2.10. Сенсорно-эмоциональные приемы
Краткая характеристика. В состав группы входят приемы,
улучшающие эмоциональное состояние в результате использования целебной силы
звуков, аромата, цвета и света через «сенсорно-эмоциональный механизм».
В аутопсихотерапевтической практике они играют, как правило,
вспомогательную роль - способствуют повышению эффективности
психотерапевтического воздействия психоэмоциональных, мышечно-эмоциональных,
легочно-эмоциональных и психоэнергети-ческих приемов.
Научно-теоретическая база «сенсорно-эмоциональной терапии» слабо
разработана, несмо-тря на многовековое применение ее средств для улучшения
психоэмоционального состояния.
Основным источником рекомендаций по их использованию являются
житейские и кли-нические наблюдения, свидетельствующие об их положительном
воздействии на психо-эмоциональную сферу. Имеются основания полагать, что они
улучшают эмоциональное состояние в результате непосредственного воздействия на
анализаторы и в связи с тем, что они стимулируют возникновение приятных
воспоминаний и позитивных образов, что способствует повышению уровня личностной
самооценки и улучшению психологичес-ких установок к стрессовым проблемам.
Для повышения их эффективности рекомендуется при применении
сенсорных приемов образно представлять картину их целебного воздействия. При
этом желательно и мысленно проговаривать словесные формулы аутосуггестивного
содержания.
Классификация. В зависимости от того, через какие органы
чувств оказывается сенсорно-эмоциональное воздействие, они разделяются на четыре
профилактически-ориентированных приема.
2.10.1. Аромопрофилактический прием.
№ 117. Особенность. Воздействует на эмоциональную
сферу путем возбуждения рецепторов, расположенных в области носовых ходов
(основой многих запахов являются феромоны, структура молекул которых близка к
половым гормонам).
Пахучие вещества, улучшающие эмоциональное состояние, оказывают «аромато-терапевтический
эффект» в результате применения:
• духов, одеколонов, косметического мыла, пудры;
• эссенций, добавляемых в ванны;
• специальных жидкостей, предназначенных для ароматизации воздуха,
белья и других предметов.
При выборе ароматических веществ, помимо показаний к
самопсихотерапии, учиты-ваются индивидуальные особенности, зависящие от
традиций, привыкания к определенным запахам и реакции организма при их вдыхании.
Показания. При потребности в снижении эмоциональной
напряженности (для самоуспо-коения, уменьшения тревоги и улучшения настроения),
согласно рекомендациям специа-листов по ароматерапии, следует вдыхать запах
лаванды, ромашки, валерианы, жасмина, дягиля, герани, корицы или апельсина.
Для повышения трудовой активности и умственной работоспособности,
рекомендуется вдыхание запахов ландыша, мяты, гвоздики, лаврового листа,
мускатного ореха, шалфея, розового масла или рябины.
2.10.2. Цветопрофилактический прием.
№ 118. Особенность. Характер влияния цвета на
эмоциональное состояние зависит от комплекса факторов. Из физических параметров
наиболее важное значение имеет длина волны. Красный цвет, обладающий наиболее
длинной волной, действует на человека возбуждающе; оранжевый - бодряще, желтый
стимулирует активность; зеленый, находящий-ся в средней части спектра, -
тонизирует. Голубой оказывает успокаивающее действие, а си-ний - несколько
подавляет; фиолетовый, находящийся в зоне коротких световых волн, дей-ствует
угнетающе.
Большое влияние на восприятие цвета оказывают и его ассоциативные
свойства. Красный цвет инстинктивно напоминает об огне и крови. Голубой и синий
ассоциируются с воздухом, небом, морем. Зеленый цвет создает приподнятое
весеннее настроение - это цвет молодой травы, первых листиков на деревьях.
Немаловажное значение при выборе цветовой композиции имеют и модные
сочетания цветов, отношение к которым основано на внушении.
Показания. Цвет, как аутопсихотерапевтический фактор,
рекомендуется лишь с профи-лактической целью (в средние века цвет широко
использовали для лечения различных заболеваний в, так называемых, «цветовых
банях»):
• людям, страдающим гипертонической болезнью или относящимся к типу
«А», а также агрессивно конфликтным, желательно, чтобы в интерьере, создаваемом
в «уголке отдыха» их квартиры, дома, преобладали холодные цвета - голубой,
светло-синий и т.д.;
• при гипотонической болезни и астено-депрессивном состоянии
рекомендуется преобладание в интерьере теплых цветов: коричневый, желтый,
оранжевый и т.д.;
• для тех, кто выполняет напряженную умственную работу,
предпочтителен интерьер, в котором доминирующее место занимают оттенки голубого
цвета, а при монотонном труде - интерьер с цветами, стимулирующими активность,
работоспособность (зеленый, коричневый и их оттенки).
2.10.3. Светопрофилактический прием.
№ 119.Показания. Применяется с профилактической
целью:
• для предупреждения возникновения депрессии, обусловленной
дефицитом светового воздействия. При склонности к развитию «сезонной депрессии»,
наблюдаемой преимущественно у людей, живущих в северных регионах мира, в
осенне-зимний период рекомендуется сочетать терапию, проводимую с помощью
приборов, генерирующих яркий свет, с имажинативным приемом - образно
представлять благотворное воздействие света на деятельность центральной нервной
системы.
• для поддержания высокой работоспособности и предупреждения
развития преждевременного утомления. Свето-эмоциональные занимают важное место в
комплексе приемов, рекомендуемых для профилактики отрицательных последствий
умственного переутомления и «информационного стресса» (возникают из-за
превышения уровня информационных нагрузок возможностей человека с ними
справляться).
Психофизиологическими исследованиями доказано, что за счет
оптимизации величины освещенности повышается эффективность умственного труда на
15-18 %, а, следовательно, снижается риск развития «информационного стресса».
Большую роль в улучшении воздействия света на психоэмоциональное
состояние и умственную активность играет также рациональная организация рабочего
места с учетом закономерностей психических процессов. В последнее десятилетие
проблема рационального использования света, как фактора повышения
производительности труда, улучшения эмоционального состояния и предупреждения
«информационного стресса», приобрела весьма актуальное значение не только на
предприятиях и в учреждениях. Огромные достижения в области коммуникации привели
к значительному увеличению контингента людей, выполняющих трудовые функции в
домашних условиях, благодаря персональным компьютерам и Интернету.
2.10.4. Звукопрофилактический прием.
№ 120. Показания. Рекомендуется для самоулучшения
эмоционального состояния прослушивание магнитофонной записи звуков природы -
леса, моря, степи, щебетания птиц и др., рождающих положительные эмоции.
Согласно исследованиям сотрудников Института проблем эволюции и
экологии (г. Москва), звуки леса оказывают эффективное целебное воздействие на
больных гипертонической болезнью.
В системе йогов широко применяются с психотерапевтической целью
мантры – многократно повторяемые звукокомплексы, вызывающие разный
физиологический эффект («ОМ-МА-МЭ-НИ» и др.).
Видный американский психотерапевт H. Benson предложил
звукопрофилактический (терапевтический) прием, лишенный мистического подхода к
выбору звуков для произношения.
Техника применения: с закрытыми глазами глубоко дышать через нос и
на каждом вдохе произносить английское слово один (уан –one) сначала громко, а
затем все тише и тише. При этом рекомендуется образно представлять благотворное
воздействие произносимых звуков на психоэмоциональную сферу. Продолжительность
сеанса-20 мин. Результаты, по данным H.Benson
и его последователей, сходные с теми, которые наблюдаются у занимающихся по
методу «трансцендентальная медитация»
120-1. Сенсорно-комбинированный прием.
Особенность. Благодаря тому, что при его применении
используется комплекс сенсорно-эмоциональных приемов, оказывающих положительное
воздействие на психоэмоциональное состояние, значительно ускоряется процесс
восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения и улучшения
настроения.
Возможно их комплексное применение в индивидуальных и коллективных
уголках отдыха, в кабинетах психогигиенического и психотерапевтического профиля.
При даче рекомендаций по их созданию психотерапевту следует ориентироваться на
информацию об организации «комнаты (кабинета) психологической разгрузки», где
комплексно применяются взаимопотенцирующие сенсорно-эмоциональные приемы, исходя
из психофизиологических закономерностей деятельности ЦНС.
Подробное ее описание содержится в «Психотерапевтической
энциклопедии» (2002 г.- общая редакция Б.Д. Карвасарского) и в книге «Основы
психогигиены» Я.Н. Воробейчик, Е.А. Поклитар,1989г. В них всесторонне
рассматривается проект комнаты психологической разгрузки, впервые созданной в
стране на Одесском заводе «Стройгидравлика» на основе наших методических
рекомендаций, составленных с участием Э.М. Псядло (при их подготовке учитывались
результаты анкетного опроса рабочих, проведенного с целью выявления их
эстетических потребностей и мотивов отдыха, научно обоснованные данные о
благотворном влиянии цвета, света, музыки и других психофизиологических
факторов, а также опыт психотерапевтов по оформлению кабинетов и проведению
коллективных сеансов АТ). |