MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.1. ФЕНОМЕНЫ НООГЕНЕЗА И РЕФЛЕКСИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ

5.1.1. Ноогенез глобальной популяции

В 1933—1935гг. П. К. Анохиным было предложено понятие «систе-могенез» для характеристики процессов избирательного объединения структурных образований в функциональные системы при индивидуальном развитии многокомпонентного организма. В 1939 году А. Н. Северцов обосновал учение о «морфогенезе» — формообразовании; закономерных процессах образования формы, структуры, организации живых тел (цит. по К. В. Судакову, 1980). Справедливости ради следует отметить, что в 1955 году естествоиспытатель, философ и теолог П.Тейяр де Шарден (P.Teil-hard de Chardin, 1955) предложил использовать термин «ноогенез», как «развитие духа» с формированием «царства человеческого разума», проникнутого единым религиозным мировоззрением, в общем направлении сближения науки и религии под эгидой веры. Такая трактовка не вписывалась в рамки существующей естественнонаучной системы знаний и явно выходила за пределы общепринятой терминологии ряда известных понятий онто-, фило-, эмбрио-, морфо-, системогенезов.

В 2003 году была проведена аналогия между системностью клеточной популяции головного мозга и популяцией человечества и предложено понятие (А. Л. Еремин, 2003, 2004): ноогенез (гр. noo — разум) — это эволюционный морфофункциональный процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). В 1926—1928 гг. Э. Ле-Руа впервые использовал в лекциях парижского Колледж де Франс и статьях термин «ноосфера» (Е. Le Roy, 1927). Философ и математик, один из представителей «католического модернизма» Ле-Руа, опирался, в том числе на биогеохимические явления биосферы, изложенные в лекциях В. И. Вернадского в Сорбонне в 1922—1923 гг. В свою очередь В. И. Вернадский начал в 30-х годах применять термин «ноосфера», как исторически неизбежную стадию развития биосферы, характеризующуюся, якобы такими уже созданными предпосылками: человечество стало единым целым; преобразовались средства связи и обмена; открыты новые источники энергии; подъем благосостояния трудящихся; равенство всех людей; исключение войн из жизни общества (В. И. Вернадский, 1988). Однако в то время население Земли приближалось всего лишь к 1 млрд; атомная энергетика не появилась; телевизоров, сотовых телефонов, спутниковой и Интернет связи не было; человечеству еще предстояло испытать ужасы второй мировой войны.

Рост и достижение критического количества компонентов глобальной интеллектуальной системы. В XVII веке Р.Декарт предложил классический рецепт, позволяющий «справиться» со сложными системами, — разложение их на все более мелкие детали до тех пор, пока не будет достигнут уровень, на котором эти детали или части, станут понятными (R. Descartes, 1897). В 1824 году Дютроше открыл нейрон (нервную клетку) (R.Dutroc-het, 1824) — основную структурную и функциональную единицу нервной системы. В 1871 году Ч.Дарвин опубликовал «Происхождение человека» (Ch. Darwin, 1871), книгу, давшую толчок развитию антропологии — разделу биологии, изучающему природу человека. В 1999 году С. П. Капица опубликовал динамику увеличения количеств компонентов глобальной интеллектуальной системы (рис. 5.1).

В XX веке из оценочных данных различных ученых сложилась статистика, при анализе которой становится ясно, что максимальное количество основных «компонентов» популяции нейронов мозга и популяции людей, составляющих человечество приблизительно (в порядковом отношении) сравнимо и составляет 109—1012 компонентов (подробно рассмотрено в главе о ноогенезе).

Эволюция численности человечества повторяет эволюцию в филогенезе и онтогенезе мозга. В 1866 году Э.Геккелем была предложена формулировка биогенетического закона «онтогенез (индивидуальное развитие) есть быстрое и краткое повторение филогенеза (исторического развития)» живых организмов (E.Haeckel, 1866). Биогенетический закон не оценивал количественно-качественные закономерности морфофизиологии развития особой группы биологических систем — интеллектуальных, и не учитывал возможности повторения этих особенностей при развитии популяции нейронов головного мозга человека и популяции человечества как интеллектуальной системы.

По аналогии с основным биогенетическим законом была выдвинута (А.Л.Еремин, 2004) гипотеза ноогенетического закона, описывающего связь между развитием человечества и эволюцией филогенеза и онтогенеза мозга человека: численность, автономность, ряд синергетически управляемых информационно-интеллектуальных функций, характеризующих человечество на различных этапах эволюции, начиная от его зарождения до развитого состояния и, являющихся сжатым повторением отдельных черт длительной эволюции, пройденной нервной системой, от простейших форм в древние времена до настоящего мозга человека, и также является длительным повторением ряда характеристик эволюции, которую проходит индивидуальный головной мозг человека от эмбриональных клеток до развитого структурно-функционального состояния.

Иными словами, в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Сравнительное моделирование динамики количеств интеллектуальных компонентов представлено на рис. 5.2.

Из проведенного анализа в главе о ноогенезе можно сделать вывод: эволюция человечества по численности повторяет эволюцию численности нервных клеток, и, как следствие — возможно, повторяет некоторые количественные, а соответственно, от них зависящие качественные информационные, функциональные, параметрические, синергетические характеристики филогенеза и онтогенеза головного мозга человека.

Совокупность же знаний о морфо-функциональных закономерностях рождения интеллектуальных систем может быть объединена в ноогониюраздел науки о происхождении разума.

5.1.2. Рефлексия интеллектуальной системы глобальной популяции

Рефлексия и интеллектуальность. Еще Рене Декарт (1596—1650) описал рефлекторную дугу и предложил основы «рефлекторной теории», по которой реакции организма представляют собой отраженные ответы на воздействие окружающей или внутренней среды организма, опосредованные через нервную систему (R.Descartes, 1897). К 1904 году И.П.Павлов предложил учение об «условном рефлексе» — явлении в высшей нервной деятельности, а затем принцип «нервизма» — концепцию преимущественного значения нервной системы в регулировании физиологических функций и процессов живых организмов. Рефлекторная теория и идеи нервизма не давали объяснений отмечаемым в последнее время первым внешним признакам проявляющегося центрального феномена — рефлексии глобальной популяции человечества на Земле.

Учитывая, что к основной функции интеллектуальных систем относится отражение объективной реальности, мною предлагается понятие «рефлексия (рефлекс) интеллектуальная (интеллектуальных систем)» — возникновение, изменение или прекращение функциональной активности интеллектуальной системы (человека, человечества) в ответ на поступившую информацию, с реализацией функции целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности, логического и творческого мыслительного процесса.

Рецепторы человечества (лат. receptio —принятие, прием) — образования, способные воспринять, трансформировать и передать информационно-значимую энергию внешнего стимула в систему человеческой популяции. Из-за ограничений объема статьи мы не будем приводить всю совокупность примеров интрарецепторов (лат. intra — внутри, между) ноосферы, которые в виде зондов, датчиков, разведок и прочего принимают информацию из окружающих био-, атмо-, гидро-, литосфер. Остановимся на некоторых экстрарецепторах (лат. extra — вне).

Такого феномена нет ни у какой другой земной популяции, а именно, «глаз и ушей» направленных на восприятие, трансформирование и передачу информации из космоса. К самым большим «глазам» можно отнести установленный в 1976 году в России телескоп-рефлектор с зеркалом диаметром 6 м; субмиллиметровый телескоп в США с параболическим зеркалом 15м; телескоп, проектируемый Южно-Европейской обсерваторией в Чили с 4-мя 8-метровыми телескопами; в 1990 году выведенный НАСА на орбиту «Эдвин Хаббл» с отражателем диаметром 240 см; проектируемый на замену «Хаббла» к 2010году космический телескоп с зеркалом диаметром 6,5м.

К самым большим «ушам» можно отнести радиотелескопы «Arecibo» в Пуэрто-Рико диаметром 300м и Very Large Array в Новой Мексике, состоящий из 27 тарелок, каждая диаметром 25м. Но действительно ли прием информации из космоса интересует популяцию человечества? Ответом может послужить тот факт [Washington ProFile, 15 июня 2004], что сайт HACA/NASA с фотографиями поверхности Марса, сделанными космическим аппаратом Pathfinder, за три недели посетили 46 млн пользователей.

Самые большие экстра рецепторы «глаза» и «уши» человечества — обсерватории и телескопы, наблюдающие за космосом

Рис. 5.3. Самые большие экстра рецепторы «глаза» и «уши» человечества — обсерватории и телескопы, наблюдающие за космосом

Рефлекторные пути человеческой популяции. В 1924 году И. П. Павлов писал: «Декарт триста лет назад установил понятие рефлекса, как основного акта нервной системы. Та или другая деятельность организма есть закономерный ответ на тот или другой внешний агент, причем эта связь деятельного органа с данным агентом, как причины со следствием, устанавливается при помощи определенного пути» (И.П.Павлов, 1952,с.З). Путь рефлексии (лат. reflexio — отражение) в человеческой популяции — совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекторной функции. Длина пути коммуникаций между людьми лежит в промежутке между наименьшим расстоянием при разговоре в 1 м до общения с помощью электронных средств связи, длина которых соизмерима с размерами Земли (4-107м длина экватора). Допустим среднюю — 104м. Допустим также, что в среднем количество синапсов и получателей информации — 1000. Количество людей на Земле приближается к 10 млрд (в настоящее время 6 млрд). Соответственно, общая длина коммуникативной сети интеллектуальной системы популяции человечества может быть соизмерима с 1017м

Скорость глобальной мысли и интеллектуальное ускорение. В 1847 году Г. Гельмгольцем в работе «О сохранении силы» было дано обоснование справедливости закона сохранения энергии для процессов протекающих в живых системах (Н. Helmholtz, 1847), а в 1850—1871 гг. им были проведены первые измерения скорости распространения возбуждения по нервам. До настоящего времени для человеческой популяции не определены понятия и количественные оценки скорости и ускорения проведения информации, интеллектуальной силы и энергии.

Скорости взаимодействия внутри популяции между людьми в процессе эволюции возрастают от обусловленных физиологией человека природных скоростей зрительных, звуковых коммуникаций до скоростей с помощью специальных средств связи, и находятся в диапазоне 300—300 тысяч м/с (от скорости звука до скорости распространения электромагнитных волн, электротока, света). Допустим среднюю — 10 тысяч м/с. Быстродействие мозга человека как компонента интеллектуальной системы человечества: при допущении, что сигнал (слово, символ, цифра), передаваемый человеком с частотой 1 Гц (в 1 секунду), содержит 1 бит, а количество коммуникативных связей между людьми колеблется от одной при разговоре до миллионов при телевещании (допустим среднюю — 1000); быстродействие человека как компонента популяции будет составлять 1000 бит/с.

Ускорение интеллектуальное человечества, в отношении информационной операции в один бит может определяться быстродействием, умноженным на скорость взаимодействия (=107м/с2), умноженным на количество людей, и может составлять 1014 м/с2.

Стремление к интеллектуальному ускорению. Этот феномен популяции человечества могут иллюстрировать факты: пропускная способность коммуникативных каналов (телефонных, факсимильных и т. д.) увеличивается на порядок (т. е. в 10 раз) каждые 7 лет; по действующему уже в течение 40 лет «закону Мура» быстродействие микросхем удваивается каждые 18 месяцев.

Интеллектуальная энергия глобального разума. Энергия (греч. деятельность) интеллектуальная — количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Если абстрагироваться от разнообразия природы информационных операций и носителей информации, то, при упорядоченном состоянии структур интеллектуальных систем, характеристика информационного взаимодействия — интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система, находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с ускорением (а) по рефлекторному коммуникационному пути (S). Или, выражаясь проще: Е = I × a× S.

Расчетная интеллектуальная деятельность, проводимая при проведении одного бита информации по всем рефлекторным путям человеческой популяции, при подставлении вышеприведенных данных в формулу, может соответствовать 1024 бит× м22.

Итерация интеллектуальная. Возможно, феномены появления у человечества информационной инстинктивности и интеллектуальной рефлексии, а также движущая сила ноогенеза, обусловлены физиологией составляющих популяцию компонентов — Homo sapiens, а также реализацией эволюционной развертки с итерацией разумной (sapiens) функции. Итерация (лат. iteratio — повторение) — известное в науке явление неоднократно повторяющегося образования новой функции из данной функции. Итерация интеллектуальная — повторяющееся образование интеллектуальной функции, как горизонтально, в едином по размерам материальном ряду (интеллекты людей), так и вертикальный перенос повторения интеллектуальной функции на более высокий в иерархии материи размерный ряд (нейрон — мозг — человечество). Доказательные примеры аналогичных повторений в развитии, формировании и функционировании нейронной популяции мозга и глобальной человеческой популяции были опубликованы ранее (А.Л.Еремин, 2001,2003,2004) и представлены в данной книге.

5.1.3. Система интеллектуальных феноменов человеческой популяции

Совокупность особых проявлений человечества, проверяемых фактов, отличных от наблюдаемых в живой природе явлений, могли бы составить феноменологию человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других биологических популяций, можно отнести:

  • появление биологического вида, обладающего синергией в рамках глобальной популяции;
  • ее эволюция по закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных компонентов, сети синапсов и автономности;
  • наследование всей глобальной популяцией информации виртуальной и на материальных носителях;
  • стремление глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии;
  • синергичное принятие решений и совместнодействие глобальной популяции;
  • появление у популяции общих структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и Космоса.

Все эти явления могут приближать образовавшуюся глобальную популяцию человечества в биологическом, физиологическом, философском плане к такому понятию как живой организм — сложное организованное единство, совокупность физических и духовных свойств, согласованно действующих подсистем.

Спустя 200 лет после выхода «Феноменологии духа» Г. Гегеля (Н. Hegel, 1807) и 50лет «Феномена человека» П.Тейяр де Шардена (P.Teilhard de Chardin, 1955), развернувшиеся в конце XX — начале XXI вв. информационная революция, глобализация и наука, а, главное, эволюционное развитие, могут перевернуть представление о феноменах человека и человечества, благодаря объективным количественно-качественным явлениям. Развитие феноменологии человечества и учения о ноогенезе могли бы не только сделать более понятными такие явления как идеальное, социальное, психическое, но и отвергнуть некоторые идеологии или внести коррективы, например, в мальтузианство и дарвинизм, антропологию и другие учения, известные как в естественнонаучной системе знаний о живых организмах, так и в гуманитарных науках.

Важное прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в открывающихся возможностях прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информационного наследия, повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции, разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов (гр. organ on — орудие, инструмент) человечества, необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса, прогнозирования здоровья и продолжительности жизни человеческой популяции.

Дальнейший научный поиск феноменов человечества, классификация и систематизация их в феноменологию в XXI веке способствовали бы открытию новых путей к расширению горизонтов естествознания, формированию и гармонизации науки о человечестве, появлению помимо глобального разума и психики еще и сознания человечества, пониманию самых высоких идей миссии человечества и адекватного реагирования на вызовы современности.


Глава из книги:
Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. (все права защищены, ссылка на авторство обязательна)
Источник: http://a-eremin.ru/rus/


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1588
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru