Фонды ОМС
Формально существование фондов ОМС представляется как неотъемлемый элемент
обязательной страховой системы и обосновывается наличием в некоторых странах
финансовых организаций с аналогичным названием (Япония, Голландия, Словакия и
др.). Однако страховые фонды в этих государствах были созданы в основном для
контроля расходов больниц и перестрахования самих страховых организаций. Они не
подменяют консолидирующую функцию страховых медицинских организаций (СМО) и
работают в качестве финансовой резервной системы. Поэтому зарубежным
специалистам сложно понять, какую миссию в российской «бюджетно-страховой»
модели здравоохранения осуществляют фонды ОМС – дополнительных налоговых,
административных, контрольных, расчетно-экспертных или резервно-финансовых
органов? Ведь подобных распределительных учреждений нет ни в одной стране мира.
На самом деле страховые фонды пришлось в пожарном порядке создавать только
из-за того, что концепция страхования оказалась непроработанной, и сразу после
введения в действие закона об ОМС системы управления и финансирования начали
действовать по различным, логически не связанным друг с другом каналам. А
поскольку в мировой практике ещё не было прецедентов централизованного
финансирования ОМС, не возникала и потребность в особой процедуре, связанной с
передачей средств от государства в коммерческие финансовые организации. Не было,
естественно, надобности и в существовании специально предназначенных для этого
накопительно-распределительных структур.
Совсем иначе представляется миссия государственных страховых фондов при
переходе на схему государственного медицинского страхования и прекращении
посреднической деятельности коммерческих СМО в общественном секторе
здравоохранения. В этом случае прямые расчетно-экспертные функции фондов ГМС
(муниципальные больничные кассы) в финансовом обеспечении государственного
заказа будут иметь ключевое значение для балансирования ответственности
государства с функциональными возможностями лечебной сети и контроля над
расходами.
|