MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

1.1. Изменение социально-экономической обстановки в мире и охрана здоровья населения

За последние десятилетия, после вступления ведущих экономических стран в ВТО, усилились процессы глобализации экономики. Противоречия между глобальным функционированием экономики, и порой архаичными структурами национальных экономик, вливающихся в процесс глобализации, были и ранее, но в условиях экономического роста они сглаживались. Это продолжалось бы и поныне, если бы не возник постоянно растущий дефицит сырья и энергоресурсов, что вело к их неуклонному подорожанию. Дефицит ресурсов в сочетании с нерациональным их использованием на неэффективных и технически отсталых производствах, создали опасную ситуацию, которая в любой момент могла спровоцировать экономический кризис. Следует отметить, что его приход не был неожиданным для многих правительств.

С середины 2007 г. начался бурный рост цен на золото. Попытка объяснить это ростом цен на металлы несостоятельна, так как золото, в подавляющей своей части (если исходить из объемов торговли), не используется на технологические нужды. Попытка объяснить это явление падением доллара, так же критики не выдерживает. Золото подорожало относительно доллара значительно больше, чем это было бы обусловлено уровнем его падения. Плюс к этому, золото подорожало по отношению ко всем ведущим мировым валютам.

Известно, что проблему дефицита ресурсов глобальная экономика всегда решает за счет освобождения от неэффективных производств. Ей не нужны десятки высокозатратных и неэффективных металлургий, химий, машиностроений и прочих устаревших производственных комплексов, влившихся в глобальный рынок, созданных ранее для удовлетворения потребностей автономных национальных экономик. Это высвободит ресурсы для эффективных производств. Шансы сохраниться имеют только самые передовые и эффективные. Естественно, что такие процессы структурных реформ требует значительного времени. Поэтому мировой экономический кризис начала XXI в. будет длительным и состоять из множества фаз. Такие структурные изменения изменят и всю структуру международной торговли, направления товарных потоков. В свою очередь изменения в мировом производстве и торговле потянут за собой изменения в мировой финансовой системе, последние ─ в социальной сфере. Мировые экономические кризисы наглядно показывают, что эффективное развития экономики любого государства требует разработка новых подходов, новой концепции экономического развития, новых стратегий реализации этих подходов и концепций.

С другой стороны, понятно, что эта «рационализация» мировой экономики, не позволит обеспечить на длительный период ее устойчивый рост на имеющейся технологической базе. Без качественного технологического прорыва мировая экономика обречена на продолжение стагнации, о чем и говорят ведущие экономисты мира. Таким образом, экономика многих стран готова для своего качественного изменения на основании достаточно стабильно и в большом числе разрабатываемых открытий и изобретений, которые ждут своего звездного часа в сейфах корпораций, лабораторий и научных центров мира.

В целом же картина социально-экономического развития многих стран, входящих в глобальную экономическую систему неоднозначна. Некоторые государства, вступившие в систему глобальной экономики, до сих пор не добились устойчивого экономического развития, что не позволяет последним формировать устойчивую социальную политику. Учитывая сложность и взаимозависимость глобальных проблем современности, назрела необходимость поиска баланса между международными обязательствами государства с одной стороны, и созданием пространства, необходимого им для определения своей собственной судьбы, с другой. В этой связи, укрепления потенциала правительств в области разработки и реализации национальных стратегий развития.

Исторический опыт экономического развития бывшего СССР в 80-х гг. прошлого века свидетельствует о том, что в трудные времена «перестройки» советская экономика разваливалась на глазах, а путь выхода из кризиса на долгосрочный период не был найден. Именно в это время взоры отдельных советских экономистов устремились на относительно небольшое, но весьма развитое в социальном плане, государство в Скандинавии, а именно на Швецию, опыт которой в плане разработки и реализации национальной стратегии развития был весьма поучительным2. Эти экономисты предлагали идти по скандинавскому пути развития и создать в СССР аналог «шведской социал-демократической модели рыночной экономики». Но экономический кризис так и не был преодолен, став одной из причин развала СССР, а в последующий период в условиях становления новой, индивидуалисткой концепции развития российского государства, опыт Швеции даже не рассматривался. Особенности скандинавской модели экономики весьма подробно были изложен в книге шведского экономиста Класса Эклунда «Эффективная экономика» в переводе А. Волкова. По прошествии достаточного времени с момента развала СССР, все-таки имеет смысл рассматривать опыт Швеции, как некую возможную альтернативу развития России в будущем.
Следует отметить, что в этой довольно успешной, как в экономическом, так и в социальном плане модели экономики, имелись весьма устойчивые особенности.

В частности:

- значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
- превышение доли государственного бюджета в ВВП более 50 % при доминировании в его расходной части статей финансирования социальной сферы;
- регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
- использование в государственной социальной политике средств, минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
- развитая система производственной демократии.

Основной целью реконструкции шведской экономики являлось достижение полной занятости и равенства населения на фоне стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Всеобщая политика поддержки благосостояния граждан и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты ─ составные части сформированной модели, которая развивалась в течение нескольких десятилетий и показала свою устойчивость и жизнеспособность. Многолетний анализ достижений шведской модели позволяет сделать несколько выводов, например:

- Неоспорим успех Швеции на рынке труда, которой удавалось удерживать безработицу на низком уровне даже тогда, когда серьезные структурные проблемы приводили к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
- Имеются достижения и в длительной борьбе за равенство, когда обществу с полной занятостью удалось избежать значительных различий в доходах и жизненном уровне различных слоев населения за счет политики солидарности в области зарплаты ─ стремление к формированию равной зарплаты за равный труд, а так же использование системы прогрессивного налогообложение.
- Меньшие успехи Швеции в других областях: более быстрый темп роста цен, чем в большинстве других стран ОЭСР, медленное увеличение ВВП, по сравнению с рядом стран Западной Европы, относительное замедление роста производительности труда, которое объясняется значительным объемом государственного сектора, где трудно добиться роста производительности труда. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Считалось, что сохранение в начале ХХ в. двух основных целей шведской модели полной занятости и равенства потребует новых методов управления, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Но реальные данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и высокий потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни и здоровья своих граждан. В связи с выше сказанным, остается только удивляться тому, с какой легкостью лидеры бывшего СССР с середины 80-х гг. разрушали экономику собственного государства, не принимая во внимание опыт стран подобных Швеции.
И, тем не менее, на примере отдельно взятого государства строить будущую реальную систему экономического и социального развития другого государства нереально. Очередная волна глобального финансового кризиса последних лет выявила серьезные недостатки не только в мировой экономике, но и в глобальном экономическом управлении. Выражение «кризис в 2008–2010 гг.» звучало, наверное, чаще любого другого выражения. Мировой финансовый кризис затронул или еще затронет практически все страны мира, за исключением самых бедных стран, которые и так находятся в перманентном финансово-экономическом кризисе.

Кризис всегда является серьезным испытанием, а кризис нынешнего масштаба тем более. С другой стороны, кризис, это возможность измениться, отбросить груз предыдущих ошибок, перейти в новое качество. России досталась в наследство от СССР, экономика, технический уровень которой, в основной массе, соответствовал середине прошлого века. В процессе «дележа» доставшегося наследства, получившего условное название «приватизация», российское сообщество было отброшено еще далее назад. Имеющаяся структура управления экономикой, формы концентрации капитала, быстрее соответствует канонам начала 30-х гг. прошлого столетия. Сегодняшняя российская экономика сама по себе безнадежно устаревшая и безнадежно отсталая. По структуре своего производства она полностью соответствует определению ─ колониальная. И если в далекие годы чай, кофе, пряности назывались колониальными товарами, то в сегодняшних условиях их заменили углеводороды, низкокачественный металлопрокат, химические удобрения и другая продукция низкой наукоемкости и технологичности. На это указывает товарная структура экспорта в РФ (рис. 1.1). Следует отметить, что размещенные в регионах России сборочные производства известных фирм, это тоже признак колониальной экономики.

Учитывая невероятный уровень отсталости, возникает вопрос ─ способна ли наша страна, хотя бы попытаться догнать мировую экономику, ведь

последняя ушла далеко вперед? Большинство специалистов считает, что «погоня» может состояться только в случае нестандартного решения проблемы экономической отсталости. В реальных условиях наше государство не может взять пример даже с Японии середины ХХ в., успех которой во многом предопределился тем, что он происходил в период перехода из индустриальной фазы в постиндустриальный период.

Рис. 1.1. Товарная структура экспорта в РФ в 2006 г. (Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. ─ М., 2007)

Рис. 1.1. Товарная структура экспорта в РФ в 2006 г. (Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. ─ М., 2007)

При этом японцы выбрали не стратегию «погони», а стратегию покупки последних достижений науки, научно-технических разработок и технологий постиндустриального уровня, а затем их быстрое внедрение. Эти разработки были использованы как «локомотивы», способные продвинуть на более высокий уровень и другие отрасли экономики. Эта стратегия, концентрация ресурсов на отраслях-локомотивах и позволила им совершить свой знаменитый рывок. Но значительные достижения Японии были построены на невероятном уровне патриотизма японцев, высоком уровне мотиваций к качественному труду и, что совсем немаловажно, на высоком уровне охраны здоровья населения и результатов достижения атрибутов здоровья каждым японцем в отдельности и всей нацией в целом.

Наивно ожидать, что экономика России способна повторить путь Японии. Поэтому придется смириться с тем, что по мере истощения запасов углеводородов и каменных углей, перехода мировой энергетики на альтернативные пути ее выработки, «раздутый сырьевой пузырь лопнет», а то что от него останется, возможно, и сохранится, если владельцы этих остатков смогут вложить серьезные ресурсы в их модернизацию. Аналогичная ситуация в химической отрасли и значительной части машиностроения. Поэтому шансы «догнать и перегнать» Японию и другие экономически развитые страны ничтожные. России надолго, а может быть и навсегда, придется смириться со статусом колониальной державы, или совершить невозможное ─ рывок, позволяющий отвергнуть этот статус за счет мобилизации общества на путь модернизации промышленного и сельскохозяйственного производства, экономики, образования, науки и здравоохранения. И в этих условиях мировой экономический кризис дает нашему государству шанс.
Если рассматривать соотношение ВВП России с соседями по АТР ─Японией и Республикой Кореей, то при любом варианте расчета соотношений
ВВП наше государство явно проигрывает Японии (рис. 1.2 и 1.3).

Рис. 1.2. Валовой внутренний продукт, млрд долл., текущие цены. Источник: IMF, World Economic Outlook Database, 2008

Рис. 1.3. Валовой внутренний продукт с учетом паритета покупательной способности, млрд долл. Источник: IMF, World Economic Outlook Database, 2008

Этот шанс заключается в том, что при переходе к экономике будущего России, по сути, нечего терять. Чего никак нельзя сказать о государствах с более высоким социально экономическим развитием. Им придется пожертвовать высоким уровнем социальных гарантий, спокойной «жизнью в долг» ─ ипотечное кредитование, займы в банках под ничтожные процентные ставки, стабильные системы страхования здоровья и пенсионного обеспечения и многим другим. А жертвовать всегда тяжело, поэтому процессы модернизации в этих странах вероятнее всего будут идти медленней.

У России же имеется возможность, которая заключается в выборе стратегии упреждающего развития, смысл которой заключается в ориентации на будущее с использованием собственных технологических наработок, научных достижений и природных преимуществ.

Как бы не менялась мировая экономика, Россия будет оставаться на пересечении товарных потоков и пассажиропотоков между Европой, Азией и Америкой. Значит, наше государство должны использовать свое преимущество страны ─ транзитера. В конечном итоге останутся наши уникальные и достаточно современные и востребованные в будущем отрасли, такие, как авиастроение, ракетостроение, энергетическое машиностроение. Если создать условия для их развития, они будут успешно работать еще десятилетия. Необходимо провести своеобразную инвентаризацию имеющихся научно-технических разработок, научных школ. Имеющиеся ресурсы должны концентрироваться на создание и развитие высокотехнологических и наукоемких производств и отраслей. Россия пока имеет наработки в сфере высоких технологий, а так же в подготовке высококвалифицированных программистов и математиков. Имеются наработки в области материаловедении, нанотехнологиях и др. В то же время, по мнению некоторых аналитиков, уровень отсталости промышленного производства на душу населения России от стран не имеющих запасов стратегического сырья, например, таких как островное государство Сингапур ─ невероятен (рис. 1.4).

К сожалению, отечественные научно-технические разработки в традиционных отраслях, внедряются где угодно, только не в России. Такую «роскошь», страна не может себе позволять в будущем. Возможно, что с целью концентрации ресурсов и привлечения инвестиций, необходимо создавать специальные экономические зоны ─ техноэкополисы с четкой технологической направленностью, соответствующей отраслям ─ «локомотивами». Российское общество должно понять, что мощь и положение любого государства в будущем мире будет определяться не размером его территории, не численностью населения и армии, а уровнем его научно-технических разработок и технологий.

Глобальный финансовый кризис проявляется в росте цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест, как в коммерческих, так и в государственных организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах. Как и великая депрессия начала ХХ в., очередной виток мирового экономического кризиса, начавшийся в 2008 г., вызвал процессы, которые способны полностью изменить мировую финансово-экономическую систему. В новой системе, как ожидается, возрастет роль государства. Возможно, в результате финансового кризиса в мире возникнет новая всемирная валюта, пришедшая на смену американскому доллару.

Рис. 1.4. Объем производства промышленной продукции в РФ и Сингапуре на душу населения (резидентов), тыс. долл. США/чел. (Калабеков И. Российские реформы в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: www.kaivg.narod.ru, свободный

Прогнозировать развитие мирового экономического кризиса после 2010 г. непросто. Многие эксперты дают абсолютно противоположные оценки тем или иным тенденциям развития ситуации, связанной с мировым кризисом. Одни говорят, что мировой кризис в 2011 г. завершится и начнется период рецессии, другие утверждают, что финансовый кризис в 2011 г. только начнет набирать обороты. Пока ясно одно ─ мировой кризис продолжается. И длиться он и его последствия будут, по мнению большинства экспертов, еще не один год. В этой связи следует отметить, что российская экономика, скорее всего, еще не достигла дна, за которым начнется всеми ожидаемый подъем.
Сегодня многое зависит от того, насколько согласованно удастся действовать лидерам основных экономически развитых стран в непростых условиях мирового финансового кризиса и насколько им удастся найти поддержку в лице граждан своих государств. Таким образом, в числе проблем, которые придется решать в условиях кризиса, проблема занятости и состояния здоровья трудовых ресурсов будет играть немаловажное значение. В этой связи достаточно сказать, что, если еще 20 лет назад Россия по числу населения, занятого в экономике, могла сравниться с такими индустриальными гигантами, как Германия, то кризис, в который страна была ввергнута ее недальновидными политиками, отодвинул ее по вышеуказанному показателю на долгие десятилетия (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Среднегодовая доля населения, занятого в экономике, %. Источники: Росстат; Statistical Yearbook 2008 For Federal Republic of Germany

Рис. 1.5. Среднегодовая доля населения, занятого в экономике, %. Источники: Росстат; Statistical Yearbook 2008 For Federal Republic of Germany

В контексте оценки итогов социально-экономических и политических реформ на рубеже XX–XXI вв. Россию следует сравнивать не только с экономически развитыми странами, но и с такими странами, как КНР. Ведь реформы в России и Китае привели к различным результатам (рис. 1.6).
До начала реформ обе страны были социалистическими и «принимали старт» приблизительно в один исторический период, хотя экономические кондиции России и Китая в начале 80-х гг. ХХ в. были несопоставимы. Например, в Китае в 1980 г. было выплавлено стали 37,1 млн т., а в России ─ 84,4 млн т. В этом же году в Китае было изготовлено 0,22 млн автомобилей, в России ─
1,9 млн цветных телевизоров ─ 0,03 млн и 1 млн; холодильников ─ 0,05 млн и 3,6 млн единиц. Аналогичную статистику за тот период можно привести по многим другим показателям производства товаров и услуг. Однако реформами в Китае и в СССР, а затем и в России руководили разные люди ─ по уровню образования и интеллекта, моральным качествам, целевым установкам, по уровню ответственности за благосостояние своего государства и народа.

Через 25 лет от начала реформ результаты оказались абсолютно разными. Экономические кондиции России и Китая по многим статистическим показателям стали несопоставимы, поднебесная вырвалась вперед, приобрела статус мировой экономический державы, а Россия так и осталась топтаться на «задворках» клуба экономически развитых стран, не важно какого то ли это «восьмерка», то ли это «двадцатка».

Рис. 1.6. Валовая добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности (Manufacturing), текущие цены, млрд долл. (Калабеков И. Российские реформы в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: http://www.kaivg.narod.ru, свободный

Рис. 1.6. Валовая добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности (Manufacturing), текущие цены, млрд долл. (Калабеков И. Российские реформы в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: http://www.kaivg.narod.ru, свободный

В этой связи у Китая, перед Россией одно важное и очень специфическое преимущество, которое многие десятилетия, а, может быть, и более длительный период будет определять специфику отношений государств ─ соседей. Это преимущество ─ неисчислимые трудовые ресурсы Китая, вынужденного сдерживать рождаемость и вымирание населения России, которое сопровождается нарастанием дефицита трудовых ресурсов.
Складывается впечатление, что реформами экономики в коммунистическом Китае руководили квалифицированные экономисты, а реформами в демократической России в период 1991–1999 гг. ─ молодые специалисты, выпускники экономических факультетов университетов с заочной формой обучения. Разрушить, сломать старое у них получилось, а создать новую, эффективно работающую экономику не удалось. Весьма точную оценку произошедшего в 90-х гг. дал в ноябре 2007 г. президент России В.В. Путин: «…обещали одно, а сделали совсем другое. Обещали, что будет благоденствие в течение 2–3 месяцев, получилось всеобщее обнищание, ваучеризация, возникли олигархи за счет миллионов людей, накопившие миллиардные состояния; довели до гражданской войны, поставили вообще страну на грань развала…». Российские реформы «должны были обеспечить процветание не немногим гражданам, но всему обществу». Но «…эта цель реформаторами и не ставилась». При этом «…были созданы стимулы скорее к грабежу государственной собственности, чем к накоплению капитала».

Одну из причин разных, а иногда просто несопоставимых, результатов реформ в России и Китае назвал директор факультета макроэкономики Китайской академии общественных наук, профессор Юань Миньгань: «У нас было общее прошлое, но дальше мы пошли разными путями. Все отрасли, связанные с сырьем и обороноспособностью, по-прежнему в руках государства. Крупные предприятия (нефть, металлургия, уголь, электричество, железная дорога, авиакомпании) под контролем правительства. В Китае не было такой грабительской приватизации, из-за которой в России сейчас столько проблем и почти полностью разрушенное производство».

Конечно, китайскими реформами руководили китайцы. И к решению главных государственных вопросов на пушечный выстрел не допускались западные советники, завлабы, дилетанты, воры и коррупционеры. «Проворовавшихся чиновников ─ в тюрьму или к стенке. Ежегодно расстреливают как минимум десять высокопоставленных госдеятелей ─ в ранге губернатора или министра»7. По оценке некоторых экспертов, если была бы возможность в 90-х гг. пригласить в качестве наших руководителей тех китайцев или сингапурцев, которые реформировали экономику этих стран, несомненно, сегодня Россию не нужно было вытаскивать из экономической разрухи, а россияне жили бы на порядок лучше.

Не один год мы слышим пафосные слова: «Россия ─ великая держава, здоровье нации является приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности страны, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации», но почему-то мало делается, чтобы граждане этой державы были здоровым. За последние 20 лет система охраны здоровья населения в результате непродуманной «перестройки» и экспериментов дала тяжелые сбои. Результаты функционирования разбалансированной системы плачевны. Россия в рейтинге ВОЗ по оценке эффективности системы здравоохранения и показателям здоровья населения, отодвинулась с 26 на 132 место.

Показатели смертности россиян превышают аналогичные в экономически развитых странах мира по всем классам заболеваний. Среди причин смертности на первом месте ─ болезни системы кровообращения, на втором ─ несчастные случаи, отравления и травмы, на третьем ─ новообразования, на четвертом ─ болезни органов дыхания, на пятом ─ болезни органов пищеварения. По мнению значительного числа специалистов, не только отечественных, но и зарубежных, от 20 до 80 % всех «невозвратных человеческих потерь» можно было бы избежать только за счет устранения организационных недостатков медицинской помощи населению. В то же время смертность от сердечно-сосудистых заболеваний последовательно снижается в странах Западной Европы. Сегодня она равна примерно половине соответствующего показателя в 1970 г. Средний показатель смертности от сердечно-сосудистой патологии в странах бывшего СССР, в том числе и в России почти в 3 раза выше, чем в экономически развитых странах, а долгосрочные тенденции продолжают свидетельствовать о его дальнейшем повышении.

По данным доступной статистики, в России ежегодно умирает более двух миллионов граждан, из них более полутора ─ вне стационаров. У большей части непосредственной причиной смерти является остро развившееся неотложное состояние. У 3/4 пациентов, из более чем, 600 тыс., умирающих от ишемической болезни сердца ─ смерть наступает дома, на работе, на улице, в транспорте и т.д. Поздняя обращаемость и госпитализация больных с инфарктом миокарда, острой сердечной недостаточностью, гипертоническими кризами, острой патологией брюшной полости и др. неотложными состояниями являются причиной более 70 % общей летальности в России. Каждый третий, умирающий от инфаркта миокарда, погибает, не дождавшись врача.

Было бы неправильным, высокие показатели смертности населения сводить только к организационным недостаткам систем здравоохранения в этих государствах. Еще в опубликованном несколько лет назад Докладе о состоянии здравоохранения в Европе было показана четкая взаимосвязь между ожидаемой

продолжительностью жизни и уровнем ВВП на душу населения. Наиболее убедительным подтверждением является расширяющийся разрыв в показателях ожидаемой продолжительности жизни между странами с высоким и низким уровнем доходов и между отдельными группами населения внутри этих стран.
В последнее десятилетие ожидаемая продолжительность жизни увеличилась в Европейском регионе в целом, но снизилась в большинстве новых независимых государств бывшего СССР. В среднем люди в них умирают на 10 лет раньше, чем жители стран Западной Европы. Показатели преждевременной смерти наиболее высоки среди мужчин среднего возраста; мужчины в этих странах умирают на 11 лет раньше, чем женщины. Что же касается ожидаемой продолжительности здоровой жизни, то в странах бывшего СССР этот показатель равен только 56 годам против 70 лет в западно-европейских странах. Давая описание драматического снижения уровня жизни на постсоветском пространстве, имевшего место в последнее десятилетие, в докладе говорится, что в мире практически не имеется прецедента такого резкого снижения этого показателя в мирное время.
В докладах экспертов ВОЗ отмечается, что наиболее важным детерминантом «нездоровья», обусловленного инфекционными болезнями, является бедность, независимо от того, определяется ли она по уровню доходов, жилищным условиям или образовательному статусу. Жизнь в бедности связана с более высокими показателями инфекционной заболеваемости, особенно туберкулезом. Частота инфекционных болезней, таких как ВИЧ-инфекция/ СПИД и туберкулез, резко повысилась в странах бывшего СССР. Число новых случаев ВИЧ-инфекции/СПИДа в странах бывшего СССР удваивается каждый год, начиная с 1995 г.

Кроме того, в Европейском регионе отмечается самый высокий уровень потребления алкоголя в мире. Каждая четвертая смерть среди европейских мужчин в возрасте 15–29 лет связана с употреблением алкоголя. Каждый год потребление табака служит причиной смерти 1,2 млн человек, а употребление алкоголя является одним из причинных факторов смерти 55 тыс. подростков. В современной России все Европейские проблемы с отрицательными тенденциями в состоянии здоровья реализуются в гипертрофированном варианте. Алкоголизм ─ одна из главных причин демографического кризиса. По подсчетам одного из основоположников изучения алкогольной смертности в России А.В. Немцова приблизительно каждая третья смерть в России имеет прямой или косвенной причиной алкоголь8, по данным других исследователей алкогольная смертность составляет до 300–400 тыс. человек ежегодно.

Так, социально-экономическая ситуация, сформировавшаяся в России в последние десятилетия, привела к широкому распространению стрессовых ситуаций в повседневной жизни, снижению материального уровня жизни большинства семей имеющих детей, а также уровню доступности, качества и безопасности медицинской помощи. На этом фоне устойчивый характер приобрели негативные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков. Нарастание экологического неблагополучия, социально-психологического стресса, ухудшение качества питания, издержки образовательных реформ, высокие школьные нагрузки, увеличение доли детей из социопатических семей ─ все это привело к тому, что число здоровых детей в различных регионах России не превышает 8–10 %.

В условиях спада экономики любое государство вынуждено будет предпринять ряд мер, направленных на «экономию» государственного бюджета. Как правило, это в первую очередь касается тех групп населения, которые особенно нуждаются в социальной помощи, т.е. это безработные, многодетные семьи, старики, инвалиды, граждане, страдающие социально обусловленными заболеваниями и др.

Если говорить о последствиях экономического кризиса, то они еще многие годы будут ощущаться на нескольких уровнях. Факты свидетельствуют о том, что практически во всех 53 странах Европейского региона ВОЗ сегодняшние налоговые поступления ниже ожидаемых. Такие страны, как Бельгия, Венгрия, Латвия, Литва, Португалия, Словакия, Чешская Республика и Эстония, уже объявили о необходимости пересмотра государственного бюджета. Кроме того, снижение стоимости валют во многих странах Европы ведет к повышению цен на фармацевтические средства, медицинские изделия и другие товары медицинского назначения. В частности, Казахстан, Республика Молдова и Украина сообщают о повышении цен на медикаменты до 30 %. Опасность роста бедности в результате экономического кризиса наиболее высока в таких странах, как Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В условиях роста цен, безработицы и социальной незащищенности образ жизни людей не ориентирован на сохранение здоровья. В связи со снижением уровня своих доходов потребители переходят на покупку более дешевых пищевых продуктов с высоким содержанием жиров и сахара и с низким содержанием питательных веществ, перестают покупать «очищенную» питьевую воду, а так же тратить личные доходы на проведение отпусков и каникул за пределами мегаполисов, покупку нового жилья и т.п. Последствия тяжелого положения с продовольствием особенно губительны для детей, молодежи, беременных и кормящих женщин. Опыт предыдущих витков экономического кризиса указывает на возможное повышение уровней употребления алкоголя и наркотиков, а также рост психической заболеваемости.
Анализ мировой практики показывает прямую связь между уровнем экономики и здоровьем детей и беременных женщин. По мнению экспертов ВОЗ, недостаточное питание является первопричиной примерно в трети всех слу-

чаев смерти детей. Рост цен на продовольствие в сочетании со снижением доходов повышают риск недоедания. В некоторых странах, уровень распространенности недостаточного питания повысился, в связи с чем отставание в росте во всем мире все еще наблюдается у почти 186 млн детей в возрасте до 5 лет. В целом детская смертность в текущем десятилетии продолжала снижаться. В 2008 г. общее годовое число случаев смерти детей в возрасте до 5 лет снизилось до 8,8 млн ─ на 30 % по сравнению с 12,4 млн случаев, имевших место, по оценкам экспертов, в 1990 г. Смертность среди детей в возрасте до 5 лет в 2008 г. составляла, по оценкам, 65 случаев на тысячу у живорождений, то есть на 27 % меньше, чем в 1990 г., когда этот показатель составлял 90 случаев на тысячу живорождений.

Согласно экспертным оценкам ВОЗ, ежегодно около 500 тыс. женщин ─ большинство из них в развивающихся странах ─ умирают из-за осложнений во время беременности или родов. Риск смерти наиболее высок в Африканском регионе ВОЗ, в котором коэффициент материнской смертности составил 900 на 100 тыс. живорождений, тогда как в Европейском регионе ВОЗ этот показатель составил всего 27 на 100 тыс. живорождений. По сути, половина всех случаев материнской смерти приходилась на Африканский регион ВОЗ и еще треть ─ на регион ВОЗ, охватывающий Юго-Восточную Азию. Материнская смертность является медико-санитарным показателем, который отражает наибольший разрыв между богатыми и бедными как между странами, так и внутри стран.

Воздействие глобальных, продовольственного, энергетического, финансового и экономического кризисов на состояние здравоохранения еще только начинает проявляться, но уже сегодня мировому сообществу необходимо принимать меры для защиты этих расходов от попыток секвестрирования.
Большинство людей мечтает о том, чтобы окружающий мир, становился лучше, комфортней, безопасней. Нас убаюкивает рост промышленного производства и доходов. Кажется, что это будет продолжаться, если не вечно, то хотя бы в обозримом будущем. Мы стараемся не замечать неприятных сигналов, но они от этого никуда не исчезают. Они накапливаются, достигая критического уровня. А затем наступает расплата за покой и благодушие в виде дестабилизации экономики, которая, как правило, сопровождается снижением социальных расходов в первую очередь на охрану здоровья населения. По мнению отечественных, да и не только отечественных чиновников высокого ранга, стоит только навести порядок в финансовой сфере, ограничить спекулятивные операции, оздоровить банковскую систему и государство вернется к экономическому росту и процветанию. Экономика вновь получит кредитную поддержку финансового сектора, увеличится занятость, а вместе с ней и потребление, а это в свою очередь вызовет рост производства.

Следуя этой идеологии «оздоровления» некоторое время назад гигантские финансовые ресурсы были брошены на реализацию этого плана спасения экономики России. Полученные результаты явно не соответствуют объему использованных ресурсов. Ожидаемого перехода экономики к устойчивому росту пока не произошло. Значительную часть этих средств уже сегодня можно зачислить в разряд безнадежно утерянных, в том числе и финансовых ресурсов, направленных на поддержку приоритетного национального проекта «Здоровье», поскольку результаты его реализации, мягко говоря, не впечатляют.

И, тем не менее, принятие решений, направленных на приоритетное внимание вопросам охраны здоровья граждан, снижение стоимости лекарств, улучшение доступности медицинских услуг для социально-незащищенных групп населения поможет сгладить отрицательное влияние кризиса, устранить неравенство в отношении доступности, качества и безопасности медицинской помощи населению.

В реальных условиях для достижения прогресса в вопросах охраны здоровья населения России ключевое значение имеет повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения. Для укрепления кадровых ресурсов здравоохранения, обеспечения более широкой доступности и повышения качества услуг, расширения доступа к диагностике заболеваний на ранних стадиях, улучшения инфекционного контроля в круглосуточных стационарах и содействия рациональному использованию лекарственных средств потребуются мощный политический импульс и устойчивое и прогнозируемое финансирование. Кроме того, очередной виток мирового финансово-экономического кризиса высветил срочную необходимость увеличения расходов на здравоохранение относительно ВВП, как минимум до 6–7 %.

Ключевая проблема отечественного здравоохранения ─ недостаточность стимулов к повышению эффективности использования ресурсов, дефицит ответственности властей муниципального, регионального и федерального уровней за состояние здоровья населения. Острая нехватка средств является питательной средой для утраты необходимой мотивации, но многие проблемы носят «рукотворный» характер. Мы имеем такую систему организации, управления и финансирования здравоохранения, которая не побуждает врачей рационально использовать ресурсы и добиваться максимально высоких показателей здоровья населения в расчете на вложенные ресурсы.


Эта книга опубликована на сервере MedLinks.ru
URL главы http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3159
Главная страница сервера http://www.medlinks.ru