MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

2.9. Легочно-эмоциональные приемы

Краткая характеристика. Их теоретической базой служат психофизиологические исследования, раскрывшие механизм взаимосвязи эмоциональной сферы с легочной системой, и доказавшие обоснованность рекомендации народной психотерапии по саморегуляции эмоционального состояния путем изменения ритма, интенсивности и частоты дыхания.

Практически все древние оздоровительные системы Востока (индийская, тибетская, китайская, вьетнамская) включают в себя лечебно-профилактические дыхательные упражнения. Особенно большое место они занимают в системе Хатха-йоги.

О зависимости эмоционального состояния от типа дыхания свидетельствуют и житейские наблюдения над людьми, находящимися в состоянии дистресса. При испуге человек «замирает от страха», под воздействием стресса у него возникает стесненное, тревожное дыхание. В случае неадекватной реакции на психотравмирующий фактор (чаще всего, при низкой стрессоустойчивости) может возникнуть психогенная одышка как проявление невроза или психосоматической патологии.

При эмоциональной разрядке возникает «вздох облегчения», характеризующийся тем, что выдох продолжительнее вдоха. И, наоборот, при плаче, являющимся одним из индикаторов дистресса, вдох преобладает над выдохом.

Любопытно происхождение слова «отдых». По-видимому, еще в далекие времена люди отмечали зависимость трудоспособности, активности и эмоционального состояния от характера дыхания. Одна из причин благотворного влияния смеха на психоэмоциональное состояние - это резкое преобладание длительности выдоха над вдохом.

В арсенале народной медицины имеется совет для страдающих бронхиальной астмой, психосоматической болезнью: периодически свистеть, а при умении - насвистывать мелодии (в основе свиста - удлиненный выдох).

Классификация. Легочно-эмоциональные приемы разделяются по особенностям воздействия на психоэмоциональное состояние на две подгруппы.

2.9.1. Легочно-релаксационные приемы.

Принцип применения. Для достижения эффекта самоуспокоения, улучшения настроения в дыхательном акте выдох должен преобладать над вдохом (по продолжительности). При удлиненном выдохе происходит расслабление мышц грудной клетки и раздражение ветвей блуждающего нерва, иннервирующего легкие. В результате чего в головной мозг поступают парасимпатические импульсы, снижающие эмоциональную напряженность.

№ 115-1. Для психотерапевтической самопомощи при стрессе, приведшем к чрезмерному возбуждению, повышенной эмоциональной напряженности, рекомендуется во время ходьбы или сидя в кресле переходить на успокаивающий тип дыхания. Дышать таким образом, чтобы вдох был в два раза короче выдоха.

Например, при вдохе, продолжительностью три секунды, делать выдох в течение шести секунд, после чего соблюдать двухсекундную паузу.

Наш опыт показывает, что многим людям лучше помогает для перехода на успокаивающий тип дыхания не подсчет длительности дыхательных актов, а произношение слов с разным количеством букв во время вдоха и выдоха. Процедура счета оказывает на них монотонное воздействие и вызывает повышенную концентрацию внимания, чтобы «не сбиться со счета».

Для самоуспокоения рекомендуется во время ходьбы произносить: «Мне (на вдохе 3 буквы) - хорошо (на выдохе 6 букв) - уже (в период паузы 3 буквы)».

Возможно паузу удлинять, если в этом есть необходимость по состоянию здоровья, из-за ухудшения процесса дыхания, нарушения его ритма.

Переход на успокаивающий тип дыхания нередко необходим и для преодоления тревоги, возникшей перед выполнением функций в стрессовой ситуации.

№ 115-2. В спортивной литературе описан «прием Алексеева», названный в честь выдающегося тяжелоатлета, установившего 69 мировых рекордов.

Перед подъемом штанги он неизменно применял ауторелаксационный легочно-эмоциональный прием - совершал несколько дыхательных актов по принципу «выдох в два раза продолжительнее вдоха».

Согласно нашим наблюдениям и опроса пациентов, лучшие результаты достигаются, когда произносимые слова не только постепенно удлиняют выдох, но и стимулируют возникновение положительных эмоций.

Например: «Мне - легко (5 букв)», «Мне - хорошо (6 букв)», «Мне - приятно (7 букв)».

2.9.2. Легочно-тонизирующие приемы.

№ 116. Принцип применения. В отличие от релаксационного приема, для мобилизирующего психотерапевтического самовоздействия рекомендуется удлинять вдох, чтобы он был приблизительно в два раза длиннее выдоха, и делать паузу вслед за вдохом.

Активизирующее влияние вдоха определяется тем, что он стимулирует симпатико-адреналовую систему, повышающую уровень эмоциональной напряженности. Как и при применении релаксационных приемов, возможно подсчитывать продолжительность дыхательных актов или произносить слова с разным количеством букв, отдавая предпочтение тем, которые способствуют рождению положительных эмоций.

Например: «отдохнул - я», «успокоился - я», «взбодрился - я», «мобилизовался - я».

С целью повышения эффективности саморегуляции эмоционального состояния, благодаря целевой оптимизации процесса дыхания, желательно:

• сочетать применение легочно-эмоциональных приемов с соответствующими образными представлениями. Так, И. Шульц советует для усиления релаксационного эффекта дыхания представить себя «при плавании в легких волнах в расслабленном положении на спине»; Х. Линдеман - «во время прогулки в сосновом лесу после весенней грозы».

• для повышения культуры дыхания следует проводить «дыхательную гимнастику», применяя специальные легочно-эмоциональные упражнения.

При их выполнении следует учитывать возможность возникновения гипервентиляции - состояния, при котором развивается головокружение, возникает чувство сдавления за грудиной, тревога, а, подчас, и потеря сознания из-за вдыхания избыточного количества воздуха. Г.С. Лобзин, А.Г. Беляев,М.М. Решетников и другие ведущие специалисты по аутотренингу полагают, что основная причина возникновения гипервентиляции - это элементарное несоблюдение паузы после выдоха во время «дыхательной гимнастики».

Следует отметить,что многие мышечно-эмоциональные и легочно- эмоциональные психотерапевтические приемы вошли в состав разных вариантов психофизической гимнастики. .

Особенно большое место они занимают в «психофизической гимнастике с психотерапевтической основой--ПГП»,разработанной методистами по лечебной физкультуре Н. Логозинской и Е. Сысоевой с нашим участием(Воробейчик Я.Н.) и консультативной помощи Д.Е. Бегака,заслуженного тренера России (по художественной гимнастике) и заслуженного артиста РСФСР, в прошлом солиста балета Большого театра- партнера М.Плисецкой, О. Лепешинской и Г.Улановой.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2946
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru