MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Заключение

Десятилетиями освоение Дальнего Востока России основывалось на опережающем развитии добывающих и промышленных отраслей в ущерб– социальным. В итоге к началу рыночных реформ уровень развития здравоохранения Дальнего Востока значительно отставал от среднероссийского.
Этому были определенные объяснения. Государственная политика заселения регион основывалась на миграции в основном молодых людей, которые не требовали очень больших объемов медицинской помощи и были готовы терпеть более низкий уровень социального обслуживания, т.к. это в определенной степени компенсировалось системой государственных дотаций и льгот (высокая заработная плата, 3-4-х кратно превышающая среднероссийскую, бесплатный проезд к месту отдыха в любую часть страны для работающего и членов его семьи и т.д.). Кроме того, по достижении пенсионного возраста, а то и значительно раньше, пожилые люди выезжали в центральные регионы России, снижая нагрузку на систему здравоохранения.

Однако сегодня идет обратный процесс. Из региона уезжают более молодые, здоровые люди, увозят с собой детей, родившихся в регионе (т.е. в определенной степени адаптированных к климато-географическим условиям проживания), а остаются пожилые с накопленным грузом болезней. За 10 лет Дальний Восток потерял 1/8 часть своего населения и процесс миграции за его пределы продолжается. По прогнозам демографов при сохранении сложившейся ситуации население российское Дальнего Востока через 15-20 лет может сократиться до 3-5 млн. человек, которым все труднее будет сохранять принадлежность России почти 40 % ее территории.

За время реформ прежде определяющая роль государства в развитии региона практически «сошла на нет» и Дальний Восток вынужден был выживать самостоятельно. Президентская программа «Дальний Восток и Забайкалье» на 1995-2005 и на период до 2010 гг. почти не финансировалась. В новой редакции программы, принятой в 2002 г., на социальную сферу запланировано только 0,7 % из общего объема финансовых средств. Иными словами, сохраняется сложившийся исторически подход в развитии региона.

С учетом того, что практически все территории Дальнего Востока относятся к депрессивным, необходимо их адресное социально-экономическое «оздоровление». Однако, независимо от того, будут или нет в ближайшем времени приняты федеральные законодательные основы оздоровления депрессивных территорий, данная проблема еще надолго останется для Дальневосточного федерального округа одной из самых актуальных.
Эти и другие макроэкономические проблемы Дальнего Востока, оказывающие влияние на здравоохранение, осложняются отраслевыми.

С одной стороны существующая в субъектах федерации округа система здравоохранения имела и продолжает сохранять существенные недостатки в виде ориентации на экстенсивное развитие, отсутствия действенной мотивации труда медицинских работников, сверхцентрализации управления отраслью, как на региональном, так и на муниципальном уровне. Кроме того, сохраняется догматичность организационных форм, чрезмерное ограничение самостоятельности руководителей учреждений здравоохранения, далекая от совершенства система финансирования, определенная изоляция от достижений отечественной и мировой науки и практики и ряд других.

С другой стороны в отрасли здравоохранения начали медленно, но верно формироваться дезинтеграционные процессы, сопровождающиеся игнорированием исполнения нормативных документов отраслевого министерства на уровне субъектов РФ. Аналогичные процессы происходят на уровне взаимоотношений между территориальными и муниципальными органами управления здравоохранением и ЛПУ.

Прежняя организационно - функциональная модель отрасли здравоохранения пришла в противоречие с рыночными реформами, а новая модель пока окончательно не сложилась, остается несовершенной и требует иных новых, нестандартных стратегических и тактических управленческих решений.
Качественно новые подходы к управлению отраслью здравоохранения ДВФО, основанные на системном анализе достоверной и своевременной информации о работе медицинских учреждений на муниципальном, межмуниципальном и территориальном уровнях, диагностика организационных проблем, ситуационное прогнозирование и формирование эффективной стратегии управления отраслью - невозможны без координации усилий всех органов региональных управления здравоохранением, практиков и научных работников, без создания межрегиональной координационной системы управления.

Представители Министерства здравоохранения РФ работают уже более 2-х лет. Однако, несмотря на это, по-прежнему отсутствуют четкие механизмы, регламентирующие их работу в системе управления здравоохранением России. Сегодня они выполняют преимущественно представительские функции и отчасти – информационно-аналитические.

В то же время, именно Представители Минздрава России в федеральных округах знают сложившиеся условия, не включены в систему государственной власти субъектов федерации и могут при наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения эффективно проводить политику центра в регионах, осуществлять координационное управление, объединяя усилия региональных систем здравоохранения.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2379
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru