Спустя несколько месяцев после начала пандемии пациенты начали массово проходить тестирование на антитела к коронавирусу. Статистика показала рост положительных результатов в разных регионах России и возник вопрос, можно ли говорить о формировании коллективного иммунитета. Андрей Поздняков, врач-инфекционист «Инвитро» рассказал о том, что такое коллективный иммунитет и как он формируется.
Коллективный (или популяционный) иммунитет означает, что часть населения
стала невосприимчива к какому-либо инфекционному агенту. Популяционный иммунитет
формируется двумя способами:
1. После встречи с инфекцией и прохождения инфекционного процесса – от
бессимптомных форм до болезни различной степени тяжести.
2. После вакцинации.
При сформированном коллективном иммунитете 1 инфицированный заражает не более 1
человека. Тот, в свою очередь – одного или никого. Соответственно,
заболеваемость инфекцией протекает без вспышек, нет чрезмерной нагрузки на
систему здравоохранения.
Один из ключевых вопросов пандемии COVID-19 заключается в том, как и когда можно
добиться коллективного иммунитета. Исследователи считают, что иммунитет будет
достигнут при 60-70% людей, невосприимчивых к коронавирусу.
По данным «Мониторинга.Инвитро»* на 29 сентября, тестирование на антитела «Инвитро»
в России прошло более 700 тыс. человек. Положительные результаты были выявлены у
17% россиян. Лидерами по числу прошедших тестирование остается Москва – более
190 тыс. пациентов, Санкт-Петербург – более 60 тыс., и Новосибирск – более 30
тыс. тестов.
Результаты «Мониторинга. Инвитро» в России показывают, что говорить о
коллективном иммунитете еще рано. На данный момент неизвестно, как долго
сохраняются защитные антитела у переболевших пациентов. Необходимо продолжить
соблюдать все меры индивидуальной защиты и соблюдать рекомендации в зависимости
от эпидемиологической обстановки региона.
* - Полная статистика по всем городам присутствия сети в России представлена
в разделе «Мониторинг.Инвитро» на официальном сайте группы компаний. Он
обновляется в ежедневном режиме и, помимо общего количества выполненных тестов,
динамики и географии тестирования, содержит данные по полу и возрасту прошедших
исследование людей. «Мониторинг.Инвитро» - важный социально-информационный
проект компании, призванный сделать доступной и открытой статистику тестирования
на антитела к новой коронавирусной инфекции.