MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ НАВЫКАМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРВЕНЦИИ В ПКЗ

Таблица №29. Обучение новым навыкам через интервенции в ПКЗ

Цель Внешняя структура Сеансы
Интервенция направлена на долговременное совладение с повседневными стрессами и изменение поведения в интересах здоровья. Для этого клиенты обучаются следующим навыкам:

Активно определяют и формулируют проблемы. Сюда относится сбор релевантной информации, всестороннее понимание проблемы и постановка реалистических целей

Выработка как можно большего количества альтернативных решений определенных проблем. Чтобы удостовериться, что найдено лучшее решение, должно рассмотреть как можно больше вариантов

В соответствии с пригодностью и согласованностью с собственной системой ценностей, принимается решение о выборе одного из рассмотренных вариантов. Это требует оценки последствий решения и осмысления собственных позиций

Реализация шаг за шагом выбранного решения, постоянная проверка собственных действий на предмет того, согласуются ли последствия принятого решения с собственными целями

Клиенты работают вместе с психологом по здоровью (GRP) в небольших группах по 8-12 человек. Групповые дискуссии проходят в форме познавательного диалога. В качестве непосредственных методик используются следующие: инструктаж, непосредственная помощь (prompts), примеры или демонстрация (моделирование) решения проблем, тренинг решения проблем в группе, домашние задания, использование обратной связи, отработка в группе способов позитивного подкрепления и реализации на практике попыток решения, а также, а также использование стратегий моделирования поведения (shaping). Все это вместе взятое позволяет реализовать «решение проблемы под руководством», при котором психотерапевт поэтапно руководит решением конкретных повседневных проблем своих клиентов. В качестве материалов первым делом выдаются вопросники, листы самонаблюдений, протоколы, а также письменные разработки (в форме руководств).

Сам тренинг включает восемь циклов, до трех сеансов в каждом. Общая продолжительность тренинга колеблется от 10 до 17 сеансов.

1. Введение: задается цель, способ действий и структура тренинга, предоставляется трансактная модель стресса и провозглашаются общие цели поддержания здоровья и стиля жизни.

2. Ориентация на проблему: психолог учит, как познать проблему с помощью своих чувств и неудавшихся попыток ее решения обсуждается модель позитивной и негативной ориентации на разрешение собственных проблем здоровья.

3. Контроль эмоций при решении проблем: обсуждается значение эмоций для поведения во время преодоления проблем, клиенты обучаются приемам самоинструктирования, которыми они могут руководствоваться при поиске решения, технике релаксации и возможности когнитивного переструктурирования

4. Определение и переформирование проблемы: клиенты обучаются собирать необходимую информацию, и избегать поспешных выводов на основе недостаточной информации. Должен возникнуть углубленный взгляд на проблему. Необходимо учитывать внутренние и внешние требования ситуации, а также возможные препятствия, которые могут возникнуть при решении проблемы. Необходимо избегать нереалистических постановок цели.

5. Формирование как можно большего числа альтернативных путей решения, с помощью процесс, аналогичного мозговому штурму.

6. Выбор одного из вариантов решения, лучшим: лучшим решением считается то, с помощью которого вернее всего можно достичь намеченной цели, максимизировать положительный и минимизировать отрицательный эффект.

7. Реализация решения в жизни: сюда относится реализация выбранного решения, контроль над собственным поведением, в процессе решения, а также оценка результатов решения и самоподкрепления. Инструктирование и планирование этих шагов осуществляется в группе, однако реализация производится каждым клиентом самостоятельно.

8. Поддержание и генерализация поведения, наблюдаемого в ходе решения проблемы: полученные навыки и умения в решении проблем должны использоваться и при решении будущих проблем ; для этого шаги удачного решения проблемы подкрепляются и клиенту указывают на будущие проблемы, которые можно решить с помощью тех же средств. Формируются позитивные стратегии, предназначенные для решения будущих проблем.

При этом клиент определяет проблему, ориентируясь на поведение. Он должен так сформировать отдельные стороны проблемы, чтобы можно было отличать релевантную информацию от нерелевантной. Кроме того необходимо ясно обозначить дальнейшие цели и конфликты. Этого пытаются достичь за счет того, что клиент вместе с психотерапевтом переопределяет вставшую перед ним проблему. Для разработки проблемы формулируется как можно больше альтернативных решений. Под руководством психотерапевта клиент обдумывает последовательность действий, неприемлемые альтернативы решения последовательно исключаются, приемлемые решения развиваются дальше и детально планируются. Далее, решение реализуется на практике, и анализируются последствия своих действий. Здесь также необходима помощь терапевта, направляющая поддержка и поощрительное отношение. Каждый этап продвижения дополняется новым информационным этапом.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2669
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru