Суммарный объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1 кв. 2021 г. достиг 46,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС).
Рублёвая динамика относительно аналогичного периода 2020 г. достигла 24%.
Этот показатель на фоне падения общего объёма российского рынка ЛП и
парафармцевтики – настоящий успех. Справедливости ради нужно отметить, что
обеспечивался он в основном за счёт нелекарственного ассортимента, динамика
чисто по ЛП достигла 13,4%, хотя и это уже очень много, фармритейл в целом
потерял за год 6,7%, к тому же объективно мешает законодательный запрет на
продажу Rx-препаратов.
Доля e-com сегмента в общем объёме российского фармрынка, с учётом
нелекарственного ассортимента составляет по итогам отчётного периода 13,1%*, за
минувший год она существенно выросла, в 1 кв. 2020 г. мы фиксировали её на
уровне 9,7%. Собственно, сейчас происходит закономерный процесс, в ходе которого
он-лайн фактически отбирает клиентов у классического фармритейла.
Суммарно организации, входящие в ТОР-20, по итогам анализируемого периода
обеспечили выручку в размере 38,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления,
включая НДС), это порядка 82,7% от общего объёма операций в рамках e-com
сегмента в России за 1 кв. 2021 г. Интересно, что общая доля лидеров по
сравнению с показателями по итогам 2020 г. корректируется вниз в результате
активного развития игроков за пределами топа.
Абсолютный лидер по-прежнему «Аптека.ру», по состоянию на 1 кв. 2021 г.
компания занимала долю на уровне 4% от общего объёма российской фармрозницы (с
учётом парафармацевтического ассортимента). При этом компания демонстрирует
очень умеренную динамику (13%), ниже общих темпов развития сегмента электронной
коммерции на фармрынке. Вероятно, ситуацию исправит приобретение контроля в
группе «Эркафарм», но длительность этого эффекта будет определять общая
стратегия развития сервиса, в т.ч. за счёт дополнительного функционала, иначе
компания просто не сможет противостоять активному развитию конкурентов.
Максимальную динамику в топе за 1 кв. 2021 г. демонстрирует воронежская «Фармия»,
здесь общий объём операций он-лайн направления за год вырос в 7,2 раза, в итоге
компания просто врывается в рейтинг. Кстати, примеров кратной динамики в рамках
ТОР-20 не так уж и мало, второй с точки зрения динамики результат фиксируем у
московской сети «Ваша №1», здесь за год продажи выросли в 4,7 раза, третье место
в отношении показателей прироста показывает «Ригла» (рост в 3,3 раза), четвёртый
результат у «Фармленд» (в 2,7 раза). Так же упоминания достойна «Асна», здесь
продажи выросли в 2,5 раза.
Вообще если не считать результатов «Риглы» и «Асна», то нужно констатировать
что по итогам 1 кв. 2021 г. настоящий рывок в развитии e-com направления
обеспечили в основном не топовые игроки, собственно, с этим во многом и связана
общая коррекция доли компаний, входящих в текущий рейтинг. Хотя объективно
результаты таких структур, как «Сбер Еаптека», «Неофарм» и «Аптечная сеть 36,6»
без преувеличения выдающиеся, все эти структуры с исторически очень хорошо
развитыми он-лайн сервисами, обеспечить здесь двузначные темпы роста, к тому же
превосходящие среднюю по сегменту динамику, на достаточно высокой базе и во
время активного роста конкурентов задача даже технически очень сложная.