья Крыленко. Виктор Степанович Бирюков, вы проживаете в мордовском райцентре Атяшево, а вы, Александр Михайлович Черницкий, – в Москве. Для начала объясните, как и когда вы встретились?

Александр Черницкий. Инициатива первой встречи принадлежала Виктору, поэтому уверен, он лучше расскажет. Могу лишь пояснить, что впервые мы увиделись в Москве.

Виктор Бирюков. В середине 2000-х я занялся исследованием своей генеалогии. Докопавшись с помощью ученых работников Госархива России и НИИ гуманитарных наук при правительстве Мордовии аж до Смутного времени, когда родился некий Осип, давший начало нашему крестьянскому роду Кузиных, я осознал, что подобное родословие необходимо публиковать отдельной книгой. Однако я экономист и аграрий, но не писатель. И вот в 2008 году один человек познакомил меня с Черницким, автором свыше 30 книг и множества статей.

Наталья Крыленко. Насколько я поняла, вам требовалась консультация опытного автора, который к тому же имел бы опыт работы «под заказ»?

Александр Черницкий. К тому времени у меня и правда имелся богатый опыт написания «под заказ» крупных издательств документальных, научно-популярных, приключенческих книжек как для взрослых, так и для детей. Но предложение Виктора было самым необычным изо всего, с чем приходилось сталкиваться. Ну, и самым интересным, соответственно.

Виктор Бирюков. Техническое задание было действительно сложным. Речь шла не об одном генеалогическом дереве, а о целом лесе таких древес. Кстати, сразу отмечу, что изучив полученные материалы, Александр сходу проявил профессиональную привычку к «копучести» (т.е. к анализаторской работе) и обратил внимание на огромную ветвь Кузиных, которая упоминалась в архивных справках, но прошла мимо нашего с родственниками внимания.

Наталья Крыленко. Но как такое оказалось возможным?!

Виктор Бирюков. Понимаете, в 1913 году два брата Кузиных – Устин Платонович и Владимир Платонович – перебрались из отчего дома в будущей мордовской деревне ЧамзИнке (именно ударение на «и», поскольку и сегодня в Мордовии крупный райцентр называется ЧАмзинкой – с ударением на «А») в соседние райцентр Алатырь и село Стемасы (ныне это Чувашия). Прежде мы связывали поколения Кузиных лишь с Устином Платоновичем и его потомками в Алатыре и Атяшево (ныне Атяшево – райцентр в Мордовии). К примеру, я – правнук Устина Платоновича Кузина.

Наталья Крыленко. А правнуки Владимира Платоновича Кузина вдруг оказались как бы за скобками? Почему?

Александр Черницкий. Тут сыграл роль личный фактор, одна из моих родственниц ну просто чудом оказалась как раз-таки внучкой Владимира Платоновича. Хотя ее девичья фамилия «Кузина» очень распространенная, само по себе происхождение этой женщины из Стемас уже о многом говорит, название-то у села уникальное. Имеется, правда, объективное объяснение такой «забывчивости». Как у «Устиновичей», так и у «Владимировичей» на протяжении многих десятилетий рождались преимущественно девочки. Выходя замуж, они обычно меняли фамилии, а их собственных детей Кузиными уже никто и не считал: у нас ведь принято строить родословные по мужским линиям.

Наталья Крыленко. Так в 2008-м и началось ваше сотрудничество, которое продолжается по сей день? Как-никак, ко всему прочему вы оказались дальними родственниками...

Виктор Бирюков. В реальности все было, как водится, гораздо сложнее. С самого начала мы с Черницким рассматривали наше сотрудничество как разовый проект. Ни он, ни я не предполагали, что этот проект перерастет в регулярный процесс.

Наталья Крыленко. Москва не сразу строилась?..

Александр Черницкий. Ну, можно и так сказать, конечно. В 2008-м у нас с Бирюковым хватало и прочих проектов. К примеру, он продолжал создавать холдинг «Талина» (название в честь Викторовой мамы Татьяны Михайловны, которую с самого детства звали Талиной), писал диссертацию по социальной философии. Я же трудился над новым изданием трилогии по истории и психологии современного терроризма (прежде в разные годы уже издавались книги «Как спасти заложника», «Воздушное пиратство», «Падшие звезды террора»).

Виктор Бирюков. В какой-то момент, когда шел, наверное, уже 2009-й год, мы с Черницким решили работать вместе, творческим тандемом. Однако, все оказалось не так-то просто...

