MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.5. Профессиональная ориентация молодежи на медицинские специальности в Дальневосточном федеральном округе

Медицинскими вузами Дальневосточного федерального округа (Дальневосточный государственный медицинский университет, Владивостокский государственный медицинский университет, Амурская государственная медицинская академия, Медицинский институт Якутского государственного университета) ведется работа по профессиональной ориентации школьников, популяризации профессии медицинского работника.

Практически при всех этих вузах работают центры (факультеты) довузовской подготовки для желающих поступить в медицинский вуз. Так например, во Владивостокском государственном медицинском университете в структуру факультета входит лицей с двухгодичным обучением (10 – 11 классы). В крупных городах Приморского края, таких как Владивосток, Находка, Арсеньев, Дальнегорск, имеются классы в средних школах, где работают курсы с очно-заочной формой подготовки учащихся к поступлению в университет.

При Дальневосточном государственном медицинском университете параллельно с факультетом довузовской подготовки функционирует подготовительное отделение народов севера (ПОНС), где обучаются школьники 10 – 11 классов из малочисленных коренных народов Дальнего Востока.

В Амурской государственной медицинской академии обучение школьников на подготовительном отделении проходит по стационарному (для проживающих в г. Благовещенске) и заочному (для жителей районов области) типам. В общеобразовательных школах г. Благовещенска и в районах области функционируют специализированные классы.

При Медицинском институте Якутского государственного университета работает малая медицинская академия с 1 и 2 – годичными формами обучения. На территории Республики Саха (Якутия) действует 9 медико – биологических классов и 3 колледжа.
Анализ состояния и уровня организации профориентационной работы среди учащихся 10-11 классов школ, гимназий, лицеев, учащихся медицинских колледжей и абитуриентов Дальневосточного государственного медицинского университета на показал, что в общеобразовательных учреждениях Дальневосточного региона работа по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии проводится не везде; 51,0% школьников и 48,7% абитуриентов она не оказана (рис. 1).

Проводятся ли в Вашей школе профориентационные мероприятия по выбору профессии?

Рис. 1. «Проводятся ли в Вашей школе профориентационные мероприятия по выбору профессии?» (в %)

Что касается современных факторов, оказывающих влияние на профессиональные предпочтения молодежи, то они носят комплексный характер. Из 14 – ти изученных нами факторов, на выбор вуза повлияли: совет (или желание) родителей (33,2%), чтение специальной литературы (11,9%), возможность трудоустройства при высокой заработной плате (10,8%), престижная профессия (вуз) (9,3%), доступность оплаты за обучение (8,7%), обучение на подготовительном отделении при вузе (7,9%), близость учебного заведения к месту проживания (7,2%). Свой профессиональный выбор 45,7% респондентов сделали на основе личных профессиональных стремлений. В меньшей степени, выбор профессии молодежь планирует осуществлять при поддержке «своего человека» в нужном учебном заведении (1,7%) или выбирать статус студента, не зависимо от профиля обучения (0,5%).

Несмотря на невысокий социальный статус медицинских работников в обществе, оценка информированности школьников о мире профессий показала, что в ответах респондентов имела место высокая частота встречаемости медицинских специальностей в пятерке престижных профессий (на первом месте - 21,1%, втором - 13,4%, третьем - 11,6%, четвертом - 15,2%, пятом - 10,3%). Следует отметить, что значительное количество старшеклассников имеет слабые представления в вопросах терминологического характера, путают понятия профессия, специальность, должность, сфера деятельности. Среди престижных профессий встречались слова «депутат», «президент», «директор», «министр», «киллер», «коммерция» и т.д.
При анализе отношения молодежи к перспективе получения высшего медицинского образования нами выявлено, что 46,6% респондентов настроены положительно, 53,4% - отвергли такую возможность профессионального будущего. Среди желающих поступить в медицинский вуз больше девушек (51,1%), учащихся средних профессиональных учреждений (90,5%), школьников из медицинских (фармацевтических) семей (61,5%) (рис.2).

Показатель желающих учиться в медицинском вузе в зависимости от пола, типа учебного заведения, статуса семьи учащегося (в %)

Рис. 2. Показатель желающих учиться в медицинском вузе в зависимости от пола, типа учебного заведения, статуса семьи учащегося (в %).

Причины отказа респондентов от поступления в медицинский вуз можно разделить на 3 группы. Первая - причины, связанные с процессом поступления и обучения в вузе (трудно (сложно) учиться, высокая стоимость обучения, отсутствие знаний по профилирующим предметам, сложно поступить. Вторая - причины, связанные с профессиональной деятельностью (низкооплачиваемая работа, брезгливое отношение к биологическим выделениям (кровь) и трупному материалу, большая ответственность за жизнь людей, особенности работы (тяжелый труд, большая эмоциональная нагрузка, работа с больными). Третья - другие причины (ответы без четкой мотивации «не хочу» и «не нравится», отсутствие склонностей, призвания, социальная незащищенность врачей, особенности личности).

Вклад различных специалистов в профориентационную работу по привлечению молодежи в медицинские вузы выглядел следующим образом: 57,1% - школьные психологи, 37,1% - представители высших и средних учебных заведений, 14,3% - классные руководители, 10,5% - другие категории людей (специалисты службы занятости, врачи, члены родительского комитета и др.).

Среди форм и методов работы с молодежью, используемые в профориентации, респонденты отметили знакомство со справочником абитуриента (43,9%), встречи с представителями будущей профессии (34,5%), посещение учебных заведений в «День открытых дверей» (31,8%), рассказы об особенностях профессиональной деятельности медицинских работников (30,3%), изучение своих способностей к различных видам деятельности путем психологического тестирования (15,5%), экскурсии в лечебно-профилактические учреждения (12,9%), практическую деятельность в качестве младшего медицинского персонала (3,0%).

Анализ информированности респондентов о предстоящей деятельности после окончания учебного заведения показал следующее. Наиболее привлекательными моментами в профессиональной деятельности врача (провизора) были отмечены разнообразные ее аспекты, от общезначимых (возможность лечить людей, «нужность» профессии для общества, востребованность специалистов), до потребительских. Среди основных трудностей работы медицинского работника, по мнению опрошенных, преобладали факторы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью врача (53,8%): взаимоотношениями врач – пациент («ненахождение» контакта, слабые нервы пациента, ожесточение людей, неблагодарность и т.д.), огромная психологическая и физическая нагрузка (многочасовые операции, недосыпание, большой объем работы), большая ответственность.

В меньшей степени (18,1%) респонденты акцентировали внимание на низкой заработной плате медицинских работников, недостаточном количестве в ЛПУ специального оборудования, медикаментов. 28,1% - ответили, что «никаких трудностей нет» либо затруднились дать ответ.
В оценке своих шансов на поступление в вуз (допускалось несколько вариантов ответов) абсолютное большинство (92,5%) рассчитывает на уровень собственных знаний, 24,7% – на удачу, 3,3% - на финансовую помощь родителей, 2,5% - на другие моменты, например, наличие льгот при поступлении, медаль, связи в вузе.

Как вид профессиональной ориентации рассматривают участие молодежи в получении навыков общего сестринского ухода. Проведенный нами опрос показал, что 81,3% абитуриентов имеют опыт ухода за больными родственниками, свои чувства по отношению к этому испытанию характеризуют как ответственность (чувство долга) за больного – 32,1%, сострадание - 24,3%, желание чем-то помочь - 19,9%, жалость - 16,9%, сочувствие - 11,5%, страх – 3,7% и т.д. Затруднилась охарактеризовать свои ощущения 20,9% респондентов.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что в общеобразовательных учреждениях округа профориентационная работа по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии, в том числе направленная на привлечение молодежи к медицинской деятельности, носит не системный характер: проводится не во всех школах, выполняются отдельные элементы профмероприятий, объемы и качество их недостаточны. Отмечается низкая активность участия в этой работе представителей высших и средних медицинских заведений, лечебно - профилактических учреждений округа, мероприятия в основном имеют агитационный характер.

Такой формальный подход к организации профориентационной деятельности либо ее полное отсутствие в школе может сформировать у старшеклассников нечеткие представления о современном мире профессий, требованиях, которые предъявляет конкретная профессия к человеку, тем самым создать ложные мотивационные предпосылки выбора профессии.

Сложившаяся процедура отбора студентов в медицинский вуз отстает от требований сегодняшнего дня, носит односторонний характер, так как ориентирована только на теоретический уровень знаний абитуриентов без учета их пригодности к медицинской деятельности. Современная система профотбора абитуриентов должна базироваться на изучении личной мотивации кандидатов на получение медицинского образования, степени пригодности к медицинскому труду в рамках реализации специальных программ профессиональной ориентации. В этой связи, становится значимой долговременная программа довузовской подготовки учащихся в классах, ориентированных на медицинский вуз.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1931
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru