MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 11. Медсестринская служба

Элементы организации медицинского ухода за больными возникли давно. Еще 1545 г. на Стоглавом соборе было сказано: «Всех больных престарелых описать по всем городам… и в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где больных престарелых и неимущих, куда голову приклонить довольствовать пищею и одеждою, а боголюбцы пусть милостыню и всё потребное им приносят, да приставят к ним здоровых строев и баб стряпчих, сколько будет пригоже» (Герман Ф., 1883).

С появлением первых больниц и госпиталей потребность в уходе за больными ещё больше возросла. В связи с острой нуждой в медицинском персонале в 1829 г. было разрешено организовать фельдшерские школы при крупных больницах и содержать их на средства, отпускаемые приказами общественного призрения.

К 1861 г. в России было уже 5 таких школ, и количество выпускников составило 215 человек. Наряду с солдатами, служителями, фельдшерами к уходу за больными привлекались бабы-сидельницы, “сердобольные вдовы”.

Подготовка сестёр милосердия проводилась главным образом в стенах общин сестёр милосердия. Одной из первых общин, готовивших сестёр, была Свято Троицкая община (1844 г) В сёстры принимались вдовы и девушки в возрасте от 20 до 40 лет.

Желающие работать сёстрами проходили испытательный срок в течение года, затем давали присягу и после этого принимались в сёстры. Для сестёр вводились ограничения. Они не имели собственной одежды, мебели, жили при общине, с родственниками могли встречаться в общем зале, и только в определённые дни. Жалованье за работу в больнице сёстры на руки не получали, оно пересылалось в адрес общины.

В нашем регионе медсестринская служба возникла в 1868 г, тогда в Ташкенте была открыта первая военная больница, которая в последующем стала называться военным госпиталем. Позже госпитали были открыты в Самарканде, Хиве и Бухаре, именно в них появились первые медсестры.

В 1918 г, наряду с врачами прошли регистрацию фельдшеры, акушерки, медсёстры и другие медработники Туркестанского края. В 1918 г. в городе Ташкенте открывается первое медицинское училище – в настоящие время медицинское училище им. Ю. Ахунбабаева.

Большую роль в подготовке медицинских сестёр в мировой медицинской практике играет общество Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Оно было организовано 125 лет назад, в середине XIX века русским учёным, общественным деятелем Н.И. Пироговым, швейцарцем Анри Деонаном и англичанкой Флоренс Найтинген. Общества Красного Креста в те времена готовили медсестёр для оказания помощи раненым во время войны. Н.И. Пирогов осознавал, что оказание помощи раненым на поле боя и в госпиталях требует специальной подготовки персонала и поэтому в 1844 г. в Петербурге организовал Крестодвиженскую общину сестёр попечения раненных и больных. Сёстры милосердия показали героизм в самой кровавой войне XIX века – в Крымской войне (1854-1856 гг.). Даша Севастопольская является первой сестрой милосердия, получившей образование в этой организации. Высокой наградой для медсестер являлась медаль Флоренс Найтинген. Во время II мировой войны этого высокого звания были удостоены 41 медсестера бывшего Союза.

В Узбекистане общество Красного креста и Красного полумесяца было организовано в 1925 г и подготовило немало ценных кадров.

Самаркандский филиал Республиканского центра экстренной медицинской помощи в настоящее время насчитывает 554 средних медицинских работников.

Кадровый состав среднего медицинского персонала

Средний мед персонал Общее количество Высшая категория I категория II категория Без категории.
Всего 554 109 99 2 344
Из них:
Медсестра 509 102 82 - 326
Акушерка 6 - 1   5
Лаборант 26 3 12   8
фельдшер 13 4 4   5

Для современной организации медсестринской работы в СФРНЦЭМП разработана структура «Сестринского отдела» (2003 год).

СТРУКТУРА «СЕСТРИНСКОГО ОТДЕЛА»:

СТРУКТУРА «СЕСТРИНСКОГО ОТДЕЛА»

Основными задачами ведущих медсестер являются:

  • помогать правильной организации работы старших медсестер вышеперечисленных блоков;
  • контроль за соблюдением внутреннего трудового распорядка средними и младшими медицинскими персоналами;
  • контроль за документацией, за правильным расходом и хранения медикаментов и материалов (бинтов, марлей, ваты и т.д.);
  • организация мероприятий по повышению квалификации среднего и младшего медицинского персонала путем проведения конференций, лекций врачей по актуальным медицинским вопросам;
  • определение наставников для вновь поступивших медицинских сестер;
  • контроль за своевременным и четким выполнением средним и младшим медицинским персоналом врачебных назначений;
  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием отделений, одежды и белья больных;
  • тестирование персонала, проведение конкурса на «Лучшую медсестру Центра», премирование;
  • организация активного участия среднего и младшего медперсонала в общественной жизни Центра;

В Центре важным звеном в организации воспитательной работы среди среднего и младшего медицинского персонала является Совет медицинских сестер. Используя самые разнообразные формы воспитательной работы, Совет сестер способствует укреплению дисциплины, повышению профессионального мастерства медицинских сестер. Совет медицинских сестер ставит своей задачей повышение теоретических и практических знаний средних медицинских работников, совершенствование культуры медицинского обслуживания больных. Исходя из этого, ежемесячно проводятся научно-практические конференции средних медицинских работников, где медицинские сестры выступают с докладами, обмениваются опытом работы. Каждое выступление на конференции имеет большое воспитательное значение и стимулирует рост профессионального, общественно-политического и культурного уровня.

Известный интерес представляет также, система организации и проведения цикла лекций для среднего медицинского персонала. Лекции читаются врачами и самими медицинскими сестрами. Немалую роль играет тематика лекций. Значительное место здесь отводится как теоретическим проблемам, так и практическим вопросам, повышающим профессиональный уровень среднего медицинского персонала. Хорошие результаты дает ротация медицинских сестер по отделениям, благодаря чему они обмениваются опытом работы, осваивают новую медицинскую технику, обучаются технике различных диагностических или лечебных манипуляций.

Весьма полезную роль в деле повышения квалификации общественно-политического и культурного уровня медицинских сестер играет проведение ежегодных конкурсов на «Кули гул хамширалар». Каждый год конкурс проводится по одной определенной теме. Победительница направляется для участия в областном и республиканском конкурсе. Все участницы поощряются призами.

Особого внимания к себе требуют молодые медицинские сестры, которые приходят на работу сразу после окончания медицинского училища. Задача коллектива Центра заключается в том, чтобы принять их, сохранить высокое стремление к активной деятельности, не оставлять их незамеченными в большом коллективе привить им любовь к профессии.

Коллектив Центра в основном женский. Многих волнуют вопросы красоты и современной моды. С этой целью практикуются встречи с модельерами, косметологами, которые читают лекции, такие как «Десять минут ради красоты», «Умеете ли вы со вкусом одеваться?». Медицинская сестра всегда должна выглядеть внешне привлекательной, красивой и нарядной.

Качество и результаты лечения многих заболеваний в значительной степени зависят от уровня работы медицинских сестер, от организации их труда, культуры обслуживания.

Функциональные обязанности медицинских сестер очень разнообразны и во многом зависят от отделения, в котором они работают. Вместе с тем есть общие положения, которые должны быть неотъемлемой, составной частью в деятельности любой медицинской сестры: добросовестное отношение к своим обязанностям, гуманное отношение к больным, высокие нравственные и моральные качества, постоянная потребность повышать свою квалификацию, четкое соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии.

Самую тяжелую и ответственную работу Центра выполняет коллектив приемно-диагностического отдела. Работа в этом отделе предъявляет к медицинской сестре целый ряд требований, она должна хорошо знать свои функциональные обязанности, быстро выполнять поставленные перед ней задачи.

Сестра приемного отделения:

  • производит санитарный осмотр больного
  • выполняет все медицинские назначения, помогает дежурному реаниматологу в реанимационном зале;
  • сопровождает тяжелых больных в отделения;
  • наблюдает за больными, которые остаются в приемном отделении;
  • вызывает консультантов и регистрирует время вызова в истории болезни;
  • вызывает лаборанта для забора крови и отправляет материал на анализ в лабораторию;
  • при необходимости передает телефонограмму в милицию о насильственных травмах, о поступлении неизвестных лиц в бессознательном состоянии:
  • регистрирует инфекционного больного в СЭС или эпидбюро, а после отправки его следит за обработкой помещения;
  • после введения наркотических средств делает запись в истории болезни;
  • выписывает и получает лекарства из аптеки;
  • следит за порядком, соблюдает охранительный режим;
  • ведет учет движения больных в стационаре;
  • поддерживает санитарно - эпидемиологический режим;

Немалую роль в оказание высококвалифицированной медицинской помощи в Центре играют операционные медицинские сестры. Четкая, слаженная работа коллектива операционного блока способствует успешному проведению хирургом оперативных вмешательств. Успех операции определяется не только квалификацией хирурга, но и степенью подготовленности операционной, необходимого медицинского инструментария и аппаратуры, четкостью работы медицинской сестры во время операции.

Хорошая операционная медсестра должна сознательно работать у операционного стола, понимать ход операции. В критических ситуациях приходить на выручку высокая грамотность медицинской сестры и постоянная работа над собой. Сестра, так же как и хирург, должна готовится к операции, и знать ее этапы.

Врач наблюдает больного в лучшем случае несколько часов в сутки; большую часть времени больной находится под наблюдением медицинской сестры.

Все сведения о самочувствии больного, его настроении, об изменениях его состояния врач получает от сестры. Осложнения, всевозможные симптомы, угрожающие жизни больного, также первая замечает медицинская сестра. Уход за больными должен занимать центральное место в работе сестры.

Медицинская сестра реанимационного отделения должна осуществлять квалифицированное наблюдение за жизненно-важными функциями больных и отмечать в листе наблюдений.

Медицинская сестра отделений реанимации и интенсивной терапии выполняет немалую роль в организации высококвалифицированной медицинской помощи в Центре.

  • Медицинская сестра реанимационного блока осуществляет лечебно-профилактический и гигиенический уход за больными, ведет динамические наблюдения за больными, выполняет назначения врача-реаниматолога;
  • проводить туалет больных;
  • кормит больных совместно с младшим медицинским персоналом;
  • ежедневно сменяет повязки, фиксирующих катетеров в центральных и периферических венах, обрабатывать места пункции раствором антисептиков;
  • проводит санацию трахеобронхиального дерева больным, находящимся на ИВЛ совместно с врачом-реаниматологом, ухаживает за трахеостомой;
  • промывает дезинфицирующим раствором мочевые катетеры 2-3 раза в сутки;
  • регистрирует в реанимационной карте наблюдения за больным общее состояние и объективные показания больного;
  • контролирует состояние сознания и психики;
  • измеряет основные гемодинамические показатели – пульс, АД, ЦВД;
  • проводит термометрию, измеряет частоту дыхания;
  • контролирует состояние операционной раны:
  • контролирует баланс жидкости, измеряет объем поступившей в организм жидкости, кормит через гастростому или через зонд; измеряет объем жидкостных потерь, диурез, отделяемое по дренажам, желудочное содержимое.

Все медицинские сестры реанимационного блока должны владеть:

  • методикой проведением инфузионной терапии, выполнения всех видов инъекцией;
  • зондированием желудка;
  • катетеризацией мочевого пузыря;
  • сердечно-легочной реанимацией, знать фармакологическое действие основных препаратов, используемых в повседневной практике отделения реанимации;
  • подготовкой к работе и подключением к больному контрольно-диагностической и лечебной аппаратуры: кардиомонитора, наркозно-дыхательного аппарата, дефибриллятора;
  • методами стерилизации аппаратуры и инструментов, используемых в отделении реанимации;
  • укладкой набора для катетеризации вен, трахеостом, люмбальной пункции, пункции плевральной полости, интубации трахеи.

Важную и ответственную работу выполняют медицинские сестры и фельдшера скорой помощи.

Медицинский персонал скорой и неотложной помощи, в том числе медсестры, фельдшеры работают в особых условиях. Несчастные случаи, травмы и внезапные заболевания часто возникают в различной обстановке: на улице, производстве, транспорте, в общественных учреждениях и жилых домах. В этих, нередко необычных, условиях врачи, и фельдшеры скорой медицинской помощи в кратчайшие сроки решают вопросы диагностики и оказания экстренной помощи, в зависимости от тяжести травмы и заболевания.

Фельдшер или медицинская сестра скорой и неотложной медицинской помощи работает под руководством врача и выполняет определенные задачи, в составе бригады (линейной, специализированной, бригады интенсивной терапии).

Любой вызов для оказания экстренной медицинской помощи в первую очередь получает координационно-диспетчерская служба, которая должна в свою очередь координировать деятельность всех служб экстренной специализированной помощи экстренному больному.

В КДС диспетчер – фельдшер (медсестра) должен хорошо знать работу оперативного отдела, топографию города и дислокацию лечебных учреждений и подстанций. Он осуществляет, безотказную запись поступающих вызовов от населения, от него зависит своевременное оказание медицинской помощи при неотложных состояниях и угрожающих жизни заболеваниях, а также при транспортировке больных нуждающихся по состоянию здоровья в перевозке транспортом скорой помощи.

Диспетчер обязан, отвечая на вызов быть предельно внимательным, четко ставить нужные вопросы и добиваться исчерпывающих ответов для правильного заполнения карты регистрации вызова. Записав вызов, необходимо сообщить вызывающему время приема вызова и назвать свой служебный номер и фамилию. Необходимо помнить, что во время работы нельзя отвлекать товарищей посторонними разговорами и использовать телефонные пульты для ведения личных переговоров.

По заполнении карты регистрации вызова необходимо передать ее старшему диспетчеру – фельдшеру отдела направления бригад скорой помощи.

Принимать вызов надо быстро, четко, соблюдая при этом правила деонтологии и медицинской этики.

Важнейшими задачами среднего медицинского персонала по оказанию экстренной помощи является избавление от страданий и восстановление нормальных функций жизнедеятельности пациента.

Задачами экстренной сестринской помощи на догоспитальном этапе являются:

  • оказание помощи пациентам, находящимся в тяжелом состоянии;
  • оказание поддержки другим членам бригады скорой помощи;
  • оперативное высококвалифицированное действие на основе профессиональных навыков и умений.
  • определение степени тяжести повреждения и степени экстренности состояния пациента (способность выполнять все необходимые манипуляции в правильной последовательности);
  • осуществление сортировки (выбор первоочередности оказания помощи) пациентов;
  • проявлять инициативу и помогать, действиям врачей основываясь на состоянии пациента;
  • контролировать общефизическое состояние пациента;
  • понимать психологическое состояние пациента и проводить соответствующие действия по лечению;
  • определять необходимость проведения соответствующих мероприятий по анализу и диагностике состояния пациента;
  • нести ответственность за личные вещи экстренных пациентов;

Медицина относится к самой гуманной сфере деятельности в человеческом обществе. А высокий уровень знаний, умения, навыков, профессиональное мастерство и душевное тепло позволяют медицинским работникам спасать людей от острых заболеваний, неотложных состояний и травм, помогать людям в борьбе с болезнями и в обретении самого ценного для любого человека качества - здоровья.

Добросовестная работа медицинской сестры, ласковые руки сестры милосердия, ее внимание к каждому больному, способность к состраданию помогают выздоровлению больных. Медицинская сестра не должна быть равнодушной к страданию человека. Больной всегда с чувством благодарности встречает знаки внимания к себе, которые могут проявляться в словах, поведении и действиях медицинской сестры. Медицинский формализм – это преступление. Профессор С.С. Вайль заметил: «Человек может привыкнуть к своему страданию, но ему не дано право привыкать к страданиям других». Больные всегда ждут внимательных и ласковых медицинских сестер, и вместе с тем грубость, раздражительность, небрежность вызывает у них неприятный осадок, и могут привести к ухудшению состояния здоровья.

Медицинская сестра обязана постоянно помнить, что ее внешний вид далеко не безразличен больному. Одеваться на работе следует скромно – в чистый белый халат, шапочку или косынку, аккуратно заправлять волосы.

Моральный облик медсестры складывается из следующих основных качеств:

  • гуманного отношения к людям, правдивости и честности;
  • нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни;
  • высокого сознания общественного долга и чувства ответственности в работе;
  • добросовестного и самоотверженного труда, дисциплинированности;
  • терпения и выдержки, любви к своей профессии, к больному;

Гиппократ писал: «Да и немного, в самом деле, различий между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, простота в одежде, уважение, решительность, активность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни». В этих словах великого врача выражены вся суть гуманности медицины.

Реформа образования в сестринском деле начата после принятия в 1998 году Указа Президента РУз «О реформировании системы здравоохранения». Согласно этому Указу, на современном этапе, на медицинскую сестру возлагается большая ответственность за судьбу больного. Медицинские училища подготовки сестер преобразуются в колледжи, созданы школы подготовки медицинских сестёр с высшим образованием. При этом необходимо подготавливать таких медицинских сестер, которые могут работать со сложной медицинской аппаратурой и приборами наблюдения, владеть иностранным языком и компьютером, работать в системе ИНТЕРНЕТ. Средние медицинские работники в современных условиях обязаны непрерывно совершенствовать свое практическое мастерство, расширять кругозор, внедрять все новое и передовое в процесс своей работы, ибо от правильности и эффективности первичной медико-санитарной помощи фельдшера и медсестры зависит во многом дальнейшая судьба больного. Во исполнении этого указа в 1999 г. на базе СамМИ был открыт факультет подготовки медсестер с высшим образованием, первый выпуск состоялся в 2002 г.

Учитывая 5 летней опыт работы Самаркандского филиала РНЦЭМП определены ряд задач, которые могут улучшить работу медсестринской службы:

1. Направить из числа младшего медицинского персонала СФРНЦЭМП перспективных сотрудников на обучение в медицинские колледжи г.Самарканда.

2. Подготовить лучших медсестер для поступления СамМИ, факультет подготовки медицинской сестры с высшим образованием.

3. Ввести дифференцированную оплату труда среднего и младшего медперсонала.

4. Организовать совместно с областным Управлением здравоохранения курсы усовершенствования медсестер на базе Самаркандского филиала РНЦЭМП.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1333
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru