MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1. 2. Научно обоснованная аутопсихотерапия

Научно-обоснованная аутопсихотерапия - область современной психотерапии, в состав которой входят средства самокоррекции поведения, эмоционального состояния и мышления. Она отличается от альтернативной аутопсихотерапии по следующим критериям:

- эффективность ее доказана целевыми клиническими наблюдениями и специальными исследованиями;

- механизм их целебного воздействия имеет научно-теоретическую основу;

- рекомендации по целесообразности их применения с учетом медицинских показаний исходят от врачей или клинических психологов, имеющих психотерапевтическую подготовку;

- доминирующее место в ее арсенале занимают средства аутопсихотерапии, предложенные ведущими направлениями научной гетеропсихотерапии.

Научно обоснованная аутопсихотерапия возникла позже основной, главной ветви психотерапии – гетеропсихотерапии, фундамент которой заложили в ХVIII веке А. Месмер и Д. Брейд, впервые попытавшиеся теоретически объяснить суть гипнотерапии (основной же вклад в создание научной психотерапии сделал З. Фрейд).

Зарождение научной аутопсихотерапии связано с именем Куэ, разработавшего и теоретически обосновавшего в начале ХХ века с помощью Бодуэна метод “сознательного активного самовнушения”, в основу которого было положено представление о том, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения (см. 6.1).

Несмотря на теоретическую слабость исходных позиций Куэ и Бодуэна и недостаточность ряда положений, метод активного самовнушения сыграл огромную роль в развитии научной аутопсихотерапии. В.Е. Рожнов, как и многие другие психотерапевты, изучающие историю развития научной психотерапии, пришли к общему выводу, что метод Куэ “следует признать поворотным моментом в разделении психотерапевтических методик гетерогенных, когда лечебное воздействие исходит от врача, и аутогенных, при которых источником психических влияний лечебного воздействия становится больной” (Руководство по психотерапии, 1985 г - С. 21).

Существенный вклад Куэ внес в распространение идеи о необходимости активного участия больного в лечебном процессе. Вместе с тем следует признать в контексте рассмотрения истории зарождения научно обоснованной аутопсихотерапии и следующие факты. Еще в начале ХХ века М. Бехтерев, выдающийся русский психиатр и психотерапевт, разработал метод мотивированного самовнушения, предназначавшийся для поддержания результатов лечения больных алкоголизмом, прошедших курс психотерапии. Больным давалось “домашнее задание” - повторять или писать несколько раз в течение дня мотивированные словесные формулы самовнушения, рекомендованные психотерапевтом.

Есть основание предполагать, что разработке метода активного самовнушения способствовало ознакомление Куэ с учением Канта о роли воображения в преодолении болезней (1790 г.) и религиозно-психотерапевтическим методом, предложенным Мэри Беккер-Эдди и получившим широкое распространение во второй половине ХIХ века в Северной Америке. Стефан Цвейг, знаменитый писатель и историк, в своей книге “Врачевание и Психика” высказывает обоснованное мнение о том, что “Мери Беккер по существу предвосхитила учение Куэ о самовнушении”. В настоящее время метод активного самовнушения по Куэ применяется весьма редко, в основном используются рекомендованные им словесные формулы в составе аутосуггестивных методов и приемов.

В последние десятилетия значительно расширился арсенал аутопсихотерапии. Практически всеми современными школами психотерапии разработаны средства аутопсихотерапии, преимущественно применяемые для поддержания результатов гетеропсихотерапии. При этом особенно большой вклад в ее формирование внесли бихевиоральное, гуманистическое, когнитивное и психофизиологическое направления.

Немаловажная роль в становлении современной аутопсихотерапии принадлежит и сторонникам психоаналитического направления и, прежде всего, его основателю З. Фрейду, впервые включившему в состав научной психотерапии средства народной психотерапии – приемы аутопсихотерапии, рекомендуемые для отреагирования психотравмирующих переживаний, эмоциональной разрядки (см 4.3.6).

