1.2. Предпосылки модернизации здравоохранения
Основными предпосылками модернизации здравоохранения России на рубеже XXI
века, характеризующими как состояние здоровья населения, так и состояние
собственно системы здравоохранения явились:
• снижение качества жизни населения, негативные медико-демографические
тенденции, рост неравенства в доступе к медицинским услугам, особенно для
жителей, проживающих в отдаленных северных и сельских районах;
• формирование у населения иждивенческого отношения к своему здоровью,
зависимость в этом вопросе от государства;
• государственный монополизм в сфере здравоохранения, наличие государственной
собственности на основные факторы производства (материально-технические,
финансовые, информационные), сохранение традиционной институциональной структуры
отрасли;
• директивное централизованное экономическое планирование объемов медицинской
помощи и объемов финансирования (спроса, предложения и цены услуги) в
соответствии с ПГГ, отсутствие хозяйственной самостоятельности учреждений
здравоохранения. Государство через ПГГ в одном лице реализует законодательную,
исполнительную и контролирующую функции, определяет спрос, предложение и
ценообразование на медицинские услуги, тем самым ограничивает действие рыночных
инструментов;
• дефицит ПГГ, ее дисбаланс между объемами медицинской помощи и их финансовым
обеспечением, отсюда несоответствие фактических и равновесных цен,
складывающихся на рынке медицинских услуг;
• ориентация на экстенсивный рост отрасли, рост издержек на единицу услуги
вследствие наращивания материально-технической базы медицинских организаций
(МО), в т.ч. за счет мероприятий программы модернизации здравоохранения;
• отсутствие связи между величиной и структурой издержек на оказываемые
медицинские услуги и результатами труда, отсутствие экономических мотивов к
эффективному использованию ресурсов, а также инструментов бюджетирования в
отрасли;
• разнонаправленные экономические мотивы субъектов сферы производства и
потребления медицинских услуг: потребители медицинских услуг (пациенты);
производители медицинских услуг (медицинские организации); покупатели
медицинских услуг (органы управления здравоохранением, страховые медицинские
организации — СМО), что ведет к конфликту их интересов;
• отсутствие юридической ответственности за качество оказанных услуг потребителю
со стороны покупателей (плательщиков) медицинских услуг. Ответственность за
качество услуг целиком возлагается на производителя медицинских услуг, даже в
условиях дефицита ПГГ;
• необходимость адаптации медицинских организаций к условиям функционирования в
рыночной среде;
• устаревшая система социально-экономических и организационно-экономических
отношений по поводу права собственности и присвоения результатов труда;
• отсутствие целеполагания в деятельности руководителей и специалистов всех
уровней, как следствие – отсутствие мотивации к развитию и эффективному труду у
руководителей и специалистов учреждений, низкая эффективность (низкое качество)
оказываемых медицинских услуг;
• отсутствие социальной, профессиональной, материальной и административной
ответственности руководителей и специалистов за низкие результаты труда;
• отсутствие связи между квалификацией персонала и результатами труда,
уравнительное распределение заработной платы вне связи с качеством и
эффективностью труда;
• противоречие между инвестициями в здравоохранение, накоплением ресурсной и
технологической базы и крайне низкой культурой управления;
• недостаточное развитие сектора коммерческих услуг в некоторых отраслях
медицинского обеспечения (например, амбулаторная и стационарная помощь,
профилактика, реабилитация и пр.);
• отсутствие для субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг
объективных показателей и индикаторов качества медицинской помощи, а,
следовательно, невозможность установления прямой взаимосвязи между ценой и
качеством предоставленной меди¬цинской услуги;
• отсутствие аудита и системы мониторинга деятельности МО, их подразделений и
специалистов и пр.
Следует особенно выделить низкую эффективность государственной власти в
здравоохранении, слабую управленческую подготовку руководителей медицинских
организаций, других хозяйственных кадров (экономистов и юристов), адаптированных
к работе в рыночной среде, низкий уровень предпринимательской активности МО.
Так сложилось, что в нашей стране руководители медицинских учреждений, их
заместители и резерв — это практически без исключения люди с медицинским
образованием, которые осваивают искусство управления и экономику на собственном
опыте. Поэтому в сфере управления здравоохранением ощущается дефицит
подготовленных менеджеров и экономистов, которые бы получили базовую
профессиональную подготовку по менеджменту, экономике и праву.
Выступая на Госсовете 24.04.2012 года, Президент Д. Медведев отметил
“Наконец, особый акцент нужно сделать на подготовку управленцев для образования
и здравоохранения. Без управленцев в этой сфере тоже очень трудно что-то делать.
Я имею в виду, конечно, директоров школ и главных врачей. Для всех, кто пройдет
обучение по таким программам и последующую аттестацию, необходимо создать
дополнительную материальную и карьерную мотивацию” (Российская газета –
Федеральный выпуск №5764 (91).
Важнейшим риском существующей административно-командной модели развития
здравоохранения является ее ограниченные возможности к воспроизводству, полная
зависимость от состояния экономики государства в целом, возможностей бюджета,
особенно в условиях глобального экономического кризиса.
Можно сделать противоречивый вывод о том, что мировой экономический кризис,
затрагивающий и Российскую Федерацию, не самое подходящее время для модернизации
здравоохранения. Но, очевидно, что именно мировой экономический кризис должен
стать толчком для модернизации здравоохранения, основанной на смене
организационно-экономической модели своего развития.
И это очевидно. Модернизация должна содержать механизмы адаптации
здравоохранения к новым экономическим условиям.
|