Наталья Крыленко. Скоро сказка сказывалась, да нескоро дело делалось?

Александр Черницкий. Да, вы правы, Наталья. До реальной работы прошли еще долгие два года. Лишь с 2011 года, убедившись в совпадении наших взглядов по основным подходам к современности, мы стали публиковать совместные тексты – и о пороках малого бизнеса, и о пороках общества потребления, навязанного россиянам гражданскими обществами Запада.

Наталья Крыленко. Ну вот, господа, мы и подошли к ключевому вопросу: как вы пришли к идее сочинения книжек для родителей?

Виктор Бирюков. И Черницкий, и я вскрыли проблему растраченного впустую детства. Ни больше и ни меньше! У нас ведь по традиции считается, что до школы у ребенка сплошной отдых, сплошное ничегонеделание. Но не забывайте, что я кандидат философских наук, причем защищался по социальной философии. Именно эта дисциплина отвечает на вопрос о том, что такое общество и где именно обретается в нем сапиенс. Социализация, т.е. вовлечение человека в общество, – одна из важнейших задач детских садов. Уж не знаю, многие ли заведующие садиками со своими методистами догадываются об этом.

Наталья Крыленко. А какова здесь роль господина Черницкого? Все-таки он политолог, публицист, литератор, даже лауреат Всесоюзного конкурса рассказов, но при чем тут воспитание?

Виктор Бирюков. Как психолог, Александр говорит о технологии социализации, т.е. о том, как конкретно она должна происходить. В любом случае Черницкий, подобно мне, убежден, что и как до детского сада, так и уже при его посещении время ребят главным образом разбазаривается впустую. Мы недооцениваем возможности маленького человека: он может поглотить на порядок больше знаний, чем принято считать.

Александр Черницкий. Подчеркну, что малыш сделает это с удовольствием, даже с требованием «продолжения банкета». В итоге к началу школьной поры маленький человек почти свободно читает, более или менее знает 6 арифметических действий (не 4, заметьте, а 6, включая умножение и деление), вполне свободно представляет себе географическую карту мира, зная где живут те или иные животные и где производятся те или иные автомобили. Вот это мы называем рациональным, правильно использованным временем: малыш в детсаду (и даже до оного, еще ранее) не дурака целыми днями валял, маясь от скуки, а с радостью насыщался знаниями.

Наталья Крыленко. В рецензии на одну из ваших совместных книг «Детский сад и подготовка к школе» доктор философских наук, профессор МГУ имени Ломоносова Виктор Ильин называет детский сад «коллективной няней»: мол, «няня – это бессчетные запреты, сплошные банальности, полная усредненность. Переложить воспитание на детский сад (или на школу) – значит отказаться от воспитания». Далее Ильин грозит: «Родители! Не пытайтесь увильнуть от воспитания – не вредите своим детям. Кроме вас, ни один человек на свете не станет всерьез воспитывать вашего ребенка».

Виктор Бирюков. Ильин на 100% прав, ибо никому, кроме родителей, их дети всерьез не нужны. Вот вам и причина рождения наших книжек: мы хотели донести эту важную мысль до тех, кто обзавелся отпрысками, заранее не решив, а что, собственно, дальше с ними делать. Ну кто догадывается о том, что если в семье появился ребенок, то главные его воспитатели, – мама и папа? Ни детсад, никакая любящая и заботливая бабушка, никакая самая внимательная няня на свете их не заменят. Чтение, арифметика, география и многое другое – результат исключительно домашнего воспитания, многочасовых занятий с малышом.

Наталья Крыленко. Читая эти ваши слова, в головах многих мам и пап формируется некий казарменный образ. Пришел из садика ребенок и вместо привычных игр сел за стол, чтобы под руководством наставника (чаще мамы, чем папы, конечно) вновь и вновь напрягаться.

Виктор Бирюков. Ну, тут вы явно перебираете. Кое-чему детсад все же учит: малевать гуашью, водить хороводы, читать стишки, слегка прибирать за собой. «Но где же детство? – спросят все те же сердобольные бабуси. – Зачем отбирать у малыша свободное время?» Об этом мы с Черницким постоянно думали в ходе работы. Представляется, что мазать красками, приплясывать и проводить знаменитые по советской поре «литмонтажи» в наши дни – натуральные анахронизмы.

Наталья Крыленко. Тогда домашние занятия должны быть не утомительными и нудными, а увлекательными...

