MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

3.2. Формы и методы профориентационной работы с молодежью

Методы и средства воздействия на формирование профессиональных интересов, психологической готовности молодежи к медицинскому труду разнообразны и многочисленны. Они имеют определенные особенности в отличие от методик в других областях знаний. Формы и методы профориентационной работы обычно выбираются в соответствии с местными условиями - территориальным размещением медицинских учебных заведений, лечебно – профилактических учреждений, общеобразовательных школ и т. д.

Изучение данного вопроса в общеобразовательных средних школах основывается на изучении профильных предметов, таких как анатомия и физиология человека, биология. Преподаватели используют форму беседы, рассказа, демонстрации научно-популярных кинофильмов на медицинские темы. Учащиеся читают дополнительную литературу по предмету (например, о достижениях науки и практики), готовят соответствующие рефераты. Однако эта деятельность часто носит ограниченный характер, осуществляется поверхностно и не систематически. Объясняется такое положение загруженностью учебной программы, недостаточностью специальных знаний, отсутствием необходимых учебных пособий.

Более значительное место занимает внеклассная и внешкольная работа по профориентации, например, изучение вопросов оказания первой медицинской помощи. Многие школы проводят в течение года экскурсии в медицинские вузы, организуют разнообразные встречи старшеклассников с представителями различных медицинских профессий. Такие формы внеклассной работы, безусловно, дают недостаточную информацию о медицинских профессиях и носят в целом агитационный характер.

В последние годы в общеобразовательных учреждениях различного типа создаются профильные классы, ориентированные на поступление в медицинский вуз (медицинские, медико-биологические и химико-биологические), в которых старшеклассники получают подготовку по специальности «младшая медицинская сестра». Однако эта форма работы, очень важная для практического здравоохранения, не получила пока необходимого распространения и проводится зачастую формально, без должной организации кадрового, материального и финансового обеспечения. Хотя при определенных условиях отбора и обучения школьников этот путь формирования готовности к медицинскому труду является достаточно эффективным.

Во всех медицинских вуза проводится день открытых дверей. Перед собравшимися выступают представители организуются экскурсии. Такая форма работы носит в основном агитационный характер.

Велика роль средств массовой информации (кино, радио, телевидение, художественная литература) в формировании профессиональных интересов юношей и девушек, в ознакомлении их с содержанием и характером профессий.

Таким образом, форма и методы профессиональной ориентации, используемые в медицине, можно разделить на активные (способы общественного воздействия) и пассивные (влияние родителей, родственников, друзей, случайные факторы).

Основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными основными целями профориентационной помощи.
Информационно-справочные, просветительские методы:

- профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
- справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
- информационно - поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
- профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
- экскурсии школьников в лечебно – профилактические учреждения и учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
- встречи школьников со специалистами по различным медицинским специальностям (при УСЛОВИИ специального отбора и подготовки таких специалистов по профессии);
- познавательные и просветительские лекции о путях решения (проблем самоопределения);
- профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
- учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
- использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики;
- различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании):

- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
- открытые беседы-интервью;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов;
- «личностные» опросники (требуется особая подготовка профконсультанта для их использования);
- проективные личностные тесты (требуется особая подготовка профконсультанта для их использования);
- метод наблюдения (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
сбор косвенной информации о подростке от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение «стукачей» и доносчиков);
- психофизиологические обследования;
- «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
- использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
- исследование и наблюдение за подростков непосредственно в трудовой деятельности;
- использование различных тренажеров, где отрабатываются не только трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки:

- группы общения;
- тренинги общения (для освоения коммуникативных навыков поведения при различных контактах);
- различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
- «праздники ….. труда», повышающие престиж конкретных профессий;


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1941
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru