MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.2. Показания к применению лечебно-поддерживающей самопсихотерапии

Средства психотерапевтической самопомощи, входящие в группу «лечебно-поддерживающих», применяются для повышения эффективности лечения, проводимого специалистом (врачом или клиническим психологом).

Применяются они в процессе лечения и после его завершения для закрепления результатов психотерапии при заболеваниях, где показана психотерапия как вид лечения.

К ним относятся неврозы, психосоматические болезни и расстройства, неврозоподобные заболевания, психогенные сексуальные нарушения и болезненные пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам, посттравматические стрессовые расстройства.

Общеизвестно положение, что»хорошо информированный пациент - лучший помощник врача». Высокая оценка осведомленности больного, прежде всего, определяется тем, что обоснованное представление пациента о клинических проявлениях болезни способствует своевременному обращению за медицинской помощью. А вовремя назначенная терапия - одно из важнейших условий успешного лечения.

Специально проведенные исследования показали, что отрицательные моменты в познании клиники болезни (преимущественно у лиц с повышенной внушаемостью) значительно уступают положительным, способствующим своевременному обращению за медицинской помощью.

Особенно важное значение имеет уровень информированности больного для успешной психотерапии. Помимо общих факторов, способствующих повышению эффективности лечения, благодаря научно обоснованному представлению больного о своем заболевании, имеются и дополнительные предпосылки для достижения положительных результатов при психотерапии. Так, при когнитивной психотерапии необходимым условием для эффективного лечения является самопознание больным, страдающим депрессией, ошибок логического мышления, формирующих у него пессимистический настрой. Успешность овладения аутогенной тренировкой и самогипнозом в значительной степени зависит от научно обоснованного представления о путях включения мышечно-эмоционального и легочно-эмоционального механизмов в процессе саморегуляции деятельности центральной нервной системы.

При проведении комплексной психотерапии больных, нуждающихся также в применении медикаментов (в частности, при неврозоподобных нарушениях, обусловленных болезнями органического происхождения), достигается повышение их эффективности в результате образного представления о целебном воздействии лекарства.

Знание клиники болезни, особенно ее начальных симптомов, представляет практический интерес и для «домашних психотерапевтов» - медиаторов, участвующих в процессе лечения родного, близкого человека.

Профессор Абабков В.А., обладающий огромным опытом по лечению больных невротическими нарушениями убежден, что «Имея необходимую информацию о признаках невроза, человек может самостоятельно поставить себе предварительный диагноз и затем целенаправленно обратиться к специалисту...» (Неврозы,2002,с22).

Не менее важное значение имеет самопознание клинических проявлений и при других психогенных заболеваниях, а также - особенностей«факторов риска», предрасполагающих к их развитию (глава2.1.)

Краткая характеристика болезней, имеющих показания для самопсихотерапии.

1. Неврозы. До настоящего времени отсутствует общепринятый взгляд на понятие «невроз», механизмы его развития и классификацию клинических проявлений, несмотря на то, что учению о неврозе уже более 150 лет. Подавляющее большинство практических врачей бывшего Советского Союза и многих европейских стран, ориентирующихся на классификацию ВОЗ и учебные пособия по психиатрии, придерживается взгляда, что неврозы - это группа психогенных болезней, характеризующаяся функциональными (обратимыми) расстройствами нервно-психической деятельности, развившимися в результате воздействия психотравмирующих факторов, негативное влияние которых в этот период человек не способен разрешить, преодолеть. Иными словами, в более популярном изложении – неврозы ::

* функциональные заболевания - при их развитии, в отличие от органических болезней, не возникают анатомические изменения нервной системы, обусловленные ее повреждением;

* психогенного происхождения – причиной их разития являются психологические факторы: внутриличностный конфликт, чрезмерный стресс и психотравмы, приводящие к невротическим расстройствам при условии низкой сопротивляемости к воздействию психотравмирующих факторов или их особой значимости для больного;

* с обратимыми расстройствами центральной нервной системы - восстановление душевного равновесия и нормализация выраженных психоэмоциональных нарушений происходит, как правило, после лечения, проводимого врачом или клиническим психологом;

* с характерными клиническими проявлениями – повышенной тревожностью и ряда других невротических расстройств, приводящих к ухудшению адаптации к условиям жизни и возможности к адекватным реакциям на стресс-факторы (описаны ниже, при характеристике форм невроза).

У детей неврозы возникают преимущественно в 6-7 лет, когда ребенок начинает проявлять осознанное отношение к себе и окружающим. Ведущим психотравмирующим фактором являются конфликтные семейные ситуации, вызывающие у ребенка эмоциональные переживания, с которыми он не может справиться. Способствуют возникновению невроза дефекты воспитания, снижающие сопротивляемость организма психотравмам (чрезмерная опека, запугивание, унижение достоинства, подавление желаний к самовыражению), и недооценка принципов педагогической психотерапии.

Невроз имеет широкое распространение. Так, по данным ВОЗ, опубликованным в 1980 году, за предшествующие 65 лет заболеваемость неврозом возросла в 24 раза.

Неврозу свойственны многочисленные клинические проявления, не имеющие единой классификации и общепринятых терминов.

Врачи и медицинские (клинические) психологи, работающие в европейских странах, при установлении диагноза невроза ориентируются на классификацию, предложенную Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), а США и Канады - придерживаются терминологии неврозов, отличающейся от европейской.

Для предупреждения возможных отрицательных последствий из-за различной интерпретации названий одной и той же болезни нами приводятся термины, имеющиеся и в американской классификации (указаны в скобках).

При этом следует учитывать, что в США, Канаде, Англии и в ряде других стран семейные врачи при выявлении у пациента невротических расстройств не уточняют их разновидность, а ограничиваются постановкой диагноза «тревожное состояние» (anxiety disorder)- вследствие того,что общим проявлением неврозов является повышенная тревожность.

Основные формы неврозов следующие:

1.1. Невроз страха (панические расстройства). Ведущий симптом - появление немотивированного страха, не зависящего от какой-либо ситуации или каких-либо представлений. Чаще всего возникает безотчетный страх внезапно, и интенсивность его колеблется между легким чувством тревоги и паническими приступами. В соответствии с широким диапазоном оттенков страха (опасения, боязнь, испуг, ужас, паника) наблюдаются его разные варианты.

Страх вначале может быть спровоцирован сильным испугом конкретного содержания, а в дальнейшем повторяться в виде приступов боязни, испуга без определенной причины. Продолжительность неврозов страха чаще всего от 1 до 6 месяцев, но иногда болезнь принимает затяжное течение и может длиться годами.

Клинические проявления панической атаки весьма разнообразны - учащенное сердцебиение и прерывистое дыхание с чувством нехватки воздуха, зачастую вызывающие страх смерти, боязнь утраты контроля над собой и т.п. Приступы паники обычно длятся минуты, реже - часы. Среди тех, кто страдает неврозом страха, преобладают лица с тревожно - мнительным характером.

У детей причины страха в значительной степени зависят от возраста. Страхи до 3-х лет обычно свойственны всем детям, в определенной степени они желательны, поскольку ничего не боящийся ребенок может совершить опасный поступок.

В возрасте 4-6 лет страхи, как проявление невроза, чаще всего являются стрессогенной реакцией, возникающей в ответ на «воспитательное запугивание», применяемое родителями для коррекции поведения ребенка, или в результате семейных ссор, драк.

У детей 6-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными. Стрессогенные страхи, в отличие от страхов невроза, возникают эпизодически и не мешают в повседневной жизни. При проявлении страха в виде «панических расстройств» обязательно требуется консультация специалиста для своевременного лечения.

1.2. Невроз навязчивости (обсессивно - компульсивные расстройства). Основной симптом - возникновение непроизвольного навязчивого состояния, нелепость которого больной сознает, понимает его абсурдность, критически к нему относится, борется с ним, но преодолеть не может.

Чаще всего встречаются навязчивые страхи - фобии, которые в отличие от страхов при «неврозе страха», не связаны с определенной ситуацией и не возникают при ее отсутствии.

Фобии весьма разнообразны - наблюдаются навязчивые страхи покраснения (эрейтрофобия), открытого пространства (агорафобия), закрытого помещения (клаустрофобия), высоты (акрофобия), загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), заболевания раком (канцерофобия), психическими болезнями (лисофобия), болезнями сердца (кардиофобия)и др.

Обсессии - навязчивые мысли, выражающиеся в виде сомнений, опасений. У больного обычно возникает мучительная неуверенность в своих действиях, его преследуют мысли о том, правильно ли он принял решение в возникшей ситуации. Навязчивые сомнения иногда могут заставлять больного часами проверять правильность выполненного действия.

Навязчивые действия чаще всего встречаются не в изолированном виде, а сочетаются с фобиями и обсессиями, но иногда они могут иметь и самостоятельное значение. Например, наблюдаются навязчивые стремления пересчитать без всякой необходимости проезжающие автомобили, прохожих на улице, окна, попадающие в поле зрения и т.д. К этим расстройствам относятся навязчивые действия, совершаемые против желания. Больной постоянно проверяет, хорошо ли сидит головной убор, для чего производит движение рукой, как бы отбрасывая мешающие волосы.

К компульсивным расстройствам относятся и навязчивые ритуалы, выполнение которых вызывает чувство облегчения (например, передвижение только по определенным маршрутам, езда в транспорте только в головном вагоне и т.д.).

У детей чаще всего встречается невроз навязчивых движений, обычно в возрасте 3-7 лет, и выражается в тиках - многократно повторяемых двигательных актах (учащенное мигание, наморщивание лба, облизывание или кусание губ, подпрыгивание, движение головой и т.д.). С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновению проявлений невроза навязчивости.

1.3. Истерический невроз (конверсионное расстройство). Характерная особенность для этого вида невроза - крайнее разнообразие клинических проявлений, выраженная эмоциональная неустойчивость с легкой полярностью настроения: по незначительному поводу быстро меняется настроение от плохого до чрезмерно радостного.

Истерические явления, как правило, возникают в ответ на жизненные трудности, нередко они являются бессознательной попыткой разрешить их путем «ухода в болезнь». Возможны самые разнообразные нарушения (судороги, припадки, задержка мочи, запоры, слепота, немота и др.), напоминающие клиническую картину различных болезней, что послужило основанием называть истерию «великой симулянткой», «хамелеоном, постоянно меняющим окраску».

Истерические симптомы нередко для больного являются желательными, дающими определенные выгоды - уход из тяжелой для него ситуации или возникшего конфликта. При неблагоприятных для больного обстоятельствах проявление болезни увеличивается. В поведении истериков обращает на себя внимание демонстративность, стремление привлечь к себе внимание, повышенная эмотивность и склонность к конфликтам.

У детей, особенно младшего возраста, преобладают проявления истерии в виде припадков. Ребенок с громким криком, плачем падает на пол, беспорядочно бьется руками, ногами, головой об пол, выгибается дугой. Приступ заканчивается спустя 15-30 секунд с глубоким вздохом, после чего нередко возобновляется плач. Истерические приступы чаще всего возникают в связи с обидой, при недовольстве из-за отказа выполнить его требования или угрозе наказания. Обычно они возникают у детей, которых неправильно воспитывают по типу «кумир в семье».

Сравнительно редко в детском возрасте встречаются истерические параличи, мутизм (временное отсутствие речи), амавроз (слепота), локальные нарушения чувствительности (по типу чулка, пояса и т.д.).

1.4. Депрессивный невроз (невротическая депрессия). Основные симптомы: сниженное, угнетенное настроение, ухудшение интереса к жизненным проблемам, низкая активность и немотированная усталость. Больным с депрессивными проявлениями невроза свойственны жалобы - «Скука на душе», «Нет тяги к делу», «Одолевают мрачные мысли».

Нередко депрессивное состояние сочетается с функциональными нарушениями деятельности внутренних органов, расстройством сна, раздражительностью, резким изменением аппетита и снижением уровня самооценки своих возможностей и способностей. В мышлении человека, подверженного депрессии, преобладают негативные оценки всего, что с ним происходит.

Депрессия является одним их наиболее распространенных недугов, согласно данным ВОЗ ею страдает свыше 120 млн. людей в мире. Помимо стресса и невроза, причиной возникновения депрессии могут быть и психические заболевания, при лечении которых основную роль играет медикаментозная терапия (маниакально-депрессивный психоз, реактивное состояние, церебральный атеросклероз и др.). Хроническая депрессия нередко развивается и как следствие тяжелых соматических заболеваний с пессимистическим прогнозом. Следует отметить, что зачастую установить границу между психотическими и непсихотическими расстройствами при депрессии чрезвычайно трудно. В связи этим многие видные психиатры (Ю.Алекандровский, В.Вид, И.Гурович,В.Краснов,Н.Незнанов,,А.Смулевич,А..Тиганов,В..Семке,Г.Ротштейн,В.Ястребов;Н.Марута,А.Напреенко,О.Сыропятов;.Р.Евстигнеев,Е.Стругаревская,А.Кирпичнеко и др.) в своих публикациях, адресованных массовому читателю, подчеркивают, что нередко выявление истинной причины депрессии является весьма сложной проблемой, которую может решить лишь психиатр.

Своевременному обращению за медицинской помощью лиц, находящихся в депрессивном состоянии, способствует использование специальных тестов по самодиагностике тяжести стресса и определению степени потребности в консультации врача. Одним из широко применяемых тестов является способ самодиагностики, предложенный франко-американской группой специалистов.

1. Ответьте «да» или «нет» на два следующих вопроса:

- В течение прошлого месяца был ли у вас двухнедельный период (или более), когда вы чувствовали себя в подавленном настроении почти каждый день?

- В течение прошлого месяца потеряли ли вы большую часть интересов, любимые привычки?

2. Вы ответили двумя «нет» на оба вопроса? Нет проблем, дальше не стоит читать тест. Вы ответили «да» на один из вопросов? Ответьте «да» или «нет» на один из семи нижеприведенных вопросов:

- У вас заметно изменился аппетит? Вы непроизвольно потолстели или похудели на 5 кг?

- Чувствовали ли вы себя каждый день взволнованными, нетерпеливыми, была ли постоянная необходимость двигаться, были ли вы не в состоянии спокойно сидеть?

- Чувствовали ли вы себя все время усталыми, лишенными энергии?

- Чувствовали ли вы себя бездарными, виноватыми?

- Вам трудно было сосредоточится или собраться с мыслями?

- У Вас возникали мысли, что лучше было бы, если бы вы умерли, думали ли вы сделать себе больно?

В том случае, если вы ответили утвердительно хотя бы на три вышеприведенных вопроса, вам необходимо проконсультироваться с врачом.

У детей невротическая депрессия чаще всего возникает из-за неблагополучной семейной ситуации, связанной с разводом родителей, длительной разлукой с ними, болезнью или смертью близкого человека и др. Развитию депрессии способствует также воспитание ребенка по типу «Золушки» и врожденные особенности нервной системы, свойственные людям с меланхолическим темпераментом.

В период полового созревания преобладают среди психотравмирующих факторов у подростков представления о своей непривлекательности, низком уровне способностей или наличии физического дефекта, плохие отношения со сверстниками. Эквивалентами депрессивного состояния, особенно часто у подростков, могут быть агрессивность, озлобленность, немотивированное антисоциальное поведение, конфликты в школе и семье, суицидальные тенденции. В связи с тем, что у детей значительно чаще, чем у взрослых бывают атипичные проявления депрессии, своевременная консультация специалиста имеет особенно важное значение.

Вместе с тем, угнетенное настроение в течение непродолжительного времени необходимо оценивать (как у детей, так и взрослых) на основе физиологического «закона маятника» - после сильного радостного возбуждения, ведущего к большой затрате энергии, временно возникает падение жизненного тонуса, ухудшение настроения.

1.5.Неврастенический невроз(неврастения,астенический невроз) доподлинно «нервная слабость» характеризуется тем, что на первый план при этом заболевании выступают признаки ослабления нервной деятельности.

В американской классификации нет диагноза заболеваний, которые можно было бы отнести к «неврастении». Это определяется тем, что причиной ее возникновения являются не конфликты или стрессовые ситуации, а переутомление в результате умственного перенапряжения. В европейской классификации неврастения рассматривается как «астенический синдром ».

В клинической картине преобладают жалобы на повышенную утомляемость, ухудшение памяти и внимания, низкую работоспособность, частые головные боли, эмоциональную неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость и др.

Следует признать неправомерность мнения, что повышенная умственная нагрузка обязательно приводит к отрицательным последствиям, к истощению нервной системы. Неврастения развивается преимущественно в случаях несоблюдения психогигиенических условий труда и отдыха.

У детей неврастения в выраженной форме встречается в школьном возрасте, чаще всего в подростковом (10-15 лет). Основные проявления неврастении - утомляемость, которая усиливается к концу дня или недели, вялость, пассивность, сочетаемая с повышенной раздражительностью, несдержанностью.

Для детей младшего школьного возраста характерны выраженная эмоциональная неустойчивость, двигательное беспокойство со склонностью к суетливости. Нередко у детей, страдающих неврастенией, имеются расстройства сна, сновидения с ночными страхами.

Помимо описанных форм неврозов, согласно современным международным классификациям болезней, в их группу входят энурез, анорексия и ряд других заболеваний психогенного характера.

2. Неврозоподобные состояния - нервно-психические расстройства, клинические проявления которых внешне напоминают невроз, а в действительности являются симптомами органических заболеваний. Главным отличием неврозоподобных состояний от невроза является отсутствие связи их возникновения с конкретными психотравмирующими ситуациями, конфликтами и стрессами.

В рамках неврозоподобных расстройств наблюдаются практически все симптомы, возникающие при неврозе. Необходимо помнить, что применение средств аутопсихотерапии при неврозоподобных симптомах возможно лишь с разрешения лечащего врача, так как устранение их может затруднить диагностику тяжести течения болезни и обоснованное назначение медикаментов. Особенно важно соблюдать это условие лицам, страдающим органическими болезнями центральной нервной системы.

У детей чаще всего встречается «страх смерти» неврозоподобного происхождения из-за внезапного обострения основного заболевания. Появляется он во время приступов бронхиальной астмы и тяжелой формы ангины из-за нарушения дыхания. Боязнь смертельного исхода отмечается также при разных вегетососудистых нарушениях (гипоталамический криз), вызывающих обильное потоотделение, покраснение кожи, нередко и неудержимые позывы к мочеиспусканию.

3. Психосоматическая патология - психосоматические расстройства и болезни. Общим для них являются жалобы на нарушение функций организма, в возникновении которых ведущая роль принадлежит психогенным (нервно-психическим) факторам. Главное отличие между ними определяется характером изменений внутренних органов - при психосоматических заболеваниях имеются не функциональные, а морфологические нарушения. Кроме того, при психосоматических болезнях имеется закономерное сочетание симптомов, характерная клиника и течение болезни.

Психосоматические расстройства и болезни очень широко распространены. Предполагается, что они имеются у 50- 70 % пациентов, обращающихся к врачам общего профиля. Многообразные психосоматические  расстройства  объединяет общий признак — сочетание нарушений как соматической, так и психической сферы

Психосоматические расстройства условно подразделяются на две подгруппы, исходя из разных психогенных причин их возникновения:

1). Психосоматические нарушения, обусловленные неврозами. Практически при всех формах неврозов могут быть функциональные нарушения деятельности внутренних органов. Они проявляются, как правило, не одним симптомом, а комплексом клинических признаков - в виде синдромов функциональных нарушений сердечно–сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта дыхательной системы и других.

Особенно часто выраженные соматические расстройства встречаются при депрессивном неврозе - «маскированной депрессии». Называется она также - скрытой или стертой депрессией вследствие того, что основными ее клиническими проявлениями являются нарушения деятельности внутренних органов, а не нервно-психические расстройства.

Соматические нарушения при маскированной депрессии очень разнообразны. Ее клиническая картина может имитировать огромное количество заболеваний. Чаще всего больные жалуются на нарушения деятельности сердца (болевые, неприятные ощущения в левой половине грудной клетки, аритмию, чувство сердечной слабости и пр.), дыхания (расстройство дыхательного ритма, возникновение одышки, чувство нехватки воздуха, ощущение «какой-то дискомфорт в груди») и пищеварения (плохой аппетит, склонность к тошноте, рвоте, «урчанию» в животе, выраженному метеоризму…).

Диагностика маскированной депрессии нередко представляет трудность, особенно сложно ее распознать, когда больной неправильно оценивает свое эмоциональное состояние, будучи убежденным в отсутствии связи нарушений деятельности внутренних органов с психологическими причинами.

В этих случаях врачи общего профиля, как правило, направляют их на консультацию к психиатру. К сожалению, многие больные, страдающие соматическими расстройствами на психогенной основе, проявляют негативное отношение к рекомендации участкового терапевта или семейного врача о необходимости посещения психиатра для уточнения диагноза, возможно, и для назначения антидепрессивного курса лечения.

Такое отношение к психиатру обусловлено тем, что у многих людей сложилось ошибочное представление о контингенте больных, которым он оказывает помощь. В США, как и в других странах, большинство людей не считает предосудительным обращаться к психиатру, советоваться с ним не только по поводу состояния своего здоровья, но и для оптимального решения психологических проблем.

2).Психосоматические расстройства, обусловленные стрессом. В основном они развиваются под воздействием психоэмоционального стресса. Чаще всего первопричиной их развития является неадекватная реакция в виде сильного испуга на внезапное ухудшение деятельности организма, вызывающее страх смерти или тяжелой болезни. Такая реакция преимущественно наблюдаются у лиц с повышенной тревожностью, склонных к формированию зафиксированной реакции страха, физиологической основой которой является «память о болезни и психотравме».

Психосоматические расстройства, вызванные страхом, могут развиваться и вследствие некритического отношения к необоснованной психотравмирующей информации, нередко содержащейся в околомедицинской литературе, предсказаниях астрологов и гадалок, а также -в заключениях о результатах обследования здоровья, проведенного лицами, применяющими медико-альтернативные методики диагностики болезней (на основе иридодиагностики, дерматоглифики, экстрасенсорной оценки), чаще теми, кто не имеет врачебного образования.

Кроме того, в странах, образовавшихся после распада Советского Союза, где в газетах публикуются долгосрочные прогнозы о «неблагоприятных днях» (во многих случаях ошибочные из-за невозможности их прогнозирования на данном этапе развития науки), у многих людей возникает, как показывают наблюдения врачей, неосознанный страх, приводящий к нарушению деятельности организма в период приближения этих дней. Так, в кардиологическом отделении одной из палат московской больницы врачи столкнулись с тем, что практически у всех пациентов, вне зависимости от тяжести их заболевания, в одни и те же дни, резко повышалось артериальное давление. Причиной оказалась газетная статья с долгосрочным прогнозом «критических дней». Скачки давления по времени строго соответствовали этим числам. После того, как вырезку из газеты отобрали, ситуация нормализовалась - давление у пациентов изменялось, но уже не синхронно, а в разнобой и далеко не у всех.

Нередко наблюдаются психосоматические расстройства и при физиологическом стрессе. Возникают они преимущественно у лиц со сниженным уровнем адаптации к резким изменениям атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, скорости ветра и других метеорологических факторов.

Психосоматические расстройства наблюдаются и в случаях, когда нарушается привычный ритм жизни, чаще всего во время путешествий, командировок и при возникновении экстремальных ситуаций.

Нарушение функций внутренних органов может быть и под воздействием «комбинированного стресса» - из-за возникновения необоснованных психотравмирующих переживаний и тревожных мыслей по поводу соматических нарушений, имеющих физиологическую природу.

Б. Психосоматические болезни. Для них характерны, помимо общих признаков, свойственных болезням органического происхождения, следующие особенности:

- обуславливают их происхождение психотравмирующие факторы, которые могут быть кратковременными (тяжелая острая психотравма), длительными (конфликтная ситуация на работе, в семье) или хроническими (наличие неразрешенных проблем);

- один и тот же психический фактор вызывает различные реакции и болезни у разных людей вследствие их различной предрасположенности к определенным заболеваниям, зависящей не только от наследственности, образа жизни и внешней среды, но и индивидуально-психологических особенностей;

- рецидивы болезни или ухудшение ее течения преимущественно возникают в результате воздействия значимых для больного стресс-факторов.

К основным психосоматическим болезням - известных в быту, как болезни, возникшие на нервной почве, относятся: бронхиальная астма, сенная лихорадка, аллергический ринит, гипертоническая болезнь, стенокардия, неспецифический язвенный колит, язвенная болезнь желудка (многие авторы в их состав включают и функциональные сексуальные расстройства – нарушения половых функций, имеющих психогенную основу).

4. Болезненные пристрастия, патологические влечения. Эта группа заболеваний, характеризующаяся непреодолимым влечением к употреблению алкогольных напитков (алкоголизм) и наркотических веществ (наркомания). В последнее время к этой группе относят никотинизм и игроманию - болезненное пристрастие к азартным играм.

В конце 20-го века массовый характер приобрело увлечение Интернетом. Всесторонние медико-психологические исследования показали, что он, с одной стороны, может обладать психотерапевтическим воздействием, улучшать психоэмоциональное состояние и мыслительную деятельность, а, с другой - способен вызвать болезненное пристрастие, патологическое состояние - интернетоманию, если при работе с ним не соблюдаются психогигиенические условия. Недавно дополнительно проведенные исследования о влиянии Интернета на человека показали, что около 6% его пользователей страдают «виртуальной наркоманией».

5. Посттравматические стрессовые расстройства. Проявляются глубокими и длительными нарушениями эмоционального и психического состояния, возникающими после чрезвычайно тяжелого психотравмирующего события (стихийного бедствия, катастрофы, террористического акта, ядерной аварии и других чрезвычайных ситуаций). Нередко посттравматическое стрессовое расстройство развивается после физического или сексуального насилия, вооруженного нападения, пожара и других, опасных для жизни ситуаций.

Психологическая основа посттравматического стрессового расстройства - ужас от пережитого и страх оттого, что в любой момент это может произойти снова.

Основными признаками посттравматического стрессового расстройства являются:

- частые или эпизодически возникающие воспоминания о психической травме, сопровождающиеся чувством тревоги и страха;

- нарушение сна, частые кошмарные сновидения;

- постоянный душевный дискомфорт, тревожно-депрессивный настрой;

- ухудшение памяти, неспособность концентрировать внимание;

- снижение контроля за эмоциональным состоянием (вспыльчивость, раздражительность).

Симптомы посттравматического стрессового расстройства исчезают через 1-3 месяца, но иногда не исчезают многие годы. Продолжительность их в значительной степени зависит от того, как человек «перерабатывает» трагедию, которая случилась с ним, его близкими или с незнакомыми, но на его глазах. А также от умения и своевременности применения приемов психотерапевтической самопомощи.

Таблица № 1

Показания к применению профилактически-ориентированных

средств аутопсихотерапии

Показания

Рекомендуемые приёмы

1.Психологический стресс, обусловивший:

- плохое (угнетённое) настроение

- тревожное состояние

- нарушение сна

- раздражительность, вспыльчивость

- психосоматические расстройства

(нарушение деятельности внутренних

органов и др.)

 

2.Черты характера, предрасполагающие

к развитию психогенных болезней (расстройств):

- высокотревожные:

*тревожно-депрессивные

*тревожно-застенчивые

*тревожно- ипохондрические

- агрессивно-конфликтные

- перфекционно - негативные

 

3.Низкий уровень активности:

- трудовой

- саногенной

- поисковой

 

4.Выраженная неудовлетворённость жизнью из-за плохой реализации духовных потребностей:

- эмоциональных

- социально-психологических

- когнитивных

 

5.Чрезмерные психоэмоциональные нагрузки (профессиональные, учебные, бытовые)

 

6.Вредные привычки:

- курение

- увлечение алкоголем

- переедание

- гиподинамия

 

Таблица № 2

Показания к применению лечебно-поддерживающих

средств аутопсихотерапии

Показания

Рекомендуемые приёмы

1.Неврозы:

- страха

- навязчивости

- истерический

- депрессивный

- неврастения

 

2.Неврозоподобные состояния (невротические расстройства, обусловленные органическими болезнями)

 

3.Психосоматическая патология.

Психосоматические расстройства:

- невротические

- стрессовые

Психосоматические болезни:

- гипертония

- стенокардия

- бронхиальная астма

- неспецифический язвенный колит

- прочие ............................................................

4.Функциональные половые расстройства

5..Посттравматические стрессовые расстройства....................................................

6.Болезни,характеризующиеся патологическим влечением:

- алкоголизм

- наркомания

- игромания

- интернетомания

- булимия

 

Для ускорения процесса овладения знаниями по применению психотерапевтических приемов при различных показаниях следует в ходе чтения материала заполнить пустые графы в таблицах № 1 и № 2 - записывать в них номера рекомендованных профилактически-ориентированных и лечебно-поддерживающих приемов (указаны перед описанием приемов).

При этом рекомендуется подчеркивать номера приемов, являющихся приоритетными, исходя из собственных показаний для их применения, индивидуально-психологических особенностей и конкретных условий для их использования. Выполнение этого условия существенно облегчает в последующем технику подготовки индивидуального психотерапевтического комплекса, описанную в главе3.

При оформлении двух указанных учебно-подготовительных таблиц, следует учитывать:

• многие приемы, входящие в состав профилактически-ориентированных средств АП, имеют и лечебно-поддерживающие показания;

• при описании приемов указаны лишь основные показания для их применения, как правило, относящиеся к примерам, которые приведены для лучшего понимания особенностей техники использования их (такой подход к изложению информации обусловлен как широким кругом показаний для многих приемов, так и представлением, что «наилучший способ объяснить суть психотерапевтических средств - иллюстрировать их примерами»- А. Эллис, выдающиеся американский психотерапевт).

• применение психотерапевтических приемов с лечебно-поддерживающей целью необходимо согласовывать с лечащим специалистом


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2933
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru