ВВЕДЕНИЕ
Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.
Гиппократ
Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения
обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Это определяет кадровую политику как один
из приоритетов в развитии здравоохранения.
Труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и
ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной
интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной
памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости,
содержит элементы творчества и связан с ответственностью за здоровье и жизнь
других людей. Выраженность этих качеств обеспечивает высокую профессиональную
эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической
стоимостью нервных процессов для организма самих медицинских работников.
Особенность психологии труда медицинских работников заключается, прежде всего
в том, что объектом его является больной (страдающий) человек, психика которого
изменена в связи с имеющимися заболеваниями. Работа в условиях постоянного
контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным
психологическим реакциям, предъявляет к медицинским работникам не только
профессиональные, но и высокие психологические требования. Поэтому для успешной
деятельности в области большинства медицинских специальностей помимо
квалификации требуется наличие определенных личностных качеств и черт характера,
таких как терпение, решительность, воля, тактичность, отзывчивость, доброта,
сердечность, общительность и многие другие.
Поэтому специфика деятельности врача предъявляет особые требования к уровню
психологической и физической подготовки молодежи к предстоящей деятельности,
тщательности отбора абитуриентов, которые с наибольшей вероятностью смогут
успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать
в отрасли на протяжении длительного времени.
Анализ краевой программы «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в
сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 – 2007 годы» (от
30.10.2002г. № 63), принятой региональной Законодательной думой, показал, что
последняя ориентирована, прежде всего на до профессиональное и профессиональное
образование молодежи, в том числе для отрасли здравоохранения. Однако вопросы
профессиональной ориентации и отбора кандидатов на целевые места вузов в ней по
мнению авторов не нашли должного отражения.
При направлении абитуриентов на обучение в медицинский вуз по целевому набору
руководители муниципальных образований и главные врачи ЛПУ края не учитывают
проблему несоответствия между объективной потребностью отрасли здравоохранения в
притоке молодых специалистов и профессиональной направленностью молодежи,
стремящейся получить высшее медицинское образование. Несмотря на экстенсивный
характер целевой подготовки врачей и провизоров в ДВГМУ (до 80% от общего
количества), доля «целевых» студентов, окончивших вуз и вернувшихся на «малую
родину» составляет лишь 30 – 50%.
В настоящее время общеобразовательные учреждения, как и вузы, переживают
период становления и адаптации к новым социально-экономическим условиям, базовый
уровень образования выпускников школ не обеспечивает их достаточным «багажом»
знаний для поступления в вуз, сдерживаются мероприятия по подготовке школьников
к выбору профессии и т.п.
Сформировавшееся в последнее время пространство профессионального
самоопределения молодежи усложняет задачу для медицинских вузов по обеспечению
качества отбора абитуриентов. Оно характеризуются снижением престижа профессии
врача в обществе, изменением социальных ориентаций на выбор профессии,
расширением свободы выбора учебных заведений (результаты ЕГЭ абитуриенты
направляют в несколько вузов различной направленности), конкуренцией
государственных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений
за обеспечение конкурса.
На наш взгляд, стабилизировать и улучшить ситуацию с обеспечением врачебными
кадрами, особенно отдаленных северных районов и сельской местности, невозможно
без совершенствования системы профессиональной ориентации, привлечения молодежи
наиболее подготовленной к медицинской деятельности. Целевая подготовка
специалистов должна включать долговременную целенаправленную работу по
профориентации молодежи на местах со стороны руководителей ЛПУ и органов
управления.
Одной из важнейших задач высшей школы является повышение эффективности
использования средств, затрачиваемых на высшее медицинское образование.
Несоответствие профессии склонностям и способностям студента отрицательно влияет
на его успеваемость, затягивает срок обучения, и во многих случаях приводит к
его отчислению, а, следовательно, к экономическим потерям.
Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения отрасли
здравоохранения является создание целенаправленной системы профессиональной
ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом
социально-экономических особенностей развития региона, потребности лечебно –
профилактических учреждений в кадрах, рыночных отношений в системе образования,
а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна,
устойчива и динамична.
|