Заключение
Десятилетиями освоение Дальнего Востока России основывалось на опережающем
развитии добывающих и промышленных отраслей в ущерб– социальным. В итоге к
началу рыночных реформ уровень развития здравоохранения Дальнего Востока
значительно отставал от среднероссийского.
Этому были определенные объяснения. Государственная политика заселения регион
основывалась на миграции в основном молодых людей, которые не требовали очень
больших объемов медицинской помощи и были готовы терпеть более низкий уровень
социального обслуживания, т.к. это в определенной степени компенсировалось
системой государственных дотаций и льгот (высокая заработная плата, 3-4-х кратно
превышающая среднероссийскую, бесплатный проезд к месту отдыха в любую часть
страны для работающего и членов его семьи и т.д.). Кроме того, по достижении
пенсионного возраста, а то и значительно раньше, пожилые люди выезжали в
центральные регионы России, снижая нагрузку на систему здравоохранения.
Однако сегодня идет обратный процесс. Из региона уезжают более молодые,
здоровые люди, увозят с собой детей, родившихся в регионе (т.е. в определенной
степени адаптированных к климато-географическим условиям проживания), а остаются
пожилые с накопленным грузом болезней. За 10 лет Дальний Восток потерял 1/8
часть своего населения и процесс миграции за его пределы продолжается. По
прогнозам демографов при сохранении сложившейся ситуации население российское
Дальнего Востока через 15-20 лет может сократиться до 3-5 млн. человек, которым
все труднее будет сохранять принадлежность России почти 40 % ее территории.
За время реформ прежде определяющая роль государства в развитии региона
практически «сошла на нет» и Дальний Восток вынужден был выживать
самостоятельно. Президентская программа «Дальний Восток и Забайкалье» на
1995-2005 и на период до 2010 гг. почти не финансировалась. В новой редакции
программы, принятой в 2002 г., на социальную сферу запланировано только 0,7 % из
общего объема финансовых средств. Иными словами, сохраняется сложившийся
исторически подход в развитии региона.
С учетом того, что практически все территории Дальнего Востока относятся к
депрессивным, необходимо их адресное социально-экономическое «оздоровление».
Однако, независимо от того, будут или нет в ближайшем времени приняты
федеральные законодательные основы оздоровления депрессивных территорий, данная
проблема еще надолго останется для Дальневосточного федерального округа одной из
самых актуальных.
Эти и другие макроэкономические проблемы Дальнего Востока, оказывающие влияние
на здравоохранение, осложняются отраслевыми.
С одной стороны существующая в субъектах федерации округа система
здравоохранения имела и продолжает сохранять существенные недостатки в виде
ориентации на экстенсивное развитие, отсутствия действенной мотивации труда
медицинских работников, сверхцентрализации управления отраслью, как на
региональном, так и на муниципальном уровне. Кроме того, сохраняется
догматичность организационных форм, чрезмерное ограничение самостоятельности
руководителей учреждений здравоохранения, далекая от совершенства система
финансирования, определенная изоляция от достижений отечественной и мировой
науки и практики и ряд других.
С другой стороны в отрасли здравоохранения начали медленно, но верно
формироваться дезинтеграционные процессы, сопровождающиеся игнорированием
исполнения нормативных документов отраслевого министерства на уровне субъектов
РФ. Аналогичные процессы происходят на уровне взаимоотношений между
территориальными и муниципальными органами управления здравоохранением и ЛПУ.
Прежняя организационно - функциональная модель отрасли здравоохранения пришла
в противоречие с рыночными реформами, а новая модель пока окончательно не
сложилась, остается несовершенной и требует иных новых, нестандартных
стратегических и тактических управленческих решений.
Качественно новые подходы к управлению отраслью здравоохранения ДВФО, основанные
на системном анализе достоверной и своевременной информации о работе медицинских
учреждений на муниципальном, межмуниципальном и территориальном уровнях,
диагностика организационных проблем, ситуационное прогнозирование и формирование
эффективной стратегии управления отраслью - невозможны без координации усилий
всех органов региональных управления здравоохранением, практиков и научных
работников, без создания межрегиональной координационной системы управления.
Представители Министерства здравоохранения РФ работают уже более 2-х лет.
Однако, несмотря на это, по-прежнему отсутствуют четкие механизмы,
регламентирующие их работу в системе управления здравоохранением России. Сегодня
они выполняют преимущественно представительские функции и отчасти –
информационно-аналитические.
В то же время, именно Представители Минздрава России в федеральных округах
знают сложившиеся условия, не включены в систему государственной власти
субъектов федерации и могут при наличии соответствующего нормативно-правового
обеспечения эффективно проводить политику центра в регионах, осуществлять
координационное управление, объединяя усилия региональных систем
здравоохранения.
|