MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

ВВЕДЕНИЕ

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.
Гиппократ

Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Это определяет кадровую политику как один из приоритетов в развитии здравоохранения.

Труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости, содержит элементы творчества и связан с ответственностью за здоровье и жизнь других людей. Выраженность этих качеств обеспечивает высокую профессиональную эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической стоимостью нервных процессов для организма самих медицинских работников.

Особенность психологии труда медицинских работников заключается, прежде всего в том, что объектом его является больной (страдающий) человек, психика которого изменена в связи с имеющимися заболеваниями. Работа в условиях постоянного контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным психологическим реакциям, предъявляет к медицинским работникам не только профессиональные, но и высокие психологические требования. Поэтому для успешной деятельности в области большинства медицинских специальностей помимо квалификации требуется наличие определенных личностных качеств и черт характера, таких как терпение, решительность, воля, тактичность, отзывчивость, доброта, сердечность, общительность и многие другие.

Поэтому специфика деятельности врача предъявляет особые требования к уровню психологической и физической подготовки молодежи к предстоящей деятельности, тщательности отбора абитуриентов, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать в отрасли на протяжении длительного времени.

Анализ краевой программы «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 – 2007 годы» (от 30.10.2002г. № 63), принятой региональной Законодательной думой, показал, что последняя ориентирована, прежде всего на до профессиональное и профессиональное образование молодежи, в том числе для отрасли здравоохранения. Однако вопросы профессиональной ориентации и отбора кандидатов на целевые места вузов в ней по мнению авторов не нашли должного отражения.

При направлении абитуриентов на обучение в медицинский вуз по целевому набору руководители муниципальных образований и главные врачи ЛПУ края не учитывают проблему несоответствия между объективной потребностью отрасли здравоохранения в притоке молодых специалистов и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся получить высшее медицинское образование. Несмотря на экстенсивный характер целевой подготовки врачей и провизоров в ДВГМУ (до 80% от общего количества), доля «целевых» студентов, окончивших вуз и вернувшихся на «малую родину» составляет лишь 30 – 50%.

В настоящее время общеобразовательные учреждения, как и вузы, переживают период становления и адаптации к новым социально-экономическим условиям, базовый уровень образования выпускников школ не обеспечивает их достаточным «багажом» знаний для поступления в вуз, сдерживаются мероприятия по подготовке школьников к выбору профессии и т.п.

Сформировавшееся в последнее время пространство профессионального самоопределения молодежи усложняет задачу для медицинских вузов по обеспечению качества отбора абитуриентов. Оно характеризуются снижением престижа профессии врача в обществе, изменением социальных ориентаций на выбор профессии, расширением свободы выбора учебных заведений (результаты ЕГЭ абитуриенты направляют в несколько вузов различной направленности), конкуренцией государственных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений за обеспечение конкурса.

На наш взгляд, стабилизировать и улучшить ситуацию с обеспечением врачебными кадрами, особенно отдаленных северных районов и сельской местности, невозможно без совершенствования системы профессиональной ориентации, привлечения молодежи наиболее подготовленной к медицинской деятельности. Целевая подготовка специалистов должна включать долговременную целенаправленную работу по профориентации молодежи на местах со стороны руководителей ЛПУ и органов управления.

Одной из важнейших задач высшей школы является повышение эффективности использования средств, затрачиваемых на высшее медицинское образование. Несоответствие профессии склонностям и способностям студента отрицательно влияет на его успеваемость, затягивает срок обучения, и во многих случаях приводит к его отчислению, а, следовательно, к экономическим потерям.

Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения является создание целенаправленной системы профессиональной ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом социально-экономических особенностей развития региона, потребности лечебно – профилактических учреждений в кадрах, рыночных отношений в системе образования, а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна, устойчива и динамична.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1925
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru