MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

3.1. ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ АУТОПСИХОТЕРАПИИ

Овладение средствами аутопсихотерапии, применяемыми для профилактики психогенных расстройств и дистрессовых состояний, необходимо всем людям, взрослым и детям, здоровым и больным. И это понятно, так как никто не гарантирован от того, что ему не предстоит перенести тяжелые психотравмирующие ситуации. Ведь человек не может жить под стеклянным колпаком, ограждающим его от вредоносных последствий стресса. Поэтому практически каждый индивидуум нуждается в улучшении нервно-психического здоровья и повышении антистрессовых резервов организма.

Но особенно велика потребность в овладении средствами профилактической аутопсихотерапии у лиц, входящих в группу повышенного риска,-предрасположенных к развитию психогенных нарушений из-за психотравмирующих условий жизни и труда, низкой стрессоустойчивости и вредных привычек, отрицательно влияющих на деятельность центральной нервной системы.

К основным факторам, способствующим развитию психогенных болезней, функциональных нарушений деятельности организма и снижению трудоспособности относятся:

1. Психологический дистресс - деструктивный стресс (вредоносный, патогенный), развивающийся вследствие чрезмерных переживаний, источником которых являются значимые для человека психотравмирующие проблемы - события, ситуации, конфликты.

При развитии дистресса происходят не только физиолого-биохимические изменения, нарушающие гомеостаз (подробно описаны в гл. 2), но и возникают функциональные, обратимые нарушения деятельности центральной нервной системы. Клиническими проявлениями их являются жалобы на ухудшение эмоционального состояния, функции внутренних органов и поведенческих реакций.

Признаки, свидетельствующие о стрессовом состоянии, могут быть кратковременными или длительными, умеренно выраженными или интенсивными, единичными или комплексными, возникать в периоды ожидания психотравмирующего события, его развития или завершения.

При стрессе чаще всего наблюдаются следующие симптомы:

а) эмоциональные - ухудшение настроения, тревожность, раздражительность, нарушение сна, внимания и памяти, снижение уровня активности и умственной работоспособности;

б) психосоматические - нарушение функций сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательного аппарата и других внутренних органов;

в) поведенческие - склонность к межличностным конфликтам, агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость, потеря чувства юмора, а нередко - злоупотребление алкоголем и курением, резкое изменение аппетита (повышение или ухудшение).

Стресс порождают психотравмирующие переживания, возникающие в период ожидания стрессовых событий, их развития и после их окончания.

Для самодиагностики стресса разработаны тесты, дающие ориентировочное представление о его тяжести. Одной из распространенных методик оценки уровня развития стрессового состояния является тестирование, предложенное американскими психологами Холмсом и Рэйем (на основе 5000 обследованных).

Психотравмирующие события, в соответствии со степенью их отрицательного влияния на психоэмоциональное состояние, оцениваются по шкале от 0 до 100 баллов в ранжированном порядке.

События, пережитые в течение последних 12 месяцев:

Смерть партнера (мужа, жены) ........................................................100

Развод...................................................................................................73

Разлад в супружеской жизни (разрыв)...............................................65

Тюремное заключение.........................................................................63

Смерть близкого члена семьи.............................................................63

Серьезная травма или заболевание....................................................53

Брак........................................................................................................50

Потеря работы.....................................................................................47

Примирение и другие перемены в семейной жизни.........................45

Выход на пенсию..................................................................................45

Изменение в состоянии члена семьи..................................................44

Беременность......................................................................................40

Сексуальные проблемы.......................................................................39

Появление нового члена семьи..........................................................39

Перемена места работы.......................................................................39

Смерть близкого друга........................................................................37

Изменение в финансовом состоянии..................................................37

Перевод на другую работу..................................................................36

Серьезные разногласия с партнером..................................................35

Крупный долг.......................................................................................31

Приближение срока уплаты долга....................................................30

Перемена в ответственности по месту работы..................................29

Уход сына или дочери из родного дома.............................................29

Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью)..........................29

Исключительный личный поступок или достижение......................27

Поступление в школу или ее окончание............................................26

Перемена в условиях жизни................................................................25

Смена привычек..................................................................................24

Проблемы и конфликты с начальством.............................................23

Изменение рабочего времени и условий работы..............................20

Смена жилья........................................................................................20

Перемена школы..................................................................................20

Смена отдыха.......................................................................................19

Перемена в общественной деятельности...........................................18

Мелкий долг........................................................................................ 17

Перемены, связанные со сном и режимом дня...................................16

Перемены в семье.................................................................................15

Перемены в привычном образе питания...........................................15

Отпуск...................................................................................................13

Праздник.............................................................................................12

Проступок (штраф за проезд без билета и т.п.) ................................11

Общий показатель степени тяжести суммируется.

По мнению разработчиков теста, человек, набравший более 300 баллов в течение одного года, оказывается перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и т.д.). Тесту, который предложили Холмс и Рэй, присущ серьезный недостаток, как и другим, ориентированным на оценку стрессового состояния по уровню стрессовых нагрузок.

Вывод тяжести стресса лишь на основе воздействия стресс-факторов противоречит клиническим и житейским наблюдениям и, также, основополагающему положению концепции стресса о зависимости его развития от способности человека противодействовать вредоносному влиянию психологических стрессоров (см. 2.2.)

В связи с этим закономерно стремление многих авторов, изучающих проблему диагностики уровня тяжести стресса, разрабатывать тесты, определяющие степень стрессоустойчивости. В Америке, как и в ряде других стран, весьма популярен тест, созданный С. Коухеном при участии Г. Виллиансона. Его основные преимущества: удачно подобраны вопросы по содержанию и доступности ответа на них, оценка результатов проводится по пятибалльной системе и имеется нормативная таблица “среднего уровня подверженности стрессу разных возрастных групп.”

Для самодиагностики уровня стрессоустойчивости требуется дать ответы на вопросы теста о “самоощущениях, которые относятся к последнему месяцу”.

I. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

Никогда – 0. Почти никогда – 1. Иногда – 2. Довольно часто – 3. Очень часто - 4.

II. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда – 0. Почти никогда – 1. Иногда – 2. Довольно часто – 3. Очень часто - 4.

III. Как часто вы чувствуете себя “нервозным”, подавленным?

Никогда – 0. Почти никогда – 1. Иногда – 2. Довольно часто – 3. Очень часто - 4.

IV. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

Никогда - 4. Почти никогда-3. Иногда-2. Довольно часто-1. Очень часто - 0.

V. Насколько часто вам кажется, что все идет так, как вы хотите?

Никогда - 4. Почти никогда-3. Иногда-2. Довольно часто-1. Очень часто - 0.

VI. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда-3. Иногда-2. Довольно часто-1. Очень часто - 0.

VII. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда -1. Иногда -2. Довольно часто -3. Очень часто - 4.

VIII. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда -3.Иногда-2. Довольно часто -1. Очень часто - 0.

IX. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1.Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Х. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Самооценка уровня стрессоустойчивости проводится путем суммирования результатов тестирования и сравнения их с данными, которые имеются в шкале, содержащей нормативные показания “средней” (удовлетворительной) СУ разных возрастных групп:

14,2 (от 18 до 29 лет);

13,0 (от 30 до 44 лет);

12,6 (от 45 до 54 лет).

Описанный тест, несмотря на явные преимущества по сравнению с другими тестами по определению СУ, к сожалению, не позволяет корректировать “общий показатель тяжести стресса”, если стрессоустойчивость высокая, очень высокая или, наоборот, низкая и очень низкая. В связи с чем мы попытались (в исследованиях принимал участие А.Н. Берг) выявить средние возрастные показатели стрессоустойчивости и при других оценочных вариантах пятибалльной системы:

Оценка

Стрессоустойчивости

Возраст

от 18 до 29

от 30 до 44

от 45 до 54

от 55 до 64

Отлично

0,5

2,0

1,8

1,3

Хорошо

6,8

6,0

5,7

5,2

Удовлетворительно

(по Коухену)

14,2

13,0

12,6

11,9

Плохо

24,2

23,3

22,6

21,9

Очень плохо

34,2

33,0

32,3

31,8

При оценке результатов исследования с учетом возрастных показателей СУ следует учитывать, что указанные данные являются предварительными - не могут рассматриваться как статистически достоверные из-за малого количества проведенных исследований.

Тем не менее, мы сочли возможным включить их в описание техники определения тяжести стресса вследствие того, что ориентация на них позволяет приблизительно оценить ее не только тогда, когда уровень СУ удовлетворительный, средний (по Коухену), но и в других случаях. Одним из вариантов корректирования данных о тяжести стресса с учетом уровня стрессоустойчивости может быть способ, используемый при количественной оценке различия между показателями, определяемыми по пятибалльной системе: оценивается различие отлично – хорошо - удовлетворительно - плохо - очень плохо в 20 %.

Для лучшего представления о технике расчетов приведем следующий пример. У двоих обследованных оказался высокий уровень риска подверженности к развитию стрессообусловленных болезней - 280 баллов. При этом у А. был низкий (плохой) уровень стрессоустойчивости, а у Б. - высокий (хороший). В соответствии с описанной выше техникой расчетов, проводимых для коррекции показателя тяжести стресса с учетом данных о стрессоустойчивости: у А. фактический уровень тяжести стрессового состояния был оценен в количестве 335 баллов, а у Б.- 225 баллов.

Следует отметить, что нередко, особенно при проведении научных исследований, возникает необходимость в информации, характеризующей разный уровень тяжести стресса (по степени риска возникновения стрессогенных болезней). Возможно, по нашему мнению, ориентируясь на результаты исследований Холмса и Рейха (300 баллов- очень высокий уровень риска), а также Хартли и других авторов (150 баллов - низкий уровень риска) градуировать тяжесть стресса следующим образом:

300 баллов - очень высокий риск развития стрессовых болезней;

250 баллов - высокий риск;

200 баллов - повышенный риск;

150 баллов - низкий уровень риска.

2. Черты характера, предрасполагающие к возникновению психогенных болезней.

Характер представляет собой совокупность устойчивых черт личности человека, определяющих его поведение - отношение к окружающим, к себе, к труду и к своему здоровью.

Основу характера составляет темперамент, но решающую роль в его формировании играют не врожденные, а приобретенные (под влиянием среды, воспитания и самовоспитания) психологические свойства личности.

Свойства характера развиваются и воспитываются на протяжении всей жизни человека. При совершенно одинаковых обстоятельствах, например при наступлении инвалидности вследствие тяжелого заболевания, у разных людей наблюдаются разнонаправленные изменения характера. Одни, озлобляясь, замыкаются, опускаются на более низкий моральный уровень, другие - наоборот, становятся отзывчивее, мягче, у них повышается уровень активности и расширяется диапазон интересов. Это различие зависит от того, какой выход находит человек, оказавшийся в сложной ситуации и от сфор-мировавшейся у него жизненной установки на будущее, зависящей в немалой степени от родных, близких, воспитателей и педагогов.

Ярким примером, подтверждающим возможность изменения черт характера благодаря самовоспитанию, является биография А.П. Чехова. Своей жене, известной актрисе О.Л. Книппер-Чеховой, он писал: “Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...”

Нередко улучшение эмоциональных черт характера оказывает облагораживающее влияние на внешность, облик.

Интересен психологический анализ личности А.П. Чехова по двум фотографиям, снятым с временным промежутком в 10 лет, проделанный скульптором С.Т. Коненковым.

Он писал: “Я поразился тому, как непохож Чехов-студент на Чехова-врача и начинающего писателя, и насколько лицо молодого Чехова грубее возвышенно-прекрасного облика Антона Павловича в период творческой зрелости”. И далее: “За десять лет грубоватое бурсацкое лицо Антоши Чехова превратилось в нечто настолько прекрасное, что любой взыскательный художник долго будет раздумывать, прежде чем решится в живописном или скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшем и добрейшем человеке”.

В специальной литературе описано свыше 300 черт характера. Особенно большая заслуга в изучении особенностей характеров, их описании и классификации принадлежит Э. Кречмеру, К. Юнгу, К. Леонгарду; П. Б. Ганнушкину, М.Е.Бурно, А.Е.Личко..

Современная наука о характере (характерология) считает, что нет абсолютно плохих или идеальных характеров. Каждый из характеров имеет свои преимущества в плане реализации профессиональных, социальных, творческих и других интересов, если избранный путь для их осуществления соответствует реальным возможностям человека, обусловленных его индивидуальными особенностями. К примеру, среди людей с повышенной тревожностью, выраженными чертами дефензивного характера, много выдающихся личностей - Ч. Дарвин, А. Чехов, П. Чайковский, Б. Пастернак, Г. Маркес... Мнение знаменитых клиницистов С. Боткина, М. Мудрова, Н. Петрова, С. Юдина, Ф. Яновского и других – не может быть хорошим врачом самонадеянный человек, относящийся с пренебрежением к взгляду других и лишенный черт тревожности - подтверждают социально-психологические исследования, проведенные во многих странах мира.

Однако «чрезмерно выраженная дефензивность нередко является благодатной почвой для произрастания психогенных расстройств” (М.Е. Бурно).

У человека есть лишь некоторые черты характера, требующие самокоррекции для предотвращения их отрицательного влияния на межличностные отношения и состояние здоровья. Исходя из задач превентивной психотерапии (психогигиены и психопрофилактики), к ним относятся черты характера, предрасполагающие к возникновению психогенных болезней функционального происхождения. Они нередко наблюдаются у больных неврозом и, как правило, у лиц, страдающих психопатией - аномалией характера, сформировавшейся не только в результате дефектов воспитания, но и неполноценности нервной системы. Следует отметить, что у психопатизированных личностей резко снижена способность регулировать свое поведение и правильно оценивать свои поступки (“критическим взглядом со стороны”) и отрицательные черты характера, что нарушает их социальную адаптацию - обуславливает их склонность к неадекватным реакциям, конфликтам, ссорам.

Диагностика психопатии нередко представляет определенную сложность, прежде всего из-за отсутствия четких границ между психопатией и акцентуацией характера, являющейся крайней нормой психически здоровых людей.

Для самодиагностики особенностей характера применяются разнообразные тесты, дающие ориентировочное представление о индивидуальной особенности суъекта.

При оценке результатов тестирования необходимо учитывать следующее положение.

Неблагоприятные черты характера приводят к развитию психогенно-обусловленных заболеваний в основном у тех, кто неправильно или нерационально использует положительные особенности своего характера. Так, агрессивному типу людей свойственен повышенный уровень биоэнергии, стимулирующий активность человека. Индивиды, использующие свое энергетическое преимущество для достижения профессиональных, творческих или спортивных успехов (вызывающих чувство удовлетворенности, радости), одновременно добиваются и снижения риска возникновения психогенных болезней. И, наоборот, агрессивные люди, использующие свой повышенный энергетический потенциал для подавления и унижения достоинства окружающих, неизбежно приходят к конфликтным ситуациям, повышают и свой шанс стать жертвой многих болезней.

Дефензивные личности, осознающие, что они нисколько не хуже других, не страдают “комплексом неполноценности”, порождающим психотравмирующие переживания, способствующие возникновению невроза и других психогенных болезней.

К основным чертам характера, предрасполагающим к психогенным болезням, относятся:

1 Высокотревожные черты характера:

а) тревожно-депрессивные. Для их поведения характерны повышенная тревожность, обусловленная установкой на неблагоприятное развитие событий, легкая ранимость и значительное падение жизненного тонуса при возникновении психотравмирующих ситуаций и проблем. В основе их поведения, чаще всего, лежит заниженный уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям и высокие, нередко чрезмерные моральные требования к себе и окружающим. В связи с этим, с одной стороны, им присуще чувство повышенной ответственности, долга, соблюдения дисциплины, благодаря чему их высоко ценят на работе. С другой стороны, тревожно-депрессивным личностям свойственно драматизировать события, переоценивать их значимость и последствия. Снижению их стрессоустойчивости также способствуют и склонность к пессимистичному взгляду на окружающий мир, болезненному восприятию критики, чрезмерной обидчивости, необоснованным переживаниям.

б) тревожно-застенчивые. Доминирующая черта характера - испытывание больших трудностей в общении, особенно с ранее незнакомыми людьми, вследствие боязни возникновения неприятной для них ситуации, вызывающей чувство смущения и вегетативные расстройства (покраснение лица, потение ладоней и другие дискомфортные явления). Предрасполагают к неадекватной реакции при межличностных контактах и их повышенная озабоченность, беспокойство по поводу отношения к ним окружающих, возможность осуждения их поведения.

Чрезмерная стеснительность и стыдливость способствуют развитию замкнутого образа жизни, формированию чувства одиночества, что усложняет реализацию проблем, связанных с личной жизнью и трудоустройством. В слабо выраженной форме застенчивость свойственна большинству практически здоровых людей, испытавших в определенный период жизни робость, стеснительность.

Застенчивость у детей, особенно до 5-7 лет, встречается весьма часто. Еще в первой половине ХХ века, многие родители относили себя к счастливым, если ребенок, образно говоря, был виден, но не слышен.

Специально проведенные педагого-психологические исследования показали, что застенчивость может сохраняться на всю жизнь и влиять на формирование личностных особенностей.

В системе коррекции тревожно-застенчивых черт характера ведущее место занимают педагого-психотерапевтические средства, ориентированные на повышение уровня коммуникабельности, самоуважения и самореализации возможностей ребенка (см. 7.1.).

в) тревожно-ипохондрические. Отличительная особенность - необоснованно повышенное внимание к своему здоровью и чрезмерная озабоченность по поводу его даже самых незначительных нарушений. Такие личности склонны приписывать себе различные заболевания или преувеличивать тяжесть симптомов существующего у них недуга, не представляющего угрозы для жизни и трудоспособности. Поскольку они убеждены, что страдают серьезным недугом, то часто посещают врачей с целью подтверждения наличия у них заболевания, а нередко требуют “особого лечения”.

Согласно данным специальных исследований, “в настоящее время не вызывает сомнений, что не менее 30 % (а по мнению большинства авторов, не менее 50 %) больных обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники, составляют, по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в коррекции эмоционального состояния. Значительную роль в их клинической картине играют невротические черты” (Тополянский В.Д., Струковская М.В., Психосоматические расстройства.- М.: Медицина, 1986.- С. 6 ).

2) Агрессивно-конфликтные черты характера. Особенностью лиц с выражены-ми агрессивными чертами является их активно-наступательный стиль поведения, предрасполагающий к конфликтным ситуациям. Способствует формированию агрессив-но-конфликтного поведения эгоцентризм, переоценка своих личностных качеств, при низком уровне способностей управлять своими эмоциями. Их поведение напоминает скорпиона, который ужалив других, жалит и себя.

Питательной средой взрывчатых личностей является тенденция к вспыльчивости по незначительному поводу, придирчивость и нетерпимость к критическим замечаниям. Нередко в основе проявления агрессивности лежит прием психологической защиты “перенос”, применяемый для компенсации своих недостатков - доказать свое превосходство путем унижения достоинства человека, который служит невыгодным ориентиром для сравнения.

У детей агрессивность может проявляться в разных формах в зависимости от возраста и особенностей нервной системы. Чаще всего она носит временный характер, является естественной, но может быть одним из симптомов невроза. Родителям следует помнить, что за выраженной агрессивностью зачастую скрывается отчаяние ребенка, ищущего понимания и любви. Повышенная настороженность родителей необходима в тех случаях, когда ребенок радуется, издеваясь над детьми-малолетками или получает удовольствие от проявления жестокости к домашним животным.

3) Перфекционно-негативные черты характера. Главной линией поведения людей, проявляющих перфекционизм, является стремление достичь больших жизненных успехов, престижного положения в обществе благодаря чрезмерно интенсивной трудовой деятельности.

Среди перфекционистов большой удельный вес составляют лица, входящие в группу повышенного риска. К ним, прежде всего, относится крайний тип трудоголиков, для которых работа является главным, подчас единственным источником радости. Они предпочитают труд отдыху, во время отпуска тоскуют по работе. Если они осознают, что продвижение по службе или их зарплата не соответствуют затраченным усилиям, они переживают сильнейший стресс, чаще всего с депрессивными проявлениями. Эта группа “трудоголиков” постоянно испытывают состояние тревоги и умственного напряжения, способствующие возникновению невротических и психосоматических расстройств (болезней).

Перфекционно-негативные черты характера наблюдаются и у подавляющего большинства людей типа “А”, склонных всегда спешить и заниматься одновременно многими делами. Выделение их в отдельную группу обусловлено тем, что они предрасположены к сердечным заболеваниям психогенного происхождения (стенокардия, инфаркт, гипертоническая болезнь и др.).

По данным работ американских ученых Фридмана и Роземана, посвященных поведению людей типа А, основная причина возникновения у них сердечных болезней - склонность к переоценке реальных возможностей, психофизиологических резервов и уровня стрессоустойчивости, что приводит к пренебрежительному отношению к правилам соблюдения рационального режима труда и к рекомендациям по аутопсихотерапии.

3. Низкий уровень удовлетворенности условиями жизни (труда, быта, отдыха, межличностных отношений). Эмоционально-негативные переживания, обусловленные неудовлетворенностью жизнью в течение продолжительного времени, являются весьма частым источником возникновения хронического стресса и его отрицательных последствий.

Причины, приводящие к состоянию неудовлетворенности, могут быть как объективными, обусловленными неблагоприятными социально-экономическими усло-виями жизни, так и субъективными - из-за неадекватной самооценки в связи с высоким уровнем притязаний или пессимистической установкой к проблемам жизни.

В основе неудовлетворенности жизнью лежит невозможность или трудность в реализации значимых для индивида потребностей, побуждающих его к активности. Диапазон потребностей человека в значительной степени предопределяется его социальным положением, уровнем культуры, воспитанием и самовоспитанием.

Различают материальные потребности (в средствах существования - пище, одежде, жилище и др.) и нематериальные - духовные, психические, зависящие от их целевого назначения.

Наиболее приемлемо разделение потребностей, исходя из задач аутопсихотерапии, на 3 группы - эмоциональные, социальные (поведенческие) и когнитивные. Их разграничение носит условный характер вследствие тесной связи между тремя сферами личности:

- социально-духовные потребности - это потребности занимать престижное место в обществе, пользоваться признанием окружающих и их уважением. Особенно важное значение имеет для человека как социального существа удовлетворение потребностей в общении и взаимодействии с другими людьми:

- эмоционально-духовные потребности весьма разнообразны, так как круг духовно-эмоциональных интересов у людей весьма широк. К ним, прежде всего, относятся потребности быть любимым и любящим, получать радость от общения с природой, иметь возможность проявлять свою индивидуальность, выражать свои эмоции и чувства, не оставаться наедине со своими переживаниями, т.е.- испытывать душевно-комфортное состояние;

- когнитивно-духовные потребности - потребности человека в познании своего внутреннего мира и смысла существования, в освоении новых знаний и повышении уровня культуры, кругозора. Высшей формой проявления когнитивных потребностей является стремление человека к самоактуализации - раскрытию своих творческих возможностей путем реализации творческого потенциала и таланта, природных задатков и приобретенных способностей, знаний.

4. Работа, вызывающая чрезмерную напряженность психоэмоциональной сферы.

Контингент людей, испытывающих психоэмоциональные перегрузки, обусловлен-ные особенностями трудовой деятельности, в последние десятилетия значительно расширился. Это связано с резким увеличением информации, которую необходимо переработать в условиях растущего дефицита времени, повышением уровня ответственности за результаты труда, возросшим темпом работы и усложнением межличностных отношений.

В группу лиц, выполняющих умственно-напряженную работу, входят программисты, бизнесмены, руководители организаций и предприятий, авиадиспетчеры, летчики, водители городского транспорта, медицинский персонал, работающий в экстремальных условиях и представители ряда других профессий.

Повышают риск развития психогенных болезней и нервно-психических расстройств стрессогенные условия труда: напряженные производственные отношения, высокий уровень шума, плохая организация работы, неудовлетворенность содержанием труда.

Негативно влияет на нервную систему и нерациональное использование регламентированных перерывов, предназначенных для снятия эмоциональной перенап-ряженности и нейтрализации дистресса. У студентов наблюдаются перегрузки деятельности, как правило, в тех случаях, когда нарушаются психогигиенические условия самообучения.

5. Низкий уровень активности - способности к мобилизации психофизио-логических резервов для достижения цели.

Средства аутопсихотерапии, в основном, применяются при трех видах снижения активности:

* саногенной - по преодолению болезни, предупреждению ее развития или возникновения рецидивов;

*поисковой - для нахождения путей разрешения психотравмирующей проблемы и преодоления тупиковой (фрустрационной) ситуации;

*трудовой - для повышения умственной работоспособности, при разрешении трудноразрешимых задач, связанных с творческим или учебным процессом.

6. Вредные привычки. Усугубляют влияние на деятельность нервной системы - курение, злоупотребление алкоголем, склонность к перееданию, увлечение азартными играми и другие вредные привычки, широко и всесторонне рассмотренные в обширной литературе, посвященной здоровому образу жизни и педагогической психотерапии (см. 7).


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2788
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru