Skysmart, «Инвитро» и Tiburon Research провели исследование о том, как изменился формат обучения детей после пандемии.
К началу учебного года онлайн-школа для детей и подростков Skysmart,
медицинская компания «Инвитро» и исследовательское агентство Tiburon Research
провели исследование предпочтений российских родителей относительно выбора
формата обучения после пандемии.
Выяснилось, что 24% респондентов отказались от классического очного формата
обучения для своих детей в текущем учебном году: 16% родителей выбрали гибридное
обучение, при котором ребенок посещает некоторые занятия в школе, а некоторые –
онлайн, 4% полностью перешли на онлайн-обучение, а 3% предпочли хоумскулинг.
Как изменились форматы обучения российских детей с началом пандемии?
Согласно исследованию, с апреля 2020 года 73% родителей изменили формат
обучения детей, из которых:
- 50% перешли на гибридное обучение (посещали некоторые занятия в школе,
некоторые – онлайн),
- 39% перешли на онлайн-обучение,
- а 5% — на очное домашнее обучение (офлайн обучение на дому).
84% отметили, что это было общее требование властей или школы, а для 16% это
было личное решение семьи. Для этой категории родителей причиной отказа от
очного обучения почти в большей степени стали опасения, что ребенок может
заразиться в школе covid-19 (43%) или любыми другими инфекциями (29%), 34%
опасались, что ребенок «принесет» из школы вирусы и заболеют другие члены семьи.
При этом 29% сочли новый формат более удобным и комфортным для ребенка, а 24% —
более эффективным.
Как изменилось отношение россиян к форматам обучения к началу нового учебного
года?
- 16% родителей перевели детей на гибридный формат (некоторые занятия в
школе, некоторые – онлайн),
- 4% полностью обратились к онлайн-обучению,
- а 3% перешли на очное домашнее обучение
Причины те же, но распределяются уже по-другому:
- опасения, что ребенок может заразиться в школе covid-19 (30%),
- опасения, что ребенок может заразиться в школе любыми другими инфекциями
(15%),
- беспокойство, что ребенок «принесет» из школы вирусы и заболеют другие
члены семьи (19%).
9% родителей из тех, кто сменил формат обучения, считают очное обучение в
школе недостаточно эффективным, неудобным или некомфортным для ребенка.
Как российские родители планируют построить обучение своих детей в ближайшем
будущем?
19% родителей планируют в будущем перевести детей на гибридное обучение
(посещать некоторые занятия в школе, некоторые – онлайн), 2% — на очное домашнее
обучение, и 3% — на онлайн-обучение.
Основные причины возможного перехода на новый формат обучения:
- 38% — опасность заражения covid-19,
- 20% — недостаточная эффективность очного обучения в школе.
Как изменились форматы дополнительных занятий для детей?
На сегодняшний день 35% детей, занимающихся на дополнительных курсах, делают
это в онлайне. C начала пандемии только у 29% занимающихся дополнительными
занятиями никак не поменялся формат обучения. Больше, чем две трети опрошенных,
отказались от очных дополнительных занятий полностью или частично: 23% родителей
перенесли некоторые занятия по хобби и увлечениям в онлайн, 20% перенесли
некоторые дополнительные занятия по школьным предметам и с репетиторами в онлайн,
а 16% организовали все дополнительные занятия ребенка, как по школьным
предметам, так и по увлечениям, в онлайне.
В онлайн-опросе приняли участие 1000 родителей школьников из городов России с
населением более 100 тысяч человек, в возрасте 24−60 лет, с детьми младшего
школьного возраста (54%), среднего (44%) и старшего (17%).
«Современные дети глубоко погружены в цифровую среду, для них онлайн — не
какой-то тренд в отрасли, это их реальность. Онлайн делает доступным
качественное образование вне зависимости от местоположения ученика, что и
подтверждает наше исследование — даже среди родителей из городов с населением
менее 1 млн. довольно большой процент (20%) считают онлайн-формат более
эффективным. Онлайн-образование позволяет осуществить индивидуальный подход,
который в силу нехватки временных ресурсов невозможен в школе. И в конце концов
онлайн помогает талантливым учителям воплощать свой потенциал вне зависимости от
того, какая школа доступна для работы в их населенном пункте», — говорит
директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Михаил Митин.
Андрей Поздняков, к.м.н., врач-инфекционист, главный врач «Инвитро-Сибирь»
комментирует исследование: «С эпидемиологической точки зрения, во время
продолжающейся пандемии, онлайн-образование несет еще и «медицинские»
преимущества. Мы прекрасно понимаем, что львиную долю реально работающих
противоэпидемических мероприятий (маски, дистанцирование, частая обработка рук и
т.д.) в школе соблюсти невозможно или крайне сложно. А наличие при ковиде
немалой доли бессимптомных/малосимптомных пациентов нивелирует требования
изоляции пациентов, имеющих клинические проявления. С клинической точки зрения,
ковид стал более опасным для детей, увеличилась доля тяжелых форм заболевания. И
даже если ребенок болеет легко, повышаются риски тяжелого заболевания у
родственников, проживающих с заболевшим ребенком в одной квартире. Поэтому,
безусловно, в онлайн-обучении имеются также и медицинские преимущества».
Анна Лысухо, руководитель проектов, Tiburon Research: «C трудностью получения
знаний в условиях угрозы COVID-19 особенно столкнулись старшеклассники, которым
предстоит готовиться к ЕГЭ. Возможно, именно с этим связано то, что старшие
школьники чаще остальных групп переходили на гибридное обучение (60% vs 48% у
учащихся в младшей и средней школах). Кроме того, старшеклассники чаще остальных
переносили дополнительные занятия с репетиторами в онлайн – практически половина
занимающихся дополнительными занятиями полностью или частично перешли на такой
формат.
По результатам опроса 77% детей помимо основного школьного обучения
занимаются на дополнительных курсах или кружках. Теперь для этого зачастую
используется онлайн-формат – его выбирают более трети опрошенных: 24% –
полностью и 11% – частично. В перспективе такое распространение онлайн-обучения
будет способствовать большей инклюзивности образования, гибкости обучения, в том
числе, для лиц с ограниченными возможностями или для проживающих в
труднодоступных районах».