MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Глава 13. Самовоспитание

Первый структурный элемент процесса самовоспитания, его исток – адекватная (соответствующая возможности личности) самооценка. Самооценка у людей складывается по-разному. Одни удовлетворяются поверхностной самооценкой, образующейся стихийно. Другие стремятся сознательно углубить ее: спрашивают мнение, и характер у ребят иногда у взрослых, аналитически его принимают; самокритичны к собственному поведению, личностным свойствам, отношениям; критически сопоставляют себя с другими – реальными людьми и художественными образами. В этом случае самооценка точнее. Кроме того, она более значима для личности: активизирует самопознание, служит возрастанию духовных, нравственных потребностей, усиливает нужду в новых способностях, свойствах характера, способах самореализации. Сформированная адекватная оценка личности, как и сам опыт ее формирования и постоянного уточнения, - это первый шаг вверх по лестнице саморазвития, самовоспитания личности, поэтому она и является структурным исходным элементом процесса самовоспитания.

Второй структурный элемент процесса - потребность в самовоспитании. Она возникает на основе адекватной самооценки. Самое главное значение самооценки для самовоспитания заключается в том, что она выводит личность на основании противоречия между уровнями развития ее качеств - тем, что имеется сейчас и критически оценивается, и тем, который желаем и представляется как идеальный. Это несоответствие переживается человеком как дискомфорт, побуждая ликвидировать его собственными усилиями, «подтягиванием » себя до нужного уровня развития.
Третьим структурным элементом процесса самовоспитания является развитие мотивации этой работы над собой. Вперед выдвигаются мотивы личностные: самовоспитанием надо заниматься, чтобы было, за что себя уважать, чтобы чем- то овладеть, чему-то научиться, добиться жизненных целей, стать любимым и др.

Еще один структурный элемент самовоспитания – применение методов самовоздействия. Все зависит от того, как ты станешь применять методы самовоспитания, то есть способы воздействия на себя с целью самосовершенствования. Участие личности в собственном развитии, ее самовоспитание включает в себя, по мнению психологов, три основных компонента, три слагаемых; осмысление себя в окружающем мире, способность к волевым действиям саморегуляции, потребность в развитии. Существуют три группы методов самовоздействия при самовоспитании: методы самопознания, методы самообладания, методы самостимулирования.

К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самооценивание. Самонаблюдением пользуемся мы довольно часто, даже не всегда это осознаем. Самоанализ тесно связан с самонаблюдением: видя себя в процессе действия – чтения, работы, игры, общения человек не просто констатирует свое состояние, поведение, а как то к этому относится: осуждает, любуется, стыдится, безразличен.

Самооценивание может быть объективным только в единстве с самонаблюдением и самоанализом.

Методы самопознания хотя и важны сами по себе, но еще не обеспечивают продвижение личности в ее саморазвитии. Они способны к этому только в единстве с методами самообладания. К их числу чаще всего относят самоубеждение, самокритику, самопринуждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение.

Самоубеждение применяется в тех случаях, когда человеку необходимо подкрепление его позиций.

Самоубеждение тесно связанно с самокритикой.

Поведение согласно принятым для себя правилам и нормам не может обойтись без некоторого самопринуждения.

Действенным методом самовоспитания является самоконтроль. При выполнении любого дела важно контролировать себя: не изменяешь ли своим принципам, правилам, не позволяешь ли себе расслабиться.

Очень важны в самовоспитании самоотчеты, это, значит, разбирать каждый прожитый день и оценивать своё поведение и следовать своим новым правилам.

Очень важна роль дневника в человеческой судьбе. Известно, что люди, оставившие заметный след в истории своей страны, человечества, как правило, вели дневники. Случайное совпадение? Скорее всего, нет. Ежедневный или хотя бы более или менее регулярный самоанализ легче осуществляется, когда человек описывает случившиеся с ним, невольно переживая и оценивая его заново, в спокойной, обстановке.
Существенным среди методов самообладания является самоприказ. Применяется он наиболее успешно в особых условиях.

Самовнушение также является серьезным методом самообладания. Техника самовнушения не сложна. Важна сама обстановка, в которой самовнушение происходит.

В работе над собой, как и вообще в становлении личности, быстрого результата не бывает. Поэтому и возникает потребность в таком методе, как самоодобрение.

Метод самопоощрения рождает удовлетворение от достигнутой победы, побуждает к новому движению вперед.

А вот самонаказание сложнее применять, так как здесь очень важна его соразмерность проступка, справедливость, что определить не просто.
Завершающий структурный элемент процесса самовоспитания – формирование новой адекватной самооценки.

И еще как важно научиться зажигать себе красный свет. То, что А.С.Макаренко называл «тормозить себя». «… Это очень трудное дело, - писал он,- особенно в детстве, оно не приходит от простой биологии, оно может быть только воспитанно. Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку. Человек без тормоза – это испорченная машина. Это торможение выражается в каждом физическом и психическом движении, в особенности оно проявляется в спорах и ссорах. Воспитать привычку уступить товарищу это очень трудное дело».

Трудовое самовоспитание - это, прежде всего самостоятельное осознание человеком роли труда в жизни общества и своем собственном развитии.
Здесь наше мнение совпадает с Л.Н.Куликовой в книге «Воспитать себя» - М.,: Просвещение. 1991г., -143 c.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1960
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru