Глава 3. Новый Завет дарует нам основы душевного здоровья
Задумывался ли ты, почему так часто скорбь и уныние овладевают тобой. Почему,
ты часто не в силах избавиться от «лукавых грехов», включая: 1) чревоугодие,
2)блуд, 3) сребролюбие, 4)гнев , 5)печаль, 6)уныние, 7) тщеславие , 8) гордость.
Не в силах справиться со своими внутренними страстями, многие люди ощущают,
как «страсти, которые, подобно звеньям цепи, держаться одна за другую» - так
учит преподобный Исаия Нитрийский («Добротолюбие», т.1). Сколько людей искренне
хотели бы ограничить свои плотские желания, обрести уравновешенность и гармонию,
а также мир в своей душе. А как хотелось бы многим оставить такие пороки, как
курение, азартные игры, пьянство, чрезмерный аппетит, лень, душевную и
физическую вялость. Опасность страстей заключается в том, что они разъедают
человеческую душу, а чрез нее - влияют на весь мир в целом. Страсть, без попыток
усмирить ее, начинает властвовать над человеком, через воспоминание,
бессознательное влечение, и управляет человеком, как бы он этого не хотел. Если
телесные страсти с возрастом утихомириваются, то демоны душевных страстей
властвуют над человеком пожизненно. Мучительно убегая от одних страстей, человек
попадает в лапы других. Еще более разочаровывает стремление бороться со своей
страстью, как поступком, не затрагивая причин и корней страстей. Это приводит к
горькому возвращению на «круги своя».
А ведь внимательное изучение «Нового Завета» говорит нам о неких правилах
сопротивления своим порокам, которые значимо указывают верующим ясный путь
сохранения своего душевного здоровья, помощь в удержании от них. Действительно,
«весь мир во зле лежит» (1ое Соборное послание Иоанна ,5:19). Действительно, зло
является всемирным фактом, так как всякая жизнь в природе начинается с борьбы и
ненависти, продолжается в страданиях и взаимоуничтожениях, кончается смертью и
распадом. Суть страстей состоит в противоречиях человеческого характера,
несовместимости Божественной и плотской природы в Человеке.
Следует помнить, что всякий грех начинается не внезапно, не разом, а через
определенный процесс внутреннего роста, усиления, и только последующего
порабощения человека. И задача каждого - знать собственные пороки, различать их,
и, самое главное - учиться распознавать и препятствовать им, когда они еще не
достигли могучей и всеподчиняющей силы. Если нет чувства греховности страсти, то
нет и чувства покаяния – решительного желания освободиться от плена наших
греховных состояний, и сильных порочных страстей.
Однако чувство греховности некоторых наших поступков может возникнуть только
из нашего изучения Нового Завета, дающего нам различение плохого и хорошего в
нас. Большую помощь нам оказывают также наши близкие, делающие нам замечания о
наших пороках, через которых Ангелы наставляют нас. И этого вполне достаточно,
чтобы разобраться себе самом, покаяться и начать вести тяжкую брань со страстями
плотскими, воюющими за владение душой, « с начальствами, властителями, и
миродержателями тьмы века сего, духов злобы поднебесных» (Ефесянам , 6:12).
Бороться со своим пороком верующему, как с неправильным поступком, это - то же
самое, учитывая всеобщность мирового зла, что голодному стоять у стола,
переполненного яствами, и уговаривать себя не есть: соблазн слишком велик, и
всегда можно оступиться. Правильный путь состоит в другом: в приобретении нового
понимания своих грехов, и правильного намерения противостоять им через
внимательное изучение Библии, Нового Завета, через и готовность выслушивать
советы близких нам людей: « если слова мои в Вас пребудут, то, чего ни
пожелаете, просите, и будет Вам ( Иоанна, 15:7). Корнем этих стремлений должно
быть простое человеческое стремление стать хоть немного лучше, «будьте святы,
потому, что Я свят» (1-е Петра, 1:16).
Итак, задача состоит в том, чтобы, распознав, свои грехи, «отложить прежний
образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, А
обновиться духом ума Вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в
праведности и святости истины» (Ефесянам., 4:22- 24).
Ибо, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей
повредит?» ( Матфея, 16: 26).
Но, даже, распознав в себе порок, каясь и осуждая его в себе, верующему надо
придерживаться правил борьбы со злом, данных нам в Новом завете, чтобы избежать
преждевременного поражения.
Ибо «не придет Царствие Божие приметным образом. И не скажут: «вот оно здесь,
или «вот, там». Ибо, вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17:21).
Поэтому, каждый смотрит «за собою, чтобы сердца Ваши не отягчались объедением
и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг Вас внезапно»
(Луки 21:34).
Начинать эту трудную работу необходимо с остуживания своих чувств к внешнему:
«не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей:»
(1-ое Иоанна, 2:15).
Вторым шагом является тщательное наблюдение за собой и своими пороками
«Наблюдай за собою, чтобы нам не потерять того, над, чем мы трудились, но чтобы
получить полную награду» (2-е Иоанна, 1:8).
«Разве вы не знаете, что вы храм Божий, а дух Божий живет в Вас?» (1-ое
Коринфянам, 3:16).
Осознание порока, должно взращиваться ненавистью к нему: «лучше для тебя,
чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И
если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Матфея,
5:29-30).
Следующим шагом будет наглядное и ясное создание внутри себя положительного
собственного образа и постоянное стремление и подражание ему: «смотрите на тех,
которые поступают по образу, какой имеете в нас». (Филиппийцам, 3:17).
Новый Завет предостерегает нас от большой роли словесных описаний нашего
внутреннего положительного создаваемого образа «не буквы, но духа: потому, что
буква убивает, а дух животворит» (2-ое Коринфянам, 3:6).
Это представление о себе новом, должно быть радостным (Филиппийцам, 4:4) ,
облекаемым в любовь, которая есть совокупность совершенства (Колоссянам, 3:14).
Важнейший следующий этап, это постоянные систематические усилии в этом
направлении. «Духа не угашайте» (1-ое Фессалоникийцам, 5:19) с молитвой и
радостью (1-ое Фессалоникийцам, 5:16-17).
Непременным условием искоренения порока является подражание Новому Образу с
радостью (Филиппийцам , 3:17) а, не воздыхая (Евреям, 13:17), с любовью (Иоанна,
14:24), и как долго верующий научится удерживать в себе совершенную радость
(Иоанна,15:11) так будет значителен его прогресс в собственной духовной сфере
самовоспитания.
Искоренение собственных дурных наклонностей только тогда эффективно, когда оно
проходит ряд полных этапов, даруемых нам Новым заветом. Это – новое понимание
наших пороков, через Библию и помощь близких. Это - предварительно правильное
намерение избавиться от них через покаяние и наблюдение за собой, а также
постепенное искоренение человека «старого». Следующий шаг осуществляется через
правильную речь (Ефесянам, 4:29) с избеганием пустых и неприличных слов, даже
напоминающих нам о пороке (Ефесянам 5:3) и сквернословием (Ефесянам 5:4).
Последующий шаг должен привести нас к правильному поступку, сначала единичному,
который, постоянно накапливаясь, и повторяясь, приведет нас к новому стилю
жизни. Неумение концентрировать усилия на правильном направлении ведет нас к
поражениям, а сохранение внутренних усилий «не угашения духа», ведет к
дальнейшему духовному росту. Чтение Библии всегда дает нам новую силу для
укрепления духа. Правильность наших усилий заключается в том, что мы
пренебрегаем внешним ради внутреннего, и может быть, теряя что-то снаружи,
приобретаем внутри. Сохранение правильного направления в мыслях нам также важно,
как опытный лоцман - для корабля, плывущего среди рифов, и наши духовные
наставники всегда помогут нам. Если мы выполняем эту значительную духовную
работу с радостью, с любовью, возлюбив в себе нового Божеского человека,
преисполняясь совершенной радостью (Иоанна, 15:11), мы с радостным удивлением
обнаруживаем, что порок больше не мучит нас, а жизнь без него – радостна и
светла. Но только постоянное памятование и наглядное представление о себе,
новом, обеспечивает нам успех в нашем продвижении к Богу и совершенству(1-ое
Петра, 5:8).
При этом пост и физический труд облегчают нам наш духовный прогресс (1-ое
Петра, 1:4).
Понятно, что все изменения в нас внутри могут осуществиться только чрез веру,
но не каждый внимательно вдумывается в понятие веры. «Вера есть осуществление
ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям, 11:1) так, что «из невидимо
происходит видимое» (Евреям,11:3) . Действительно, если следовать этим
откровениям Нового Завета и ясно представлять, как в нас самих появляются,
доселе не имеющиеся у нас положительные качества, под действием внутренней
духовой работы они обязательно придут, и мы почувствуем новую духовную прибыль.
Но это осуществляется только через «внимательное наблюдение каждым за собою,
чтобы не быть искушенным», с целью иметь похвалу только в себе» (Галатам, 6:
1-3).
Непрерывное памятование о себе, Новом, есть постоянное «бодрствование и
трезвление» в «броне веры и любви и в шлеме надежды спасения» (1-ое
Фессалоникийцам, 5: 6-8).
Новые данные психологии и медицины полостью подтверждают эти положения.
Действительно, люди, испытывающие тревогу, депрессию, разочарования, гнев -
имеют большую частоту онкологических и сердечных расстройств, их
продолжительность жизни ниже. Наоборот, светло и радостно, смотрящие в мир,
избавлены от этих негативных последствий. «Человек создан для счастья, как птица
для полета», - писал православный писатель Чехов. Управлять счастьем не так
трудно, как это может показаться вначале. Исследования Всемирной психологической
ассоциации показали, что уровень счастья тесно связан с таким простыми
поступками, как встреча с хорошими друзьями, занятия физкультурой, посещение
церкви, прослушивание классической музыки, проведение большего времени со своими
детьми и семьей, хороший сон, улыбка, осознанная возможность оказать помощь
другим, размышления о людях, к которым относишься с симпатией. Это то, к чему
призывает нас Библия: « да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет
совершенна» (Иоанна, 15:11).
|