Предисловие
Туберкулез является инфекционной болезнью, вызываемой микобактерией
туберкулеза, которая наиболее часто поражает легкие.
В 1993 году туберкулез был объявлен ВОЗ глобальной проблемой. По статистике
ВОЗ, ежегодно в мире туберкулезом заболевает около 9 млн человек, болезнь уносит
2 млн жизней, каждый день в мире умирают около 5 тысяч человек. В феврале 2005
года Европейское региональное бюро ВОЗ официально заявило о придании ситуации по
туберкулезу статуса чрезвычайной.
В России в первой половине 90-х гг. XX века социально-экономические
потрясения привели к закономерному ухудшению эпидемической ситуации по
туберкулезу. Рост показателя заболеваемости туберкулезом в России начался с 1991
года (34,0 случая на 100 тыс. населения), в 2000 году он достиг максимума – 90,7
случаев на 100 тыс. населения. За последнее десятилетие ХХ века по основным
эпидемиологическим показателям туберкулеза страна была отброшена назад – к
середине 60-х гг. прошлого столетия.
С начала нового тысячелетия туберкулез в России медленно отступает. В 2010
году показатель заболеваемости снизился по сравнению с таковым в 2000 году на
14,7% и составил 77,4 случая на 100 тыс. населения.
В России ежегодно заболевают туберкулезом около 117 120 тыс. человек, умирают
от этого заболевания около 25 тыс. человек. Однако в начале XXI столетия
туберкулез стал приобретать новые качества. Для него стало характерным быстрые
темпы развития множественной и широкой лекарственной устойчивости микобактерий
туберкулеза, а также сочетание туберкулеза с ВИЧ-инфекцией. В период с 2000 по
2009 гг. в РФ показатель распространенности туберкулеза с МЛУ МБТ увеличился в
2,2 раза, а сочетание туберкулеза с ВИЧ-инфекцией – в 2,5 раза.
Стало очевидно, что использование традиционных организационных технологий
управления организацией борьбы с туберкулезом в части его выявления, лечения и
профилактики себя исчерпали.
По мнению автора, доктора медицинских наук, кандидата экономических наук,
профессора Кораблева Владимира Николаевича в современных условиях важнейшим
резервом повышения качества и эффективности оказания медицинских услуг в сфере
противотуберкулезной помощи населению является менеджмент – как инструмент
повышения эффективности управления, а также модернизация
организационно-экономической модели противотуберкулезной службы.
|