1.2.1. Бихевиоральное направление аутопсихотерапии (от английского behavior – поведение). Это направление включает в себя приемы и упражнения аутопсихотерапии, повышающие самоконтроль за поведением и способствующие самопреодолению его неадекватных проявлений, которые могут быть применены как с профилактической целью – для предупреждения необоснованных конфликтов, повышения антистрессовых возможностей, уверенности в себе, так и с целью закрепления результатов поведенческой терапии при фобиях, патологическом влечении к наркотикам, других форм неадекватного поведения.

Теоретические основы поведенческой психотерапии разработаны американскими психологами в начале ХХ века. Основоположником бихевиорального направления психологии является Уотсон, опубликовавший в 1913 г. статью “Психология с точки зрения бихевиориста”, в которой утверждал, что поведение человека определяется средой и укладывается в схему S-R: каждой ситуации (или стимулу – S) соответствует определенное поведение (или реакция – R).

В 30-х годах формула поведения Уотсона была видоизменена Толменом, который, основываясь на экспериментальных исследованиях, включил в нее “промежуточную переменную”. Ее суть заключается в том, что на формирование поведения оказывает влияние способность индивида трансформировать стимул, зависящая от наследственности, приобретенного опыта, физиологического состояния и активности.

Почти одновременно с разработкой законов поведения изучались и принципы научения – процесса приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для формирования адаптивного поведения. Э. Торндайк сформулировал основные положения теории научения методом проб и ошибок. Ведущее место в ней занимает закон эффекта. Согласно этому закону процесс научения осуществляется путем отбора из всех поведенческих действий тех, которые приводят к желательному результату.

Огромный вклад в развитие бихевиоральной теории поведения внес выдающийся психолог-психотерапевт Б. Скиннер. Он разработал принцип формирования оперантного поведения, исходя из результатов экспериментальных исследований, доказавших зависимость поведения от последствий, к которым оно может привести. Заслуга Скиннера и в создании теоретических основ метода программированного обучения, получившего широкое распространение в цивилизованных странах.

В 70-х годах А. Бандура и его сотрудники предложили новую теорию научения – когнитивно-социальную, согласно которой научение осуществляется посредством наблюдений и имитации модели, выбранной в качестве ориентира для подражания с целью модификации поведения.

Практический аспект. Начало разработок методов поведенческой психотерапии, включающих в себя приемы и упражнения, применяемые с аутопсихотерапевтической целью, связано с именами Д. Вольпе и Э. Сэлтера. В 50-е годы, опираясь на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, Вольпе создал метод “систематической десенсибилизации”, применяемый при чрезмерной тревожности, а Сэлтер – упражнения по формированию уверенности у лиц, испытывающих чувство неполноценности, неверия в свои возможности.

Большой вклад в разработку аутопсихотерапевтических средств поведенческой психотерапии внесли школы, созданные основоположниками бихевиорального направления Б. Скиннером и А. Бандурой. На основе их концепции в 50-70-х годах был предложен ряд психотерапевтических приемов и упражнений, ориентированных на формирование адаптивного поведения (путем поощрения за достижение положительных результатов в преодолении неадекватных поведенческих реакций и моделирования адаптивного поведения с помощью имитационных и ролевых приемов). Впоследствии были предложены поведенческие приемы антистрессовой направленности, разработанные группой психологов-психотерапевтов, создателей концепции о копинг-механизмах, участвующих в процессе преодоления отрицательных последствий дистресса (Р. Лазарус, В. Мейнхенбаум, Ф. Канфер и др.). В арсенал средств поведенческой аутопсихотерапии вошли и приемы, предложенные в 70-е годы основателями нейролингвистического программирования Р. Бендлером и Д. Гринднером.

1.2.2. Гуманистическое направление аутопсихотерапии. В состав средств аутопсихотерапии входят преимущественно приемы, способствующие самореализации личностного потенциала, удовлетворению духовных потребностей (творческих, познавательных, эстетических) и повышению уровня самоуважения и собственного достоинства.

Гуманистическое направление, как самостоятельная ветвь психологии и психотерапии, сформировалось в 60-е годы ХХ века и получило свое название вследствие того, что в его основе лежит оптимистический взгляд на природу человека, его огромные потенциальные возможности реализовать свои способности, самостоятельно решить жизненные проблемы. Согласно гуманистической теории, каждый человек уникален, способен предопределять свое становление и развитие, ответственен за свои действия и решения, зависящие от самого человека, а не от окружающей среды.

Особенно большое влияние на формирование гуманистической психотерапии оказали А. Маслоу, создавший иерархическую модель мотиваций и К. Роджерс, разработавший теорию самореализации личности, положенную в основу “недирективной психотерапии”. Существенный вклад в дальнейшее развитие гуманистической психотерапии внесли В. Франкл, предложивший метод логотерапии, основной задачей которой является формирование гармонически развитой личности.

Немаловажное значение в разработке практических основ гуманистически-ориентированной аутопсихотерапии имеют труды большой группы психотерапевтов, в том числе из бывшего Советского Союза, по арттерапии, библиотерапии, терапии творческим самовыражением, музыкотерапии и эстетотерапии (А.Е. Алексейчик, М.Е. Бурно, В.Ю. Завьялов, Е.А. Поклитар, А.В. Свешников и др.)

1.2.3. Когнитивное направление аутопсихотерапии (когнитивный – от английского глагола “знать”). Отличительная особенность его в том, что используемые в нем приемы и методы аутопсихотерапии формируют умение логически оценивать стрессогенную ситуацию с проявлением адекватно-оптимистического отношения к своим возможностям успешно ее преодолеть, разрешить.

Основу когнитивного направления составляют три метода – рациональная психотерапия, когнитивно-эмоциональная психотерапия (по Беку) и рационально-эмотивная (по Эллису).

Рациональная психотерапия. Принципы ее применения как самостоятельного метода психотерапии разработал П. Дюбуа в начале ХХ века.При ее создании он исходил из представления о том, что причиной невроза являются алогичные, ошибочные суждения больного о проблемах, вызывающих у него психотравмирующие переживания Вследствие чего, по его убеждению, лечение больных неврозом , должно заключаться,прежде всего, в коррекции их мышления - в обучении их умению логически мыслить. Дюбуа считал,что “психотерапия должна представлять собой перевоспитание и что следует прибегать к тем же приемам, что и при воспитании, т.е. нужно развивать и укреплять ум больного, научить его правильно смотреть на себя и окружающий мир.” (цит.из книги А.М. Свядоща»Неврозы»,1982,с.201).

Теоретической основой и практической базой для разработки
Дюбуа рациональной психотерапии служило учение о логике — рациональных суждениях и умозаключениях, а также методика проведения логически обоснованного диалога. Основные положения логики - законы мышления, требования к логическому, правильному мышлению и логическим операциям, участвующим в процессе мышления — были впервые сформулированы философами античного мира (Аристотелем, Платоном, Сократом и другими). Дальнейшее развитие учение о логике получило в трудах Декарта, Спинозы, Канта и многих других выдающихся философов.

Второй источник рациональной психотерапии - методика диалога, предложенная древнегреческим философом Сократом. Ее суть в том, чтобы подвести собеседника к необходимости самому признать ошибочность своих суждений, алогичность умозаключений и согласиться с обоснованной критической оценкой его взглядов и воззрений. Методика Сократа выдержала многовековое испытание временем, и в настоящий период ее рекомендуют применять в психотерапевтической практике. “

Заслуга П. Дюбуа не только в том, что он воскресил “сократовский диалог”, доказав эффективность его психотерапевтического воздействия, но и усовершенствовал его, исходя из лечебно-профилактических задач рациональной психотерапии.

В последующем для повышения эффективности рациональной психотерапии был предложен ряд дополнительных методических приемов, в частности: “дидактики” (А. Кронфельд, И.С. Консторум), “обучения законам логики” (Д.В. Панков),путем применения “эмоционально-стрессового воздействия” (В.Е. Рожнов) и “мобилизующей критики и самокритики” (Я.Н. Воробейчик), исходя из представления,что коррекция ошибочных взглядов пациентов успешнее достигается,если аргументированная дискуссия врача с больным имеее критико-мобилизующую направленность (при аутопсихотерапии- в процессе проведения самодиалога).

Ряд приемов рациональной психотерапии был адаптирован психотерапевтами с целью их применения для психагогического воздействия и антистрессового воспитания (см. 7.1.1.).

Когнитивная психотерапия включает два основных метода, принципы применения которых были определены крупнейшими американскими психотерапевтами - А. Беком и А. Эллисом в 60-х годах XX века.

Общим для этих методов является то, что в отличие от рациональной психотерапии, они базируются не только на законах логики и технике проведения “сократовского диалога”, но и на принципах когнитивной психологии, сформированных еще в 30-40-х годах прошлого века Пиаже, Толменом и Брунером. Как отдельное направление когнитивная психология окончательно утвердилась в 60-е годы, когда Нейсер опубликовал свой труд “Когнитивная психология”.

Основные положения когнитивной психологии, изучающей способы оптимизации мыслительных процессов и переработки информации:

*человек - активное, а не пассивное создание природы, находящееся под контролем внешней среды (в отличие от бихевиоризма);

*характер реакций на возникшую ситуацию, в первую очередь, зависит от ее интерпретации, следовательно, психотравмирующие переживания при стрессе зависят, прежде всего, от отношения к его источнику;

*самопознание ошибок мышления, порождающих необоснованные психотравмирующие переживания, является необходимым условием для преодоления депрессивных и других эмоциональных расстройств.

Метод эмоционально-когнитивной аутопсихотерапии имеет несколько вариантов, разработанных учениками и последователями А. Бека, изучавшего свыше 30 лет ошибки мышления больных и пути их коррекции. Наиболее широкое распространение и признание получил аутопсихотерапевтический метод когнитивной психотерапии, предложенный А. Бернсом. Его книга “Новая терапия настроения” (“Хорошее самочувствие”), описывающая метод эмоциональной саморегуляции, издана многомиллионным тиражом и является настольным пособием, прежде всего, для лиц, страдающих депрессией. В 1999 году вышло ее новое издание с предисловием, написанным А. Беком. Основоположник когнитивной психотерапии характеризует ее как: “Чрезвычайно полезное руководство для людей, страдающих депрессией”.

Рационально-эмоциональная терапия разработана А. Эллисом, предложившим не только гетеропсихотерапевтический, но и аутопсихотерапевтический вариант. Основная причина, побудившая его создать и описать в популярной форме – “огромная потребность людей в книге, основанной не на утопических концепциях, а на позициях научно-исследовательского мышления и реальных взглядов на жизнь”.

К группе аутопсихотерапевтических средств, применяемых для формирования оптимистической направленности мышления, примыкают и “логико-установочные” приемы, предназначенность которых – корректировать необоснованную установку к психотравмирующим факторам и способствовать формированию уверенности и готовности к их преодолению.

Причины возникновения неправильных установок, вызывающих неадекватные проявления поведения и эмоциональные нарушения, объясняют когнитивные теории мотивации, предложенные психологами и нейрофизиологами в 70-е годы (Боллес, Деси, Ньютен, П.В. Симонов).

Наиболее обоснованные представления (с точки зрения аутопсихотерапии) о процессе формирования “патогенных установок”, способствующих развитию невроза и других психоневротических расстройств, содержатся в информационной теории, разработанной нейрофизиологом П.В.Симоновым. Согласно его концепции, основанной на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, одной из основных причин возникновения невроза и эмоционального стресса является отсутствие необходимой информации для правильной, обоснованной оценки травмирующей проблемы и поиска путей ее решения.

Усугубляют развитие негативных последствий “информационного дефицита” (термин П.В. Симонова) низкие уровни:

- потребностей в достижении цели, стимулирующих процесс мобилизации воли, психофизиологических резервов организма;

- поисковой активности в нахождении выхода из создавшейся фрустрирующей, тупиковой ситуации;

- мотивации к возможностям найти оптимальный вариант рационального решения сложной психотравмирующей проблемы.

1.2.4. Психофизиологическое направление. Отличительная особенность – основу его составляют средства аутопсихотерапии, оптимизирующие эмоциональное состояние путем активизации психофизиологических механизмов.

Приемы, упражнения и методы аутопсихотерапии, ориентированные на самоулучшение эмоционального состояния, применяются значительно чаще, чем когнитивно-рациональные, гуманистически-ориентированные и бихевиоральные, поведенческие. Это, прежде всего, определяется тем, что их психотерапевтическое воздействие осуществляется через большее количество механизмов саморегуляции деятельности центральной нервной системы – мышечно-эмоциональный, легочно-эмоциональный, сенсорно-эмоциональный, межэмоциональный, психоэнергорегули-рующий и психоэмоциональный. Важное значение имеет и сравнительно более простая техника овладения ими, чем средствами аутопсихотерапии, применяемыми для оптимизации когнитивной и поведенческой сфер личности. Теоретическая база разработана большой группой ученых, изучающих механизмы саморегуляции психоэмоциональной сферы.

Нейрофизиологическими исследованиями доказана возможность улучшения эмоционального состояния путем целенаправленного изменения тонуса мышц (И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.С. Беритов; И. Тасаки, У. Джейкобсон и другие), процесса дыхания (Б.Ф. Вериго, А.А. Крауклис, И.С. Бреслав, А.И. Ротбак, В.В. Козлов; Д. Холден, Я. Пристли, Р. Фрид, Б. Уэст), межэмоциональных отношений (И.И. Павлов, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия, Н.Т. Костюк, Н.П. Бехтерева; Ч. Шеррингтон, К. Прибрам и другие) и психоэмоциональных связей (П.К. Анохин, П.И. Зинченко, Г.И. Косицкий, М.Л. Линецкий, А.Р. Лурия, В.С. Файбышевский, Д.Н. Узнадзе, В. Вундт, Ф. Лазарус, Д. Олдс, В. Пенфельд и другие).

Важная роль в формировании теоретической основы психофизиологического направления аутопсихотерапии принадлежит также У. Джеймсу и Г. Ланге, выдвинувшим независимо друг от друга психофизиологическую теорию эмоций в конце XIX века. Согласно их взглядам, эмоциональное состояние зависит от степени напряженности мышц, особенно мимических, и мышечного слоя кровеносных сосудов. По Джеймсу “мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся”.

Практическая база психофизиологического направления стала создаваться еще в древние времена, прежде всего в странах Востока, где в IV веке до нашей эры применялась система Хатха-йога, имеющая психофизиологическую основу.

Многие психотерапевтические приемы саморегуляции эмоциональной сферы, достигаемой путем активизации сенсорного, межэмоционального и психоэнергетического механизмов, заимствованы из народной психотерапии. Включены народно-психотерапевтические приемы в арсенал современной аутопсихотерапии, так как в их целебном воздействии суггестивный фактор имеет второстепенное значение.

Психофизиологическое направление аутопсихотерапии (как научно-обоснованное) сформировалось в 30-е годы. Теоретические и практические ее аспекты разработали основоположники аутопсихотерапии – И. Шульц и Г. Джекобсон, создатели психофизиологических методов саморегуляции деятельности центральной нервной системы, применяемых и в настоящее время (см. 6.1).

История возникновения второй ветви аутопсихотерапии – педагоготерапевтической – рассматривается в главе 7, посвященной ее трем направлениям: психагогическому, психопедагогическому и медиаторному.

В контексте рассмотрения истории развития АП определенный интерес представляет книга, изданная в 2003 г. “50 Self–Help Classics”, автор Tom Butler-Bowdon. В ней содержится краткая характеристика классических работ по психотерапевтической самопомощи пятидесяти авторов,многие из которых являются основоположниками современной психотерапии (Ассаджиоли, Берн, Маслоу, Эллис, Фромм и др.).


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2783
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru