MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

5.5. Заработная плата медицинского персонала

Крайне низкий уровень заработной платы в отрасли здравоохранения (особенно в первичном звене) привел к тому, что в течение последних лет приток в поликлиники молодых врачей и участковых медицинских сестер резко сократился. Кроме того, согласно нашим данным, до 20 % выпускников Дальневосточного государственного медицинского университета не собираются работать врачом после получения диплома. В большинстве поликлиник наблюдается прогрессивное снижение численности персонала.

Решение проблемы оттока кадров из первичного звена здравоохранения и укрепление этой структуры системы здравоохранения лежит в плоскости оперативного улучшения их социального (материального) положения с использованием прямых или косвенных методов (либо путем прямых доплат из специально созданного фонда, либо за счет создания условий, при которых врачи могли бы легально самостоятельно зарабатывать дополнительные средства). Одним из возможных инструментов воздействия на ситуацию может стать переход на подушевое финансирование оказания первичной медико-санитарной помощи.

Уровень заработной платы медицинского персонала в Дальневосточном федеральном округе намного ниже, чем в других отраслях экономики. Кроме того, средний уровень заработной платы в отрасли в разрезе субъектов федерации Дальневосточного федерального округа имел существенные различия. Минимальный и максимальный размер различался в 4 раза.

Средний уровень заработной платы в отрасли в разрезе субъектов федерации Дальневосточного федерального округа также имел существенные различия (табл. 5.6). Минимальный и максимальный размер различался в 4 раза.

В течение последних лет продолжался рост заработной платы медицинского персонала, хотя и разными темпами в отдельных регионах (от 1,8 до более чем в 3 раза).

Минимальным средний уровень заработной платы врача в 1998-2000 гг. был в Еврейской автономной области и в 2000 г. он составил 1899 руб., максимальным – в Чукотском автономном округе (в 2000 г. – 8451 руб.). В 2001 г. лидером по уровню заработной палаты врачей бы Корякский АО, наименьший ее размер – в Амурской области (2732 руб.).

Размер заработной платы среднего медицинского персонала в 2000 г. наименьшим был также в Еврейской автономной области (1074 руб.), наибольшим – в Чукотском автономном округе (3781 руб.). В 2001 г. наименьший размер заработной платы был в Амурской области (1619 руб.), наибольший – в Корякском АО.

Заработная плата младшего медицинского персонала в 2000 г. наименьшей была в Еврейской автономной области (638 руб.), наибольшей – в Чукотском автономном округе (1660 руб.).

Интересен тот факт, что в 2000 г. 2 географически расположенные рядом территории (Чукотский АО и Корякский АО) имеют более чем 3-х кратную разницу в уровне заработной платы у врачей, 2-х кратную – у медсестер, в 1,3 раза – у младшего медицинского персонала. Однако в 2001 г., согласно представленным Управлением здравоохранения администрации Корякского АО данным, наибольший размер заработной палаты у медицинского персонала был в Корякском АО, причем рост составил 4,7 раза.

Таблица 5.6. Средняя фактическая заработная плата медицинского персонала в Дальневосточном федеральном округе (на 1 работающего в отрасли здравоохранения, руб.)

Средняя фактическая заработная плата медицинского персонала в Дальневосточном федеральном округе (на 1 работающего в отрасли здравоохранения, руб.)

* - дана средняя заработная плата на одного работающего в отрасли

В заключение необходимо сказать следующее.

Одна из важнейших задач реформирования отрасли здравоохранения территорий - обеспечение многоканальности финансирования. Следует прогнозировать финансовые показатели, входящие в состав сводного финансового баланса в разрезе субъекта Российской Федерации - размер бюджетных ассигнований, внебюджетных фондов (в частности фонда обязательного медицинского страхования), а также средств из всех других источников, направляемых на финансирование здравоохранения.

Расчет этих показателей должен осуществляться на основе:

  • прогнозной численности населения;
  • темпов роста валового внутреннего продукта;
  • темпов роста потребительских цен;
  • прогнозируемого фонда оплаты труда;
  • аналитических материалов по исполнению бюджетов всех уровней;
  • нормативов подушевого финансирования социально значимых расходов;
  • отчислений в фонд обязательного медицинского страхования.

Рыночные реформы в России, переход к международной системе бухгалтерского учета привели к тому, что сегодня для участия в инвестиционной программе или для получения кредита негосударственным предприятиям (учреждениям, фирмам), а порой – и государственным, работающим в различных отраслях народного хозяйства, необходимо представить аудиторское заключение о состоянии внутренних финансов и состоянии бухгалтерского учета. Однако до настоящего времени за пределами сферы применения аудита как основы финансовой прозрачности и эффективности использования средств остается отрасль здравоохранения. В тоже время, доставшиеся нам в наследство структура и методы финансирования отрасли и использования ею средств, особенно на фоне сегодняшнего уровня дефицита финансирования программ государственных гарантий, остро ставят вопрос использования как зарубежного, так и отечественного опыта аудиторской работы. Расходование государственных средств должно происходить в условиях прозрачности всех финансовых потоков и, по нашему мнению, требует акцентировать внимание на этой проблеме как научных, так и практических работников. Особенности работы отрасли здравоохранения в рыночных отношения (в первую очередь – это «спрос, стимулируемый производителем») диктует необходимость разработки на основе общепринятых принципов аудита системы медицинского аудита, включающего не только финансовые, бухгалтерские, но и медицинские результаты работы как отрасли в целом, так и ее отдельных учреждений.

Для решения проблемы финансирования государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания населения можно использовать следующие способы (Шейман, 2000):

  • увеличение общественного финансирования здравоохранения;
  • реструктуризация системы медицинского обслуживания, обеспечивающая повышение эффективности использования совокупного ресурсного потенциала сложившейся сети ЛПУ;
  • сокращение государственных гарантий в части объемов медицинского обслуживания населения;
  • сокращение государственных гарантий в части перечня видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;
  • сужение круга лиц, на которые распространяются государственные гарантии;
  • легализация соучастия населения в финансировании медицинской помощи;
  • развитие форм сочетания добровольного и обязательного медицинского страхования.

Эти способы не являются альтернативными. Они могут сочетаться друг с другом в рамках разных стратегий достижения сбалансированности государственных гарантий с их финансированием.

Тем не менее, мы считаем, что планирование финансовых ресурсов для отрасли здравоохранения ДВФО должно базироваться, кроме общепринятых критериев, на уровне региональных тарифов на электроэнергию, услуги ЖКХ, транспортные тарифы и т.п. Т.е., необходимо выработать региональные критерии.

Система мониторинга реализации планов в целом должна включать в себя показатели оценки выполнения каждого из разделов плана, а также каждого отдельного мероприятия:

  • демографические показатели;
  • показатели состояния здоровья населения;
  • показатели, характеризующие факторы, влияющие на состояние здоровья населения;
  • показатели, характеризующие материальные и человеческие ресурсы системы здравоохранения;
  • показатели финансовых ресурсов;
  • показатели, характеризующие объемы оказанных услуг и уровень использования ресурсов;
  • интегральный показатель функционирования системы здравоохранения, отражающий уровень достижения поставленных целей.

В качестве такого показателя может выступать интегральный показатель, прелагаемый ВОЗ. Однако, учитывая, что в настоящее время расчет каждого параметра, входящего в интегральный показатель, в силу отсутствия всех необходимых данных представляет собой определенную сложность, предлагается использовать следующие показатели для измерения отдельных параметров:

Состояние здоровья населения и уровень равномерности распределения показателей состояния здоровья населения по отдельным группам – измерять показателем стандартизированного коэффициента смертности.

Уровень отзывчивости системы и распределение уровня отзывчивости системы для различных групп населения – измерять на основе изучения данных о средних сроках ожидания приема узкими специалистами, проведения диагностических исследований, плановой госпитализации, отклонение от санитарно-гигиенических норм содержания медицинского учреждения. Подобные показатели должны собираться для каждого муниципального образования.

Распределение финансовых взносов в систему здравоохранения – измерять с помощью показателей удельного веса расходов на медицинские услуги по группам населения с различными уровнями дохода и соотношения максимального и минимального уровня подушевого финансирования здравоохранения (из общественных источников) по муниципалитетам. В основу расчета этого показателя могут быть положены данные форм федерального государственного статистического наблюдения.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2370
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru