MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

3.1. Анализ ресурсов здравоохранения Хабаровского края

В условиях дефицита ресурсов политика ресурсосбережения является важнейшим фактором экономической стабилизации здравоохранения [8,52, 55,56,81]. Под ресурсосбережением в здравоохранении следует понимать снижение затрат на производство единицы медицинских услуг. Проблема ресурсосбережения в здравоохранении имеет три составляющие [46,48,52,53]:

  1. Нерациональное использование существующих материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  2. Ограниченное воспроизводство ресурсов, в том числе основных фондов, обусловленное снижением объема капитального строительства и капитального ремонта, уменьшением доли активной части основных фондов и пр.
  3. Выбытием ресурсов, главным образом за счет полного износа активной и пассивной части основных фондов.

Следовательно, основу рационального ресурсосбережения в современном здравоохранении составляют рациональное использование существующих ресурсов и рациональное воспроизводство ресурсов.

Основные направления ресурсного обеспечения здравоохранения Хабаровского края до 2010 года определены постановлением правительства Хабаровского края от 25.07.2005 №86-пр “О ходе выполнения постановления губернатора Хабаровского края от 09 января 2002 г. №6 “Об основных направлениях развития здравоохранения Хабаровского края на 2002-2005 годы” и мерах по дальнейшему развитию здравоохранения края на 2006-2010 годы”, которым были утверждены концепция и план организационных мероприятий по развитию здравоохранения края до 2010 года [74]; рис. 3.1.

Рис. 3.1. Финансирование здравоохранения Хабаровского края в период с 2000 по 2007гг.

Рис. 3.1. Финансирование здравоохранения Хабаровского края в период с 2000 по 2007гг.

Их рис. 3.1. следует, что динамичное социально-экономическое развитие края в последние годы позволило увеличить финансирование здравоохранения более чем в 5 раз – с 1,981 млрд рублей в 2000 году до 10,527 млрд рублей в 2007 году (рис. 3.1), повысить расходы на 1 жителя края с 1357 рублей в 2000 году до 7495 рублей в 2007 году (РФ в 2006 году – 4019 руб.).

В структуре расходов по статьям экономической классификации бюджетов Российской Федерации заработная плата с начислениями составляет 53%, медикаменты – в пределах 10%, расходы на приобретение оборудования – в пределах 4% (без учета стоимости оборудования установленного после капитального ремонта и строительства).

Несмотря на рост расходов на здравоохранение, в 2007 году в структуре расходов по-прежнему преобладали затраты на стационарную помощь – 54,8%, (оптимальный уровень – до 50%); затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 22,1%, в РФ – 31,3% (оптимальный уровень – до 35-40%); затраты на скорую медицинскую помощь составила 8%, в РФ – 6%.

Существенную роль в развитие здравоохранения края внес приоритетный национальный проект «Здоровье». Финансовые средства, поступившие в край за период 2006-2007гг., составили 1 млрд 852 млн рублей. В то же время проект, имея, главным образом, ресурсную и технологические составляющие, не вызвал существенных институциональных преобразований в отрасли. По данным Т.А. Сибуриной, ожидаемый эффект от внедрения проекта высоким признал только каждый четвертый региональный эксперт [83].

С 01 июля 2007 года здравоохранение Хабаровского края в числе 19 территорий Российской Федерации приступило к реализации “пилотного” проекта, главной задачей которого является разработка на уровне субъекта Федерации эффективного финансово-хозяйственного механизма деятельности отрасли. Общий объем привлеченных инвестиций в здравоохранение края в 2007-2008гг. благодаря “пилотному” проекту составил 769,2 млн руб., в том числе из краевого бюджета – 285,3 млн руб. Эти средства направлены на оплату труда медицинских работников, закупку медицинского оборудования, медикаментов и др.

Определенный вклад в развитие здравоохранения края внесли федеральные и краевые целевые программы. Инвестиции федерального бюджета на реализацию целевых программ по отрасли «Здравоохранение» в 2007 году составили 484,66 млн руб., из краевого бюджета – 43,07 млн руб.

Объем платных услуг, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения края, ежегодно не превышает 6-8% от общего объема финансирования.

В то же время, несмотря на рост расходов, в здравоохранении края сохраняется дефицит ТПГГ в части объема финансирования по обязательному медицинскому страхованию, а тарифы на медицинские услуги по ОМС только на 65-70% восполняют реальные расходы учреждений по пяти статья экономической классификации расходов бюджетов РФ (зарплата, начисления на оплату труда, питание, медикаменты и мягкий инвентарь).

Неполное финансовое обеспечение ТПГГ, увеличение спроса населения на медицинские услуги способствовали развитию негосударственного сектора здравоохранения. По состоянию на 01.01.2008 в Хабаровском крае зарегистрировано 287 негосударственных учреждений здравоохранения, из них около 70% функционирует в г.Хабаровске. Спектр оказываемых услуг включает в себя стоматологию, в том числе зубопротезирование, акушерство и гинекологию, дерматовенерологию, эндокринологию, косметологию, отдельные виды функциональных исследований внутренних органов, офтальмологию, мануальную терапию, восточный массаж, иглоукалывание и пр. Ранее проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что, во-первых, в Хабаровском крае негосударственный сектор здравоохранения еще не стал социально значимым, а во-вторых, о том, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения платные услуги еще не стали существенным источником инвестирования отрасли. В этой части резервом может стать разработка программы развития ДМС на территории Хабаровского края, а также дальнейшее упорядочение механизма оказания платных услуг населению [50,53].

По нашему мнению, что в ближайшие годы развитие негосударственного сектора здравоохранения будет развиваться по следующим направлениям:

  1. Формирование нормативной правовой базы, в частности закона “О частной медицинской практике и частной медицинской деятельности”.
  2. Расширение материально-технической и технологической базы негосударственного сектора здравоохранения за счет приватизации части государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также открытия новых учреждений.
  3. Усиление контроля со стороны государства за деятельностью негосударственных учреждений здравоохранения в части соблюдения нормативной правовой базы, формирования тарифов на медицинские услуги и качества медицинской помощи.
  4. Уменьшение объема платных медицинских услуг, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
  5. Формирование конкурентных отношений между государственным и негосударственным секторами здравоохранения.

Следовательно, за последние годы в крае отмечается существенный рост расходов на здравоохранение. В структуре расходов преобладают средства консолидированного бюджета. В то же время обращает на себя внимание сохраняющийся дефицит ТПГГ, а также существенные структурные диспропорции в расходовании средств здравоохранения с преобладанием затрат на стационарную помощь. Платные услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения края, не являются существенным дополнительным источником инвестиций в отрасль. Негосударственный сектор здравоохранения еще не стал социально значимым.

Управление имущественным комплексом системы здравоохранения края занимает большое место в проблеме инновационного развития здравоохранения Хабаровского края.

По состоянию на 1 января 2008 года сеть лечебно-профилактических учреждений края включала в себя 112 больниц, 222 амбулаторно-поликлинических учреждения и отделений, 206 фельдшерско-акушерских пунктов, 44 станций и отделений скорой медицинской помощи.

В крае продолжает наращиваться материально-техническая база учреждений здравоохранения. Только за последние два года введены в эксплуатацию хирургический корпус городской больницы № 7 г.Комсомольска-на-Амуре, новый корпус краевой клинической больницы № 2, акушерский корпус перинатального центра, два консультативно-диагностических центра в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, завершена реконструкция противотуберкулезного диспансера в г. Комсомольске-на-Амуре, в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” ведется капитальное строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии со сметной стоимостью более 2,0 млрд рублей.

Начиная с 2001 года, в крае проводится ежегодный мониторинг за состоянием краевого имущественного комплекса. К основным особенностям процесса использования основных производственных фондов (ОПФ) в учреждениях здравоохранения края в 2006 году следует отнести [45,46,48,50]:

  • существенные темпы прироста капитальных вложений в ОПФ. Так, если в 2000 году стоимость ОПФ в учреждениях здравоохранения края составила 2023,8 млн руб. (в государственных учреждениях здравоохранения – 654,7 млн руб., в муниципальных учреждения – 1369,1 млн руб.), то по состоянию на 01.01.2007 года общая стоимость ОПФ составила 9747,1 млн руб. (в государственных учреждениях – 5242,3 млн руб., в муниципальных учреждениях – 4504,81 млн руб.);
  • существенные структурные диспропорции ОПФ. Так, если в государственных учреждениях здравоохранения пассивная и активная части ОПФ примерно равны и составляют соответственно 58 и 42%, то в муниципальных учреждениях отмечается значительно преобладание пассивной части – соответственно 62 и 48%. Объясняется это более высоким уровнем капитальных вложений, в т.ч. в части приобретения оборудования в краевые лечебно-профилактические учреждения, что связано и с их модернизацией и с необходимостью решать вопросы оказания медицинской помощи населению края на более высоком технологическом уровне;
  • быстрые темпы наращивания активной части ОПФ как в государственных, так и в муниципальных учреждениях здравоохранения. Так, если в 2003 году показатель фондовооруженности специалиста на активную часть ОПФ в государственных учреждениях составил 149,3 тыс. руб., то в муниципальных учреждениях – 31,4 тыс. руб.; соответственно в 2006 году данный показатель составил 332,4 (прирост в 2,3 раза) и 284,5 тыс. руб. (прирост в 9 раз);
  • высокий уровень износа ОПФ, особенно их активной части. Так, в целом степень износа ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения составляет 44%, в муниципальных учреждениях – 50%, а износ их активной части – соответственно 59% и 54%. Обращает на себя внимание, что если в 2004 году средний износ санитарного автотранспорта составлял 71,5%, то в 2006 году данный показатель снизился до 54%

Качественное улучшение состояния активной части ОПФ в муниципальных учреждения здравоохранения объясняется поступлением в край в учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в 2006-2007гг. медицинского оборудования и санитарного автотранспорта за счет средств приоритетного национального проекта “Здоровье”. В целом в амбулаторно-поликлинические учреждения края в 2006-2007 гг. в рамках проекта поступило 599 ед. диагностического оборудования на сумму 369,9 млн руб. и 159 единиц автотранспорта на сумму 93,0 млн рублей.

Состояние и прогноз развития материально-технической базы учреждений здравоохранения края оценивался нами на основе средне балансовой стоимости ОПФ на начало года, ввода, выбытия и норм износа на начало года.

Для оценки состояние ОПФ в учреждениях здравоохранения края в текущем (t) году рекомендуем использовать следующие расчеты [50]:

(3.1)

(3.2)

: (3.3)

где - движение ОПФ в (t) году;

- движение активной части ОПФ в (t) году;

- движение пассивной части ОПФ в (t) году.

- стоимость ОПФ в (t) году;

- стоимость активной части ОПФ в (t) году;

- стоимость пассивной части ОПФ в (t) году;

- стоимость введенной активной части ОПФ в (t) году;

- стоимость введенной пассивной части ОПФ в (t) году;

- стоимость выведенной активной части ОПФ в (t) году;

- стоимость выведенной пассивной части ОПФ в (t) году;

- коэффициент физического износа ОПФ (остаточный срок эксплуатации – лет).

Таким образом, анализ представленных данных свидетельствует о том, что в учреждениях здравоохранения края в течение последних лет происходит последовательное наращивание материально-технической базы.

Инвестирование материально-технической базы за счет средств краевого и федерального бюджетов позволило значительно улучшить работу сети учреждений здравоохранения края.

Коечный фонд здравоохранения края в период с 2003 по 2007гг. имеет тенденцию к уменьшению при сохранении достаточной обеспеченности населения стационарной помощью (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Динамика коечного фонда здравоохранения края за 2003-2007 гг. (все ведомства)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

Изменения

2003-2007 (в %)

Абс.

13795

13992

14020

13644

13307

-3,6

На 10 тыс. нас.

96,7

98,5

99,3

97,1

94,8

-2,0

Из табл. 3.1 следует, что в период с 2003 по 2007гг. коечный фонд в крае незначительно уменьшился и по состоянию на 01.01.2008 года составил 94,8 на 10 тыс. населения (2003 г. – 96,7), что соответствует федеральным нормативам и обеспечивает достаточный уровень стационарной помощи населению.

За последние три года уровень госпитализации в крае стабилизировался и составил в 2007 году 232,7 на 1000 населения (плановый показатель 211). Средняя занятость койки в 2007 году достигла 324 дней (в 2005 г. – 319 дней, плановый показатель – 325 дней), средняя длительность пребывания больного на койке в 2007 году составила 13,3 дня (в 2005 г. – 13,7 дней, плановый показатель – 13,5).

В 2007 году объемы оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной и медицинской помощи в условиях дневных стационаров максимально приближены к федеральным нормативам оказания медицинской помощи в соответствии с ТПГГ. Плановое задание по круглосуточной стационарной помощи в 2007 году выполнено на 102,1%, по стационарам дневного пребывания всех типов – на 91,8%, по амбулаторно-поликлинической помощи – на 96,7%.

За последние три года выросли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям края. В 2007 году в федеральных учреждениях здравоохранения при плане 617 человек медицинскую помощь получили 776 пациентов, в т.ч. 215 детей (рис. 3.2).

Рис.3.2. Объем высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной жителям края в федеральных учреждениях здравоохранения в 2004-2007гг. (чел.)

Рис.3.2. Объем высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной жителям края в федеральных учреждениях здравоохранения в 2004-2007гг. (чел.)

Из рис. 3.2 следует, что в период с 2004 по 2007гг. объем высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной жителям края в федеральных учреждениях здравоохранения, увеличился в 2,5 раза.

По видам оказываемой помощи преобладает сердечно-сосудистая хирургия, на втором месте педиатрические виды помощи, на третьем – онкология. Удовлетворенность населения края в отдельных видах высокотехнологичной медицинской помощи колеблется от 21 до 72% от «листа ожидания».

Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, обеспечивающим результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения, так и отдельных его структур.

Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края составили в 2007 году около 6,4% от населения, занятого в народном хозяйстве (в РФ – 4,5%).

Среднесписочная численность работников здравоохранения (всех специальностей, включая немедицинские) подчинения министерству здравоохранения края по состоянию на 0.01.2008 года составила 30687 человек: врачей всех категорий – 5977 (в 2006 г. – 6060) или 54,1 на 10 тыс. нас. (РФ – 43,0 и ДФО – 46,2); средний медицинский персонал – 12132 (в 2006 г. – 12306) или 98,9 на 10 тыс. нас. (РФ – 95,0 и ДФО – 94,7).

На протяжении последних лет проблемой для здравоохранения края остаётся снижение численности медицинских работников. В целом за период с 2000 по 2007 год абсолютная численность медицинских работников в крае уменьшилась на 10,9%, в том числе в учреждениях подчинения министерству здравоохранения края – на 3,2%, врачей всех специальностей – на 4% и средних медицинских работников – на 2,9%. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в целом в Хабаровском крае составляет 1:1,8.

По итогам реализации приоритетного национального проекта “Здоровье” за 2006-2007 гг. возросла укомплектованность специалистами участковой службы до 80%, снизился коэффициент совместительства с 1,73 до 1,4. Установление дополнительных денежных выплат позволило увеличить размер среднемесячного заработка участковых врачей в 2,3 раза, среднего медицинского персонала в 2 раза. Прошли подготовку и переподготовку 662 врача (101,4% от запланированного числа).

Вместе с тем, в крае низкая укомплектованность медицинскими кадрами сохраняется в большинстве муниципальных образований, в первую очередь в сельских и отдаленных северных районах края. Остается нерешенным вопрос по использованию возможности врача общей практики, в первую очередь, в сельских районах. Уровень оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не превышает 70% от такового в промышленности.

Таким образом, за последние годы в здравоохранении края сложился отрицательный баланс обеспечения лечебно-профилактических учреждений специалистами. Причинами тому являются низкий уровень социальной защиты медицинских работников, медленные темпы реформирования первичной медико-санитарной помощи, отсутствие стратегического планирования в вопросах воспроизводства кадрового потенциала отрасли, недостаточное внимание руководителей органов управления и учреждений здравоохранения к вопросам повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

К основным проблемам в области управления кадровыми ресурсами следует отнести [75]:

  1. Несоответствие численности и структуры кадров задачам и направлениям реформирования отрасли.
  2. Наличие диспропорции в структуре медицинского персонала между:
  • врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средним медперсоналом;
  • различными территориями, городской и сельской местностью;
  • учреждениями, оказывающими специализированную и первичную медико-санитарную помощь.
  1. Несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли.
  2. Недостаточная социальная защищенность медицинских работников.

Кадровое обеспечение здравоохранения Хабаровского края необходимо решать в соответствии с кадровой политикой, которая включает в себя три взаимосвязанных направления:

  1. Планирование и оптимизация численности и структуры кадров.
  2. Совершенствование подготовки кадров.
  3. Управление трудовыми ресурсами здравоохранения.

Основные концептуальные задачи по реализации кадровой политики в здравоохранении края состоят в следующем:

1. Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы планирования кадровых ресурсов с учетом структуры потребности отрасли, их рационального размещения и эффективного использования. Планирование численности и структуры кадров здравоохранения Хабаровского края должно строиться в соответствии с системой стратегического планирования развития здравоохранения края, ТПГГ, с учетом складывающейся демографической ситуации в регионе, показателей здоровья населения, на основе прогноза потребности жителей края в видах и объемах медицинской помощи, ресурсной базой и задачами структурной перестройки отрасли.

2. Повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования, совершенствования системы государственных образовательных стандартов подготовки специалистов.

3. Повышение уровня жизни работников здравоохранения, приведение системы оплаты труда в зависимость от достигнутых результатов труда.

4. Обеспечение правовой и социальной защиты работника отрасли, развитие государственного и социального страхования, повышение эффективности мероприятий по охране труда.

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что за последние годы в здравоохранение Хабаровского края вкладывались значительные ресурсы. Однако экстенсивный путь развития отрасли не привел к существенным положительным переменам ни в демографической ситуации, ни в здоровье населения, что и предполагает разработку и внедрение инновационных технологий управления для повышения эффективности здравоохранения региона.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3042
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru