В Москве прошел IV Форум социальных инноваций регионов. Одна из важных дискуссий второго дня — «Формируя систему ценностей. Врачи, которые думают о пациентах и пациенты, которые думают о здоровье». Во время нее эксперты обсудили необходимость формирования единой системы ценностей в системе здравоохранения, что сейчас и делается в Москве.
Инновационные технологии сегодня позволяют повышать качество лечения. Однако
иногда разрыв между врачом и пациентом остается. Последний не понимает, что он
сам несет ответственность за собственное здоровье, а первый воспринимает
пациентов как клиентов, пришедших за одноразовой услугой. Формирование единой
системы ценностей у врачей и пациентов способно помочь в сокращении разрыва
между ними. Доверие и понимание между ними является ключевым элементом системы.
Без него инновационные технологии никогда не смогут заработать в полную силу.
«Сегодня времена изменились благодаря тому, что мы живем в открытом
информационном пространстве», — отметил председатель комитета Госдумы по охране
здоровья, заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого
Московского государственного медицинского университета им. Сеченова Дмитрий
Морозов. В настоящее время, если хирург совершит ошибку, он рискует прослыть
плохим специалистом. Поэтому мнение общества играет очень важную роль. «Именно
мнение пациентов является критерием качества, хотим мы этого или нет», — заявил
он.
Продолжительное время медицинское сообщество ставило на первое место
профессионализм. Однако общество меняется, пациенты стали ценить
клиентоориентированность и комфорт — продолжил заместитель руководителя
Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Старшинин.
В Москве сформировалась удобная сервисная среда, поэтому и от медицины
пациент ждет персонифицированного подхода.
Сегодня в поликлиниках все сотрудники, начиная с младшего медицинского
персонала, должны разделять общую систему ценностей, во главе которой стоит
пациент с его потребностями и желаниями. Добиться этого невозможно без осознания
важности корпоративного духа, постоянного повышения профессионализма каждого
сотрудника и слаженной работы всей команды.
Главный врач Московской городской клинической больницы №52 Марьяна Лысенко
отметила: «Мне кажется, что мы должны иметь комплексное понимание, что же мы
хотим в результате поменять и к чему прийти. Ценности общества не могут
развивать только в какой-то ее части». В настоящее время в сфере здравоохранения
что-то все время улучшается, ускоряется, меняется система воспитания и обучения
врачей, создаются новые поликлиники, внедряются новые технологии. Однако важен
именно комплексный подход.
Лысенко также сказала, доктор должен уметь услышать, уметь взять на себя
ответственность за чужую жизнь. Но в тоже время пациент также должен уметь
услышать врач, а не относится к нему как к части сервисного антуража.
Марьяна Лысенко отметила и то, что медицинскому сообществу важно выстраивать
диалог, общаться с пациентскими организациями, журналистами и блогерами. «Нужно
формировать установку, что человек ответственен за свое здоровье. Формирование
здорового образа жизни — это его зона ответственности. Он должен принимать в
этом участие», — подытожила главврач.