Виктор Бирюков. Верно! Приведу лишь один пример. Так, в книжке для додетсадовцев мы предлагаем эксплуатировать неукротимую страсть ребят (включая многих девочек) к автомобилям. Спросите во время прогулки: «Как называется эта машина? Нет, это не "форд", это же "фольксваген", приглядись получше, видишь букву W на радиаторе?..». Заведите дома тетрадь, вклеивайте туда логотипы из автожурналов. Мальчишки же неслучайно считают «лузерами» тех, кто не «сечет» в иномарках, например, пацанов, кто не может по логотипу отличить Renault от Citroen.

Наталья Крыленко. Тогда давайте еще добавим, что новые слова помогают малышу освоить родную речь и «подступиться» к иностранным языкам, поскольку почти все марки импортированы в Россию.

Александр Черницкий. С легкостью распознавая машины, ребенок прогрессирует в распознавании иных предметов, живых и неживых. Причем машины суть объекты трехмерные и перемещающиеся, поэтому их знание способствует ориентации в пространстве, в частности, узнаванию правил дорожного движения. Между прочим, распространенных автомарок десятки, так что их запоминание развивает память. Вот вы, к примеру, знаете бренды Chance, SsanYong, Chery, Jilly, BYD, TAGAZ, Great Wall? И вот еще огромный плюс: ваше чадо переболеет страстью к авто в том возрасте, когда эта страсть повышает интеллект...

Наталья Крыленко. Целиком согласна: «завернутость» взрослого мужика на «тачках» свидетельствует о его недалеком, мягко говоря, уме.

Виктор Бирюков. Уверяю: скоро уже само чадо начнет вас поправлять, если вы ошибаетесь в определении того или иного бренда. Так создается задел для общения со сверстниками в детсаду: ваш малыш станет у них крутым авторитетом. А наблюдая за «тачками» в уличном потоке, дитя невольно примечает и запоминает дорожные знаки.

Наталья Крыленко. Тут и правда простор для «ненапряженных» домашних занятий, и казарма на самом-то деле совершенно ни при чем.

Александр Черницкий. А если ребенок – с вашей помощью – выстроит на полу настоящий перекресток с «лежачими полицейскими» из пластилина, вы увидите, что такое счастье. Кстати, другая приманка для занятий «в охотку» – обучение ребенка постоять за себя. Подобно четвероногим братьям нашим меньшим, дети с энтузиазмом заклевывают слабаков.

Наталья Крыленко. Точно подмечено! Взаимная травля начинается в детсаду и нарастает вплоть до старших классов школы. Поэтому кто-то вспоминает детство как удовольствие, а кто-то выносит оттуда воспоминания об измывательствах.

Виктор Бирюков. Вот где-то с 2-х лет учим... драться. Альтернативы нет – скоро непременно пригодится. Философия такого умения проста: «Не обижай никого. Но если тебя обидели, сразу же ответь, дай сдачи. Не ответишь – обязательно опять обидят тебя». Не станем в рамках интервью останавливаться на конкретных приемах ведения детского боя. Тут уместнее сказать о другом, о наказании в семье.

Наталья Крыленко. В семье?! Модные правозащитники навязывают России ювенальную юстицию, которая зародилась в «дисциплинарном санатории» Запада. Она дробит коллективную личность семьи, санкционируя похищение государством детей у матерей и отцов. Попробуйте-ка в США или Израиле проболтаться, что вы отшлепали своего отпрыска! Малыша мигом отберут, а вас затаскают по судам. Похоже, западные юристы исходят из того, что ребенку лучше жить в приюте или с бабушкой, чем с мамой и папой.

Виктор Бирюков. Надеюсь, гражданское общество само откажется от подобной глупости, потому что правильное воспитание без наказания невозможно. Только я сразу предупрежу, что наказание – это то, что ребенку неприятно, но необязательно больно. Зачем шлепать и раздавать подзатыльники, если можно строго заговорить, погрозить пальцем (но-но-но!), прикрикнуть, отказать в конфете, отнять любимую игрушку, уложить пораньше в кроватку, выключить любимый мультик?

Наталья Крыленко. Арсенал действительно велик!

Александр Черницкий. Но родители должны точно знать, кто из них и кого из детей вправе наказывать. В отношении девочек в роли «палача» выступает мать. В отношении сыновей – отец. Ни в этом интервью, ни в рамках своих книжек мы не углубляемся в психофилософские причины столь странного вроде бы правила. Но помнить о нем должны прежде всего матери: именно они проводят почти все время вместе с ребенком в первые его годы. Поэтому понятно, что с девочками проще. Однако как наказывать сыновей, если папа весь день на работе? Мама, как бы вам ни хотелось поквитаться с сорванцом за шалости, не наказывайте его всерьез! Не допустите, чтоб он вас боялся, – пускай побаивается папы. А пока тот на работе, погрозите сыну пальчиком, пообещайте вечером все рассказать отцу («вот папа вернется, он тебе задаст!»), но не прибегайте к репрессиям. Характерно, что маньяка Андрея Чикатило мамаша годами избивала за то, что мочился по ночам.

Наталья Крыленко. Сдается мне, бабушки с ума сойдут от этого абзаца.

Виктор Бирюков. Наталья, нас в принципе окружает опасный мир, так что из песни слов не выкинешь. Давайте лучше успокоим бабушек, перейдя к более привычной для них теме еды. Сразу скажу – и любой врач подтвердит, – что ее максимальное разнообразие развивает челюсти, удовлетворяет потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минералах, упрощает готовку. Не надо истерик: что дурного, если в пять месяцев кроха съел кукурузную палочку, а в полгода лизнул мороженое? Если малыш отхлебнул у мамы кофе, это еще не значит, что он накачался кофеином. Зато уже умеет пить из кружки – радуйтесь! К полутора годам малютка с удовольствием ест борщ с котлетами, а заодно слегка осваивает ложку с вилкой.

Наталья Крыленко. Готовы ли вы сформулировать в самом общем виде «меню» для малыша?

Александр Черницкий. Мы убеждены, что когда ребенок в состоянии прожевать тот или иной продукт, значит, этим продуктом он может питаться. Мудрая природа предусмотрела постепенное – с возрастом – развитие жевательных возможностей. Если ребенок справляется с макаронами – на здоровье, присутствие такой пищи в меню уже угодно природе. Малыш слопал кусочек колбасы? Не переживайте, лишь бы колбаса была свежая. Самый простой и естественный способ обеспечить пищевое разнообразие – подкармливать ребенка со стола взрослых.

Наталья Крыленко. Мне кажется, во всех трех книгах вы с Черницким совсем упустили из виду работу ребенка по дому. Поскольку, как явствует из ваших томов, игровым пространством служат целиком квартиры, значит, их уборкой перед сном ребенок должен заниматься самостоятельно. Если кучу знаний в отпрыска заложили, будьте добры, чтобы он хотя бы элементарно за собой прибирал, а то ведь по комнатам вечером пройти невозможно, тут ведь целые дома и перекрестки в домах понастроены.

Виктор Бирюков. Мы не зацикливались на этих важных, несомненно, моментах, просто потому что нельзя объять необъятное. Да и в задачу издательства ЭКСМО явно не входило раздувать объем каждой книжки до бесконечности. И вот еще важный момент: по возрасту пригодности к восприятию конкретного совета дети сильно разнятся. Один ребенок вполне усвоит самостоятельное одевание (майки, трусов, брюк, носков, кофты и т.д.) в 4 года, другой и в 5 лет будет нуждаться тут в помощи взрослых. В общем, наши первые три томика объективно не лишены недостатков и мы это признаем. Все зависит от издательских планов.

Наталья Крыленко. Иными словами, вы намерены идти дальше? Т.е. в планах ЭКСМО имеются книги, посвященные школьным годам? Это же крайне важно для мало-мальски читающих родителей: знать, чем дополнить школу вместо того, чтобы валяться с пивом перед ТВ, либо часами болтать с подружками!

Александр Черницкий. Совершенно верно, Наталья. Буквально на днях мы сдали в издательство 4-ю книжку «Советов опытных отцов», которую по рекомендации ЭКСМО назвали «Как сделать его самостоятельным: учим готовить, помогать по дому и т.п. От 11 до 14 лет».

Виктор Бирюков. О дальнейших же планах предпочтем умолчать, в конце концов, это же и планы издательства в конце концов!

* ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-59793-2.

2. Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Детский сад и подготовка к школе. От 3 до 6 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 192 с. ISBN: 978-5-699-60687-0.

3. Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-66300-2

Интервью провела Наталья Крыленко



Источник:

Эта статья / новость опубликована на сервере MedLinks.ru
URL статьи / новости http://www.medlinks.ru/article.php?sid=56559